Оценки китайских специалистов состояния и возможностей гражданской обороны Ирана

Руководство ИРИ уделяет первостепенное внимание подготовке инфраструктуры страны к действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В этой связи деятельность подразделений гражданской обороны (ГО) находится в сфере повышенного контроля иранского военно-политического руководства и командования вооруженных сил страны. По взглядам иранского руководства, гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и проведение мероприятий ГО является одной из важнейших функций государства, а также составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.

По данным китайских источников, исходя из складывающейся обстановки, угрозы национальной безопасности Ирана носят многоплановый характер. Соответственно меры по их ликвидации должны предусматривать не только укрепление военного потенциала государства, но и подготовку всей инфраструктуры страны к действиям в условиях вооруженного конфликта, в том числе, с целью организации информационного противоборства и оказания психологического воздействия на противника. По мнению иранского военного командования, потенциальному агрессору не удастся нанести Ирану решающее поражение в короткие сроки. В этой связи обеспечение надежного функционирования государственного механизма в чрезвычайных условиях в течение относительно продолжительного времени приобретает особое значение. Систему гражданской обороны ИРИ составляют:

– органы управления, отвечающие за обеспечение защиты населения;

– силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

– фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

– системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

В соответствии с требованиями иранского руководства, направленность мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время должна обеспечивать решение следующих задач:

– защита населения от последствий применения ОМП, ракетных ударов, авиационных налётов, а также аварий и стихийных бедствий;

– координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– повышение степени защищенности важных государственных и военных объектов в угрожаемый период и в условиях вооруженного конфликта;

– специальная подготовка руководящих кадров, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

– развитие системы защитных сооружений для укрытия населения;

– обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

– эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону сильных разрушений;

– организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом или бактериологическом заражении, а также о стихийных бедствиях;

– обучение населения защите от оружия массового поражения, изготовлению простейших средств защиты, а также способам проведения первоочередных аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Китайские специалисты отмечают, что для решения задач ГО в Иране существует специальная структура органов и учреждений. Так, высшим органом планирования и управления мероприятиями ГО является правительственный совет гражданской обороны, руководимый председателем – министром внутренних дел. В состав совета входят руководители различных государственных структур ИРИ, в том числе ряд ключевых министров правительства ИРИ, а также представители командования ВС. Главной структурой, осуществляющей планирование и реализацию всех мероприятий ГО, является Организация «пассивной» обороны (ОПО), функционирующая при ГШ ВС ИРИ. Данная структура наделена статусом и полномочиями, позволяющими эффективно решать поставленные правительством задачи. ОПО также предоставлено право блокировать любой проект министерств и ведомств, не отвечающий установленным требованиям в области ГО. На основании комплексного «Плана гражданской обороны» во всех органах исполнительной власти ИРИ созданы комиссии, которые регулируют деятельность министерств и ведомств в рамках единой стратегии гражданской обороны, осуществляют планирование необходимого финансирования, его включение в бюджеты государственных учреждений, а также контроль над реализацией ранее утвержденных планов. Аналогичные по своим функциям подразделения сформированы и в органах военного управления. В частности, в оперативных управлениях Главных командований Армии и КСИР созданы отделы гражданской обороны. Такой же отдел создан и в аппарате командующего СОП.

Отмечается, что органы ГО, функционирующие на различных уровнях государственной иерархии, обязательно включают в себя следующие службы: штабная; спасательная; оказания первой помощи и эвакуации раненых; социальной реабилитации; безопасности и регулирования дорожного движения; противопожарная; медицинская; технического ремонта и восстановления. Вопросы взаимодействия между структурами ГО различных министерств и ведомств отрабатываются на регулярно проводимых учениях. По взглядам иранского руководства учения являются высшей и активной формой подготовки руководящего состава, формирований ГО и населения к выполнению задач гражданской обороны. В ходе их проведения приобретаются и совершенствуются необходимые практические навыки, отрабатываются действия личного состава формирований ГО и населения, а также изыскиваются наиболее целесообразные приемы использования техники. Учения гражданской обороны, проводимые в соответствии с современными требованиями, дают возможность обучать формирования ГО и население действиям в условиях применения противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также воспитывать психологическую устойчивость граждан страны в чрезвычайных условиях.

Как отмечают специалисты НОАК, в зависимости от целей, задач и состава участников организуются и проводятся:

– тактико-специальные учения;

– командно-штабные учения;

– объектовые тренировки;

– комплексные учения.

Тактико-специальное учение – основная и наиболее эффективная форма всесторонней подготовки формирований ГО к выполнению стоящих перед ними задач. Подразделения во время ТСУ как правило используют учебно-материальную базу своих объектов: коммунально-энергетические сети, защитные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними задачи в условиях конкретной тактической обстановки в тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).

Командно-штабное учение является одной из основных форм практических мероприятий, позволяющей отработать возложенные задачи одновременно всеми органами и структурами нескольких крупных объектов. Основные цели КШУ – повышение теоретических знаний и практических навыков руководящего состава при выполнении мероприятий ГО объекта, организация взаимодействия между службами и формированиями, уточнение и отработка вопросов управления ГО объекта и всестороннего обеспечения мероприятий. КШУ проводится на фоне конкретной тактической обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед командно-штабным учением рекомендуется проводить штабные тренировки. Их количество и время проведения определяет начальник ГО объекта, исходя из целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего состава и органов управления. К учению могут привлекаться разведывательные формирования, подразделения связи, охраны общественного порядка и санитарные дружины (посты). Руководителем КШУ назначается начальник гражданской обороны объекта.

Объектовая тренировка по гражданской обороне – наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и учебных заведений к действиям в условиях возможного применения противником ОМП и других средств нападения. На тренировках отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким расчетом, чтобы за годичный цикл отработать весь их комплекс, предусмотренный планом ГО объекта. К участию в объектовых тренировках привлекаются руководящий состав, рабочие и служащие, студенты и учащиеся, а также население ведомственного жилого фонда.

Комплексное учение гражданской обороны завершает установленный цикл подготовки объекта. Цель комплексного учения состоит в том, что все участники учения действуют одновременно по единому тактическому замыслу и решают весь перечень задач, предусмотренных планом ГО объекта, на его материально-технической базе, без остановки производственной деятельности. В рамках учения обычно проверяются и уточняются планы ГО объекта, степень его готовности к осуществлению мероприятий гражданской обороны и проведению работ по ликвидации последствий применения противником ОМП и других средств нападения, а также последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Кроме того, оценивается потенциальная устойчивость работы объекта в военное время. В ходе комплексного учения создается сложная динамичная обстановка, характерная для очагов поражения и зон заражения. Руководящий состав обучается четкой организации при управлении формированиями в условиях сильных разрушений, радиоактивного, химического, бактериологического заражения и крупных пожаров.

Власти ИРИ полагают, что одной из приоритетных целей вероятного противника является дестабилизация внутриполитической обстановки в стране путем организации массовых антирежимных выступлений как в мирное время, так и после начала вооруженной акции. В этой связи одной из основных задач ОПО является укрепление системы органов государственного управления с тем, чтобы обеспечить удовлетворение хотя бы минимальных экономических потребностей населения, а также сохранить контроль над развитием обстановки в любых, в том числе, и кризисных условиях. Для этого в угрожаемый период предусматривается осуществить перевод органов власти из столицы в более безопасные районы страны, их рассредоточение, дублирование функций отдельных структур, передачу им дополнительных полномочий с целью обеспечения возможности автономной работы, а также выполнить комплекс мер по введению противника в заблуждение относительно мест дислокации важнейших органов управления. Кроме того, предусматривается, что государственная телерадиокомпания активизирует пропаганду, направленную на сплочение населения страны на основе патриотических и религиозных лозунгов. Для обеспечения функционирования национального телевизионного и радиовещания в условиях вооруженного конфликта на территории страны создана резервная система передающих устройств и ретрансляторов.

По данным китайских военно-технических изданий при совершенствовании системы ГО повышенное внимание уделяется так называемым «угрожаемым районам», под которыми подразумеваются районы расположения важных административных, военных и промышленных объектов, а также зоны, наиболее часто подвергаемые стихийным бедствиям. Задача, направленная на обеспечение защиты и выживания населения, в условиях современной войны решается путем создания систем защитных сооружений, а также эвакуации и рассредоточения населения. В целях выявления пригодных для укрытия населения помещений производится обследование всех общественных и частных зданий. Решение об эвакуации и рассредоточении населения принимает штаб ОПО. Расходы на эвакуацию, размещение, медицинское обеспечение, питание и трудоустройство эвакуированного населения берет на себя государство. В общей системе мероприятий по защите населения от ОМП значительное место отводится медицинскому обеспечению, которое включает:

– формирование медико-санитарных служб;

– создание запасов медикаментов и медицинского оборудования;

– организация пунктов медицинской помощи, эвакуации раненых и больных, а также развертывание полевых госпиталей и дополнительных лечебных учреждений;

– проведение спасательных работ;

– оказание первой помощи пострадавшим и их эвакуация в госпитали;

– предотвращение вспышек эпидемий и борьба с ними.

Основной задачей комиссий ГО Министерства здравоохранения и образования является подготовка к возможному использованию противником оружия массового поражения. С этой целью создаются производственные мощности, которые позволят в угрожаемый период увеличить объемы выпуска вакцин и антидотов, в первую очередь, для обеспечения ими личного состава вооруженных сил и населения приграничных районов. Кроме того, планируется вывоз коллекций опасных микроорганизмов, хранящихся в научно-исследовательских учреждениях, в безопасные районы. Медико-санитарные службы в системе гражданской обороны создаются на основе государственных и частных учреждений, а также органов здравоохранения во всех звеньях – от штабов управлений министерств до местных органов гражданской обороны.

Китайские специалисты отмечают, что одним из важнейших направлений организации гражданской обороны в стране является установление тесного взаимодействия органов ГО с ВС. При этом на войска возлагаются задачи:

– оказания помощи при планировании мероприятий гражданской обороны;

– проведения эвакуации населения;

– организация аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Важным направлением деятельности системы ГО Ирана является своевременное оповещение и информирование населения о приближающихся угрозах военного, природного и техногенного характера в целях минимизации возможных человеческих жертв. Для этого создаются специальные центры, которые обеспечивают взаимодействие органов ГО с метеорологической и сейсмической службами, научно-исследовательскими учреждениями, работающими в области прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также органами здравоохранения и социальной помощи.

С учетом возможного заражения больших пространств отравляющими веществами и радиоактивными осадками в Иране создана сеть стационарных пунктов радиационного наблюдения и дозиметрического контроля, основные из которых находятся при оперативных центрах секторов ПВО. Пункты оценки радиационной, а также биологической и химической обстановки рассредоточены по всей территории страны. Часть таких пунктов развернута на существующих метеорологических станциях, а также при местных органах власти, полицейских участках, на промышленных предприятиях, объектах систем транспорта, энергоснабжения и водообеспечения. В системе управления и оповещения ГО основной акцент делается на использование радио и телевидения, а также военных систем связи, включая радиорелейную и тропосферную, которые будут способствовать обеспечению большей устойчивости, гибкости и оперативности оповещения. Основным средством объявления тревоги являются сирены электрического и пневматического действия. В аварийных случаях (отключение электроэнергии, отказ стационарных сирен и т.п.) предусматривается применение подвижных установок, оборудованных сиренами, а также фабрично-заводских гудков и громкоговорителей.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов о том, что высшее руководство ИРИ, не исключая вероятности вооруженного конфликта, принимает всесторонние меры, направленные на подготовку инфраструктуры страны, а также органов исполнительной власти, военного управления и спецслужб к действиям в чрезвычайных условиях. При этом основной целью является обеспечение стабильности правящего режима, как в угрожаемый период, так и с началом боевых действий.

52.28MB | MySQL:103 | 0,577sec