Обзор текущей гуманитарной ситуации в Сомали

Новый цикл стихийных бедствий, затронувший Сомали в октябре-ноябре текущего года, вновь поставил эту страну в фокус приоритетного внимания гуманитарного сообщества. В 2019 году Сомали переживает один из сильнейших циклов наводнений за последние десятилетия. В частности, осенью этого года сильные наводнения привели к эскалации гуманитарной ситуации, оказав прямое негативное воздействие на жизнедеятельность нескольких сот тысяч человек, из которых только 370 тысяч лишилось крова только за последний месяц. Разумеется, климатические бедствия в Сомали оказывают прямое воздействие на политическую ситуацию в этой охваченной конфликтом стране, и ведут к новому этапу дестабилизации.

Данное обстоятельство провоцирует актуальную сегодня в международной повестке дискуссию на тему климатического фактора в конфликтах и его разрушительного воздействия на национальную продовольственную безопасности. Сомалийский гуманитарный кризис привлек внимание мирового сообщества в 2011 году, когда в результате массового голода погибло 250 тысяч человек. Впоследствии при поддержке доноров гуманитарные агентства ООН приспособились превентивно реагировать на климатические катаклизмы. Наводнения осенью 2019 года стали новой проверкой на прочность – и как оказалось —  механизмы быстрого реагирования по-прежнему недостаточно эффективны. Сомали остается крайне уязвимым к любого рода климатическим аномалиям ввиду особенностей гуманитарного кризиса в этой стране и совокупности местных факторов. Рассмотрим главные из них.

Во-первых, сомалийский гуманитарный кризис является одним из наиболее долгоиграющих и сложных в мире. Соответственно, на протяжении последних десятков лет ежегодно в стране фиксируются массовые миграции населения под воздействием сложнейших вооруженных конфликтов и регулярных климатических катаклизм. Только в прошлом году общее число внутренне переселенных лиц составило 880 тысяч человек. Из них почти 600 тысяч – фермеры и животноводы-кочевники, вынужденные мигрировать под воздействием экстремальной засухи и наводнений, а также 300 тысяч мигрантов в результате эскалации боевых действий и насилия, в основном со стороны радикальной исламистской организации «Аш-Шабаб». В 2019 году имело место новая волна внутренних переселений – 575 тысяч сомалийцев покинули места проживания в период с января по ноябрь с.г., в итоге увеличив число нуждающихся в гуманитарном содействии до 4.8 млн человек. В этой ситуации, даже несмотря на прогнозирование климатических катаклизм и их раннее оповещение, принятие превентивных мер в условиях массовой, непрекращающейся миграции не представляется возможным.

Во-вторых, в отсутствии централизованной и финансово устойчивой системы здравоохранения в Сомали, климатические катаклизмы и конфликты ведут к обострению санитарно-эпидемической обстановки и угрожают массовой эпидемией опасных заболеваний, включая холеру и малярию. Отсутствие медикаментов и специального питания для уязвимых категорий населения – еще одна серьезная проблема. По состоянию на ноябрь 2019 года, около 1 млн детей находятся в зоне высокого риска – им угрожают смертельные заболевания и осложнения. Также в национальном масштабе Сомали угрожает риск эпидемии холеры, хотя на данном этапе ситуация находится под контролем: общее число заболевших с момента вспышки в 2017 году составляет 9 тысяч человек, включая 46 случаев со смертельным исходом.

В-третьих, с начала 2019 года наметилась устойчивая тенденция урбанизации и миграции населения в города в поисках более надежного и устойчивого гуманитарного содействия. Большая их часть размещена среди местных городских общин – это создает дополнительную нагрузку на социальные службы и создает повышенную конкуренцию на трудовых рынках. Но главное – подрывает полностью аграрные системы и особенно животноводство, которое является главным на сегодня экспортным направлением и источником национального дохода. Также в этом году усилилась миграция сомалийских беженцев в соседние страны – Кению, Эфиопию, Уганду и Йемен.

В-четвертых, ситуация с защитой женщин и детей в контексте гуманитарного кризиса в Сомали одна из самых худших в мире. Особенно чувствительным является ситуация тех уязвимых категорий, которые размещены во временных центрах и палаточных городках в крупных городах. Вопросы их личной защиты от различных форм насилия по-прежнему остаются открытыми.

Резюмируя, новая эскалация гуманитарного кризиса в Сомали под воздействием климатических катаклизм обнажила старые проблемы этого многолетнего кризиса. Главная из них – отсутствие критической массы для превентивного реагирования на кризисные ситуации, даже в случае их точного прогнозирования. Данное обстоятельство повышает уязвимость Сомали к насилию и вооруженным конфликтам и создает «благоприятную» среду для уже весьма продолжительной деятельности экстремистской организации «Аш-Шабаб», которая с 2007 года оказывает успешное противодействие центральному правительству и является угрозой радикализации и территориального распада Сомали.

Кроме того, отсутствие потенциала превентивного реагирования на гуманитарные кризисы ведет к удорожанию самих гуманитарных операций под эгидой ООН и при поддержке донорского сообщества. В мае текущего года ООН была вынуждена выпустить дополнительный гуманитарный призыв по Сомали и запросить дополнительно 710 млн долларов у донорского сообщества для предотвращения новой угрозы массового голода. В 2017-2018 гг. гуманитарная операция в Сомали стала самой дорогостоящей для этой страны за последние десятилетия – ее бюджет составил в среднем 1.5 млрд долларов за каждый год, что в среднем вдвое выше, чем в предыдущие годы.

Логично предположить, что западные доноры отчетливо осознают повышенную уязвимость Сомали от климатических шоков и практически полное отсутствие национального потенциала для противодействия. Именно поэтому операция в Сомали является одной из наиболее стабильно финансируемых. В 2019 г. общий бюджет плана гуманитарного реагирования ООН в Сомали составляет 1.1 млрд долларов, из которых по состоянию на ноябрь с.г. удалось мобилизовать 750 млн долларов, что на фоне других крупных гуманитарных кризисов является неплохим показателем. Причем 51% всего финансирования выделили США, затем следуют Евросоюз, Великобритания и Германия. К сожалению, практически вся гуманитарная помощь нацелена лишь на экстренное реагирование на кризисные ситуации, включая недавние массовые наводнения в октябре-ноябре с.г. А это полностью блокирует важные инициативы по реконструкции экономики и инфраструктуры, в особенности важнейших для занятости населения аграрных систем и производств. По данным Всемирного банка, капитальные расходы составляют лишь 3% национального бюджета, и страна устойчиво входит в десятку беднейших в мире с 43% населения за чертой бедности. При этом нужно четко понимать, что выработка долгосрочной стратегии и устойчивых решений экономического развития для Сомали сегодня в первую очередь связаны с превентивным реагированием на климатические изменения. Именно в эту сферу, включая создание должной инфраструктуры для развития сельских территорий, требуются масштабные и адресные инвестиции и вложения для достижения результатов. Однако с учетом высоких политических рисков (коррупция, клановые конфликты и фактор «Аш-Шабаб), ожидать в обозримой перспективе таких вложений от международных инвесторов не приходится.

52.25MB | MySQL:103 | 0,609sec