Оценки китайских специалистов особенностей военной политики Государства Израиль

По данным КИМСИ НОАК (Китайский институт международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая) особенностью военно-политического курса Израиля является его антиарабская направленность и ставка на оказание силового давления на потенциального противника. При этом израильское руководство в своей деятельности опирается на всестороннюю поддержку со стороны Вашингтона 
и его союзников по НАТО.  Отмечается, что основные усилия Израиля сосредоточены на противодействии угрозам со стороны наиболее вероятных противников, в качестве которых израильтяне рассматривают Иран и Сирию. Израиль обвиняет их в разработке оружия массового поражения, а также в поддержке ливанской шиитской организации «Хизбалла», палестинских Движения исламского сопротивления ХАМАС и группировки «Исламский джихад». Кроме того, в связи с происходящими на Ближнем Востоке процессами «арабской весны» израильтяне опасаются прихода к власти в государствах региона радикальных исламистов 
и резкого усиления в них антиизраильских настроений, поводом для чего может стать отсутствие видимых перспектив ближневосточного урегулирования. Отмечается, что проводимую антииранскую политику Израиля обусловливает наличием потенциальных угроз, основными из которых являются реализация Ираном собственной ядерной программы и создание средств доставки оружия массового поражения, способных достичь целей на территории Израиля. По утверждениям израильских спецслужб, достигнутый уровень и темпы развития Ираном национальной ядерной программы позволят Тегерану в случае принятия политическим руководством страны соответствующего решения 
в кратчайшие сроки приступить к практическому созданию ядерного оружия. Исходя из этого, Израиль пытается убедить США в необходимости немедленного принятия жестких мер в отношении Ирана, вплоть до нанесения превентивных ударов по иранским ядерным объектам. С учетом того, что Израиль уже обладает опытом проведения подобных операций против Ирака, вполне вероятным является нанесение им ракетно-авиационного удара по объектам ядерной инфраструктуры Ирана самостоятельно. По мнению китайских специалистов происходящие в последнее время в арабском мире события (свержение правящих режимов в Тунисе, Ливии, Египте и Йемене, война в Сирии, 
а также возможная смена власти в других государствах) ведут к существенному изменению баланса сил в регионе и вынуждают израильтян более внимательно прорабатывать возможные последствия такой силовой акции. Известно, что на сирийском направлении Израилем принято решение о необходимости смены режима Б.Асада. Главная цель израильтян – заставить Сирию дистанцироваться от Ирана в области обороны и прекратить оказание поддержки исламским экстремистским группировкам, действующим на Ближнем Востоке. При этом израильтяне добиваются от западных стран детальной проработки планов проведения операции по установлению контроля над расположенными на сирийской территории складами с вооружением и предприятиями по его производству, в первую очередь с химическим оружием и средствами его доставки. Соединенные Штаты официально гарантируют обеспечение безопасности Государства Израиль. При этом Израиль имеет статус «основного союзника Вашингтона вне НАТО». Израильтяне координируют свои действия с администрацией США по большинству вопросов международной и региональной политики, прежде всего – связанных с продвижением американских интересов на Ближнем Востоке. Отношения между двумя странами развиваются на основе соглашения о политическом, военном и экономическом сотрудничестве (1988 г.). Китайские специалисты отмечают, что Израиль относится к числу стран, которые получают безвозмездную военную помощь США. В соответствии с американо-израильским соглашением о военном сотрудничестве (2007 г.) Израиль в течение десятилетия, то есть в период до 2018 года получил от Вашингтона вооружение и военную технику в общей сложности на сумму 
30 млрд долларов. Вместе с тем, учитывая негативные для Израиля тенденции в арабском мире, объемы американской помощи могут быть существенно увеличены. Отмечается, что в своей деятельности на региональном уровне израильское руководство исходит из того, что на Ближнем Востоке у Израиля нет союзников. В настоящее время Израиль формально имеет мирные договоры с Египтом (1979 г.) и Иорданией (1994 г.). Израильская сторона допускает возможность их разрыва египетским и иорданским руководством в зависимости от складывающейся на Ближнем Востоке военно-политической обстановки под давлением арабских государств. В связи с этим израильская региональная политика строится с учетом наличия враждебного окружения арабских стран и носит характер активного реагирования на возможные кризисные ситуации. Ее главным составляющим элементом является так называемая «стратегия устрашения», в основе которой находится положение о «неизбежности наказания агрессора». Израильтяне считают, что данная концепция удерживает арабские страны от развязывания новых вооруженных конфликтов. При реализации своего военно-политического курса в Израиле допускают возможность применения своих вооруженных сил в региональных конфликтах. При этом военно-политическое руководство учитывает тот факт, что незначительные размеры Израиля и отсутствие стратегической глубины приводят к необходимости быстрого переноса боевых действий на территорию противника. Руководство страны уделяет постоянное внимание повышению боеспособности национальных вооруженных сил, рассматривая их в качестве гаранта безопасности страны при противостоянии с государствами арабского мира. В связи с этим особое значение в вопросах развития ВС Израиля будет отдано совершенствованию Сухопутных войск, ВВС сил, войск противоракетной обороны (ПРО), а также сил и средств разведки 
и радиоэлектронной борьбы, которым предполагается обеспечить приоритетное финансирование в рамках военного бюджета Израиля в течение ближайших пяти лет. По данным китайских военно-технических изданий в Сухопутных войсках ВС Израиля главное внимание уделяется наращиванию огневой мощи соединений и частей, обеспечению их высокой мобильности при значительном сокращении затрат на содержание. В период до 2020 года предусматривается поставить в войска до 250 танков «Меркава» Мк4 и около 250 тяжелых бронетранспортеров «Намер», оснащенных системой активной защиты брони («Трофи», «Эйминг фист»). Предполагается модернизировать до 400 танков ранних модификаций «Меркава» Мк2 и Мк3 до уровня Мк4. Кроме того, в интересах расширения возможностей ведения разведки все израильские мотопехотные батальоны будут оснащены комплексами тактической разведки на базе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Скайларк».  Боевой потенциал военно-воздушных сил планируется повышать путем обновления и модернизации самолетного и вертолетного парка. В связи с тем, что начало поставок истребителей пятого поколения F-35 американского производства. К 2020 году намечено также модернизировать 
17 ударных вертолетов AH-64А «Апач» до уровня AH-64D «Апач-Лонгбоу». Одновременно активизируются поставки в ВВС Израиля стратегических разведывательно-ударных БПЛА «Херон-ТП». В составе израильских ВВС в перспективе планируется сформировать авиационную эскадрилью, на вооружении которой будет находиться 15 аппаратов данного типа. Китайские специалисты отмечают, что одним из самых важных направлений развития ВС Израиля считается совершенствование национальной системы противоракетной обороны, которую в перспективе предполагается интегрировать с глобальной системой ПРО США. Основу первого эшелона многоуровневой системы ПРО Израиля составят три батареи модернизированных противоракетных комплексов «Эрроу» с противоракетами «Эрроу-3». Во второй эшелон ПРО войдут 7 батарей ЗРК «Пэтриот» ПАК-3 американского производства. В целях борьбы с неуправляемыми ракетами (НУР), которые используются для обстрелов израильской территории силами исламского сопротивления в Ливане и палестинскими группировками в секторе Газа, Израиль приступил к формированию третьего эшелона ПРО. В его состав вводятся комплексы, создаваемые по проекту «Айрон дом» («Железный купол», для поражения НУР с дальностью стрельбы 4-70 км). Разработка и производство ПРК «Айрон дом» осуществляется при поддержке США, которые уже выделили на эти цели 275 млн долл. Особое внимание в ВС Израиля будет уделяться расширению возможностей ведения космической разведки. Планируется вывести на орбиту три искусственных спутника земли (ИСЗ) оптоэлектронной разведки. Другим приоритетным направлением научно-исследовательских работ станет разработка малых (до 100 кг) и сверхмалых (до 10 кг) разведывательных ИСЗ, модульных многоцелевых космических платформ и военного спутника связи «Милком».

По данным китайского издания «Современные корабли» (официальный орган Китайской кораблестроительной корпорации) развитие военно-морских сил будет осуществляться в направлении расширения зоны их боевого применения и создания корабельных групп, способных действовать автономно вдали от побережья. Планируется увеличить до 6 количество подводных лодок (ПЛ) типа «Долфин» производства ФРГ и оснастить их современными видами оружия, в том числе крылатыми ракетами большой дальности. В настоящее время в стадии реализации находится контракт на строительство в Германии 3 ПЛ типа «Долфин» (1,8 млрд долл.). Известно, что Израиль не является членом военно-политических блоков и союзов. Вместе с тем при реализации своего военно-политического курса израильское руководство делает ставку на безусловную поддержку Вашингтона 
и его союзников по НАТО. Израилем и Североатлантическим альянсом создана многоуровневая система взаимоотношений в рамках партнерских программ НАТО и на основе двусторонних связей. Израиль является участником программы «Средиземноморский диалог» (принята в 1994 г.) и поддерживает ее главную цель – создание системы региональной безопасности. В 2006 году Израиль одобрил «Программу индивидуального сотрудничества» с НАТО. В соответствии с этими документами основными направлениями деятельности израильтян является участие в поддержании стабильности и урегулировании кризисных ситуаций, борьбе с международным терроризмом, обеспечении безопасности на границах и охране судоходства в Средиземном море, пресечении незаконной миграции, совместной оперативной и боевой подготовке вооруженных сил. Отмечается, что Государство Израиль не представляет военной угрозы Российской Федерации. В отношении России Израиль проводит курс, направленный на расширение сотрудничества, в том числе в военной и военно-технической области. При этом израильтяне заинтересованы в ограничении Россией отношений по этим вопросам с Ираном и арабскими странами, прежде всего с Сирией. В настоящее время Израиль имеет территориальные споры с Сирией и Ливаном и палестинцами. После арабо-израильской войны 1967 года Израиль оккупировал сирийские Голанские высоты и категорично выступает против их возврата. Кроме того, израильские вооруженные силы продолжают сохранять контроль над спорным районом ферм Шебаа (Ливан). Израильтяне рассматривают его как часть Голанских высот и считают, что решение вопроса лежит в плоскости урегулирования отношений с Дамаском. Остаются открытыми также вопросы вывода израильских войск с Западного берега реки Иордан и обсуждения статуса Восточного Иерусалима, который палестинцы планируют объявить столицей будущего независимого палестинского государства. В завершении хотелось бы отметить, что анализ китайских источников показывает, что  Израиль демонстрирует стремление к проведению совместных с Китаем и Россией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в интересах создания новой военной техники на базе существующих китайских и российских образцов. Израиль также не исключает возможности закупки отдельных видов российского ВВТ и выражает заинтересованность в получении со стороны КНР и РФ услуг в космической области. В Израиле отсутствует оружие российского (советского) производства, нуждающееся в модернизации, ремонте и техническом обслуживании непосредственно при помощи специалистов из России, какие-либо планы 
в этих направлениях не разрабатываются. В связи с этим, у китайского ВПК есть хорошие шансы поучаствовать в перевооружении израильских ВС и оснастить национальные вооруженные силы современной техникой более чем на 85%, в том числе СВ – на 85%, ВВС – на 85%, ВМС – на 70%.

52.25MB | MySQL:103 | 0,685sec