Израиль: о формировании правительственной коалиции. Часть 13

Коалиции нет и не ожидается

Несмотря на переговорный ажиотаж последних дней, как в принципе и ожидалось лидер «Кахоль-лаван» Бени Ганц, так и не смог сформировать коалицию в отведенный ему срок и 20 ноября был вынужден сдать свой мандат президенту Реувену Ривлину. И хотя он сообщил президенту, что считает своей обязанностью приложить максимум усилий для создания коалиции в оставшиеся три недели в это мало кто верит.

Впервые в истории Израиль подошел к 21-дневному сроку, за который премьер-министром может стать любой депутат Кнессета. Согласно Основному закону, это последняя возможность перед новыми выборами, когда ни один лидер из двух больших партий не смог сформировать коалицию.

На следующий день президент передал мандат спикеру парламента Юлию Эдельштейну и заявил: «Мы переживаем тяжелые времена. В день приведения к присяге Кнессета я призвал отложить в сторону мечи и прекратить поливать друг друга грязью. Надо помнить, что народ показал красную карточку некоторым игрокам и удалил их с поля».

В свою очередь, спикер Кнессета Юлий Эдельштейн пообещал сделать все возможное для того, чтобы коалиция была сформирована. «Никто не хочет выборов. На выборах в сентябре было то же самое, что на выборах в апреле. Если не дай Бог, мы не справимся со стоящей перед нами задачей, будет то же самое в третий, четвертый и пятый раз». Эдельштейн добавил: «Можно создать коалицию, есть еще 21 день, и я сделаю все для того, чтобы широкая и прочная коалиция была создана». Хотя мало вероятно, что он сам рискнет собирать эту коалицию.

С момента передачи мандата Кнессету начались три недели, в течение которых 61 депутат имеет возможность порекомендовать любого парламентария на пост главы правительства. Если за 21 день никто не получит 61 рекомендации, то в стране будут объявлены внеочередные выборы в Кнессет 23-го созыва.

В связи с создавшейся ситуацией юридический советник Кнессета Эяль Инон выпустил комментарии к параграфу 10 Основного закона о правительстве, где регулируется ситуация, когда два основных претендента не смогли сформировать правительство и вернули мандат президенту.

Согласно его заключению, президент не должен ожидать окончания 21-дневного периода, а обязан передать мандат на формирование правительства первому претенденту, получившему в этот период рекомендации 61 депутата. Депутат, набравший рекомендации 61 депутата и получивший мандат от президента, сможет привести к присяге новое правительство простым большинством голосов.

Рекомендации депутатов не обязывают их голосовать в поддержку рекомендованного ими претендента. Депутат не связан фракционной дисциплиной и может рекомендовать более одного претендента. Рекомендация должна быть оформлена лично, с указанием имени, даты и подписи от руки (не электронной и не удаленным образом). Собирать подписи может как претендент, так и другие депутаты, в том числе – без получения согласия претендента. Для передачи рекомендаций президенту необходимо получить согласие претендента. Депутат может передумать и отозвать свою рекомендацию до момента, когда рекомендации переданы президенту.

Голосование по правительству в рамках 10 параграфа может быть проведено только один раз. В случае неудачи Кнессет считается распущенным и назначаются новые выборы.

После того как Бени Ганц был вынужден сдать свой мандат президенту практически все партии выступили с заявлениями, в основном обвиняя соперников в срыве коалиционных переговоров.

В своей речи для прессы Бени Ганц заявив, что он был готов на многое, «но перед ним встал блок, который упорно ставит интересы одного человека выше блага больных, лежащих в больничных коридорах». В «ответном» слове Биньямин Нетаньяху призвал Бени Ганца «избавиться от «вето» Лапида». «Что он тебя так зачаровал? Сделай правильную вещь: давай создадим правительство национального единства», — призвал премьер-министр на встрече с лидерами правого блока.

В своем выступлении Авигдор Либерман возложил ответственность за неудачу в деле создания широкого правительства на лидеров Ликуда и «Кахоль-лаван» в равной мере. Он заявил, что партия НДИ представила лишь два принципа – единство и либеральное правительство. Однако один не был готов принять предложение президента, второй не был готов отказаться от своего право-религиозного блока. Нетаньяху тянул время, а Ганц вел двойную игру, ведя переговоры с ультраортодоксами. Как следствие в Кнессете возникла антисионистская коалиция ультраортодксальных и арабских партий.

Глава фракции партии Ликуд Мики Зоар заявил, комментируя выступление лидера НДИ Авигдора Либермана: «По сути дела, Либерман объявил о третьих выборах. Его систематические и резкие нападки на ультраортодоксов закрывают дорогу к созданию правого правительства». В кулуарах Кнессета уже говорят о том, что выступление Либермана открыло предвыборную кампанию в Кнессет 23-го созыва.

Дополнительно Авигдор Либерман предложил провести прямые выборы премьер-министра, а также принять общее соглашение всех сионистских партий об отношениях религии и государства. Кроме этого, он сообщил, что партия НДИ собирается инициировать закон об обязательном участии в выборах, что может изменить результаты голосования.

Религиозные партии ополчились на Либермана за то, что он поставил их в один ряд с Объединенным арабским списком, назвав их членами «антисионистской коалиции, играющей на двух блоках». В сторону лидера НДИ посыпались обвинения в антисемитизме и коррупции. Лидер «Еврейства Торы» замминистра здравоохранения Яаков Лицман заявил, что на пресс-конференции Либермана «опять возродился антисемитизм».

Лидер партии ШАС Арье Дери возложил ответственность за то, что не было создано правительство национального единства, на Авигдора Либермана. «Единственный человек, который несет ответственность за то, что не было создано правительство национального единства — это Авигдор Либерман. Он сделал все, чтобы Нетаньяху не слишком шел навстречу Ганцу, чтобы Ганц не шел слишком навстречу Нетаньяху. Он намекал, что готов войти в правительство с правыми партиями, намекал, что готов войти в левое правительство. На самом же деле он хотел сорвать переговоры».

И хотя коалиционные переговоры зашли в тупик и остается менее трех недель как страна может пойти на третьи выборы, политический кризис в Израиле дополнительно вошел в новую стадию полного тупика и неизведанного. Мало того, что страна уже год существует с переходным правительством и стоит на пороге третьих парламентских выборов, 21 ноября премьер-министру Биньямину Нетаньяху были предъявлены обвинения в нескольких уголовных преступлениях.

Юридический советник правительства Авихай Мандельблит в своем заявлении для прессы объявил, что главе правительства Биньямину Нетаньяху будут предъявлены обвинения по трем делам: 4000, 2000 и 1000, в результате чего его статус поменялся с подозреваемого на обвиняемого.

Биньямин Нетаньяху обвинил полицию и прокуратуру в попытке государственного переворота. «Я уважаю юридическую систему. Но нужно быть слепым, чтобы не увидеть, что с полицией и прокуратурой происходит что-то неладное. Мы все стали свидетелями попытки государственного переворота с помощью ложных обвинений и тенденциозного расследования». Он также говорил о том, что в ходе расследования его дел были допущены многочисленные нарушения следственными органами и прокуратурой. Глава правительства заявил, что необходимо сформировать комиссию, которая бы проверила действия полиции.

Естественно, что данные события внесут существенный разлад как в устоявшиеся блоки, так и в ряды Ликуда, где уже сегодня слышны требования о проведении праймериза на пост лидера партии в преддверии новых выборов в Кнессет.

62.83MB | MySQL:102 | 0,637sec