О некоторых итогах авиасалона Dubai Airshow 2019. Часть 2

Российская экспозиция

На прошлой неделе в Дубае завершился очередной 16-й международный авиасалон Dubai Airshow  2019. Выставка проводится с 1986 года, и по праву считается одной из наиболее представительных международных авиационно-космических смотров, крупнейших своего рода на Ближнем Востоке.  Организатором российской экспозиции традиционно выступает «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»).

На статической экспозиции салона в едином выставочном пространстве были представлены образцы авиационных и космических изделий, вооружений и военной техники, а сама программа насыщенна конференциями, семинарами и презентациями.

Несколько цитат из официоза мероприятия.

Как сообщили ТАСС в организационном комитете Dubai Airshow  2019, в выставке принимали участие  1210 компаний и 87 тыс. специалистов из более чем 76 стран, на открытой стоянке будет продемонстрировано 165 различных летательных аппаратов, в том числе учебно-тренировочный самолет Як-130 разработки корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — прим. ТАСС), вертолеты «Ансат» и Ми-38 холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех»)», — отметили в оргкомитете, добавив, что в летной программе будет принимать участие пилотажная группа из ОАЭ «Аль-Фурсан». «Впервые с 2011 года в небе Дубая продемонстрируют фигуры высшего пилотажа летчики французской пилотажной группы Patroille de France», — добавили в оргкомитете.

Как отметили в оргкомитете выставки, масштабы авиасалона в Дубае растут из года в год. В преддверии выставки представитель Министерства обороны, ОАЭ генерал-майор Абдулла аль-Хашми сообщил, что в предыдущем Dubai Airshow 2017, приняли участие 1200 компаний и организаций из 61 страны. «Общий объем контрактов, подписанных на Dubai Airshow  2017, составил $113,8 млрд. Вооруженные силы ОАЭ израсходовали на закупки $4,1 млрд», — отметил аль-Хашми. По его словам, Министерство обороны ОАЭ разослало 251 официальное приглашение участвовать в Dubai Airshow в текущем году. «Ожидаю, что в этом году объем оборонных контрактов будет выше, чем на прошлом авиасалоне» — пояснил аль-Хашми.

Примечательной новинкой салона стал перспективный технологический партнер, которым стал недавно созданный конгломерат оборонных предприятий ОАЭ EDGE, в состав которого входит более 25 компаний.

В ходе Dubai Airshow  2019 значительное внимание уделено космической тематике. Как отметили в оргкомитете, двумя основными темами космической составляющей выставки стали «наиболее актуальные технологии и роль женщин в космических исследованиях».

Общая площадь российской экспозиции составила более 750 кв. м. На ней, кроме стендов «Ростеха» и «Рособоронэкспорта», свою продукцию представили восемь ведущих российских холдингов, выпускающих вооружение и военную технику для военно-воздушных сил, противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, в том числе ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «НПО «Высокоточные комплексы», концерн ВКО «Алмаз – Антей», АО «Швабе» и другие.

Премьерой на авиасалоне стал вертолет Ми-38, который впервые представлен за рубежом. Машина с салоном повышенной комфортности демонстрировалась на статической экспозиции, а также приняла участие в летной программе.

«На Dubai Airshow 2019 холдинги «Ростеха», помимо новинок в отрасли самолето- и вертолетостроения, были представлены российские системы для борьбы с беспилотниками и другими средствами воздушного нападения. В частности, наряду с хорошо известными системами ПВО предлагалась техника радиоэлектронной борьбы на различных носителях, включая мобильные комплексы «Сапсан-Бекас», «Купол-ПРО», «Пищаль-ПРО». Эти разработки могут успешно использоваться для защиты военных и промышленных объектов, гражданской инфраструктуры от БПЛА», — привели в пресс-службе «Рособоронэкспорта» слова генерального директора «Ростеха» С.Чемезова.

«Рособоронэкспорт» представил на выставке новейший истребитель пятого поколения Су-57Э в виде модели, модернизированные с учетом опыта боевого применения вертолеты Ми-28НЭ и Ми-171Ш, а также средства противовоздушной обороны, включая модернизированную версию ЗРПК «Панцирь-С1М».

Кроме этого, в виде стендовых моделей российская делегация представила зенитные ракетные системы большой дальности С-400, зенитные ракетные комплексы «Бук-М2Э» и «Викинг», вертолеты Ка-52, Ка-29, Ми-35М, Ми-26 и Ми-38, «Ансат», самолеты Су-35, МиГ-35, Су-32 (экспортная версия бомбардировщика Су-34), а также проверенные в реальных условиях высокоточные авиационные средства поражения. Корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) привезла на выставку натурный образец учебно-боевого самолета Як-130.

«На интерактивных панелях гости экспозиции компании смогли получить подробное описание вооружения и военной техники, их тактико-технические характеристики, посмотреть фотографии натурных образцов, а также видеоролики по их применению в реальных боевых условиях», — отметили в пресс-службе «Рособоронэкспорта».

В космической тематике в Дубае представлялась новая радиолокационная система «Сула» для наблюдения за космическими объектами. Кроме того, госкорпорация «Роскосмос» представила стенды РКК «Энергия» ИСС им. Решетнева и «Главкосмоса». В части деловой программы 18 ноября в рамках авиасалона «Рособоронэкспорт» провел публичную презентацию «Российские системы противодействия беспилотным летательным аппаратам».

Российскую делегацию на авиасалоне возглавили министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, глава «Ростеха», С.Чемезов и Генеральный директор «Рособоронэкспорта», А.Михеев.

Подобный внушительный десант топ-менеджеров, по мнению некоторых независимых экспертов, был призван переломить тревожные тенденции нескольких последних лет, когда на фоне радужных отчетов официальных лиц об успехах в сфере ВТС, реальность если не удручающая, то близка к таковой. По разным оценкам, ошибки руководства «Ростеха», его волюнтаризм и политиканство, когда в угоду политическому «пиару» сознательно приносятся в жертву коммерческие интересы и ради «галочки», без оплаты отправляются на экспорты партии имущества на сотни миллионов долларов, уже обошлись этой корпорации в сумму от 10 до 13 млрд долларов США, которые, непонятно, как и когда, и будут ли вообще выплачены. Насколько это удалось, покажет ближайшее будущее, но, пока что, ни о каких «прорывных» новых контрактах по российской авиатехнике, не сообщалось.

Даже если допустить, что эти тревожные сигналы лишены оснований, фактом является нанесение колоссального ущерба санкциями США, наложенными на всех российских участников Dubai Airshow 2019. Мало кто осмеливается иметь с ними дело, кроме, пожалуй, тех же ОАЭ, Саудовской Аравии и Индии с Пакистаном, все остальные, так или иначе, были вынуждены значительно сократить сотрудничество с ними, либо пересмотреть его условия.

Выставки в ОАЭ, подобные Dubai Airshow 2019, IDEX и Tridex, традиционно считались территорией комфорта для российского ВПК. До недавних пор. Однако, это не умаляет того обстоятельства, что знаковых новинок РФ не выставляет уже много лет подряд, тот же Су-35 с изменяемым вектором тяги был впервые показан в Дубае…в середине 1990-х гг. Удельный вес российских образцов стремительно скатился до второстепенных систем, типа тех же устройств по борьбе с БПЛА. Нельзя считать новинкой и вертолеты Ми-38 и «Ансат», относительно «доведенные до ума», лишь пару лет тому назад.

Не случайно, участие РФ в салоне, более походило на поиск инвесторов и спонсоров для реализации тех же проектов по различным вертолетным платформам, нежели на представление новых образцов авиационной техники. Натурная, летная экспозиция самолетов ограничилась УТС Як-130, машиной удачной, но не идущей ни в какое сравнение с современными западными истребителями. Даже его «универсальность» как учебно-боевой платформы пока не привела к значимым заказам, а не столь давние катастрофы этого типа в ВВС одной из стран ЮВА, похоже, отпугнули новых заказчиков. Да и Италия предлагает на экспорт, «брата-близнеца» «Яка», такой же УТС, плод вынужденного сотрудничества «Яковлева» с Aeromacchi, в 1990-х гг. когда первый за бесценок работал на итальянцев.

Небезынтересную оценку уровню состояния нынешнего ВТС РФ дали индийские эксперты из института IDSA. В кулуарах салона, отвечая на вопрос о перспективах сотрудничества с РФ по темам «Су-57Э», «Мигов» и вертолетам, они крайне скептически оценили последние, сославшись на драматическое снижение уровня характеристик и качества российской техники. «Видите ли, Индия много лет использовала советские самолеты, но заложенный в них запас прочности и модернизаций подошел к концу, а то, что нам предлагают, иногда не выдерживает никакой критики, особенно в части радиоэлектронного оборудования. Вы еще в состоянии создавать планера и относительно хорошие силовые установки для военной авиации, но ваша электроника уступает и американской, и французской и израильской».

Спорные или справедливые рассуждения индийцев, одних из некогда основных клиентов РФ по авиационной технике, ныне закупающих американские военно-транспортные, противолодочные самолеты и ударные вертолеты «Апач», по нашему мнению, их необходимо принимать в расчет. Да и сами участники российских экспозиций на условиях анонимности сетовали, что это Dubai Airshow 2019, как и прошлый IDEX в Абу-Даби стали самыми непрезентабельными выставками для РФ за последнее десятилетие. Единственное, в чем мы, бесспорно, преуспели, так это в количестве разного рода менеджеров и управленцев от ВПК, по числу которых, проводись на авиасалоне их подсчет, заняли бы почетное первое место.

52.76MB | MySQL:107 | 0,461sec