Оценки китайских специалистов программы создания авианосного флота ВМС Турецкой Республики. Часть 1

Как известно, 4 мая 2016 г. на судостроительном предприятии Sedef в турецком городе Тузла состоялась церемония спуска на воду универсального десантного корабля (УДК) «Анатолия» с бортовым номером L400. Необходимо отметить, что первоначально данное мероприятие было назначено на 30 апреля, которые было перенесено по причине возникшего пожара в носовой части корабля в подпалубных помещениях.

Судостроители всего мира знают, что пожары на строящихся кораблях указывают на слабую трудовую дисциплину в трудовом коллективе и кроме того являются плохой приметой для экипажа, который примет корабль. Достоверно известно, что кораблестроителям пришлось заново перекрашивать носовую часть корабля для того, чтобы скрыть следы пожара.

Корреспонденты китайского специализированного военно-технического издания «Современные корабли» (официальный печатный орган Китайской кораблестроительной промышленной корпорации) пристально наблюдали за всеми этапами программы строительства универсального десантного корабля для ВМС Турецкой Республики, поскольку подобный крупный корабль был создан на турецких верфях впервые.  Появление такого корабля в составе ВМС ТР свидетельствует об амбициях военно-политического руководства страны, которое намерено получить в свое распоряжение корабль, позволяющий своевременно и адресно «проецировать силу» и влиять на оперативную и тактическую военно-политическую обстановку в разных регионах земного шара.

Именно такие корабли позволяют перевозить до батальона морской пехоты с вооружением и техникой. Анализ военно-политической ситуации на Ближнем Востоке показывает, что УДК ВМС США позволяют официальному Вашингтону  своевременно формировать ударные группировки в Средиземном или Аравийском морях.

Справедливости ради отметим, что УДК ВМС США имеют водоизмещение более 40000 тонн и действуют одновременно с двумя десантными транспортами-доками водоизмещением более 16000 тонн, что в совокупности позволяет дислоцировать полноценный экспедиционный отряд КМП численностью до 2500 военнослужащих. В настоящее время в корабельном составе ВМС ТР находится несколько десантных кораблей более легкого класса, которые позволят в перспективе единовременно с УДК «Анатолия» проводить десантную операцию полкового масштаба.

Для официальной Анкары корабль такого класса необходим для демонстрации возможностей национального оборонно-промышленного комплекса и привлечения новых клиентов из региона Ближнего Востока и Северной Африки, которые традиционно приобретают либо европейские, либо американские корабли и подводные лодки для национальных ВМС.

К настоящему моменту кораблестроительные предприятия ОПК США, Франции, Испании, Голландии, Китайской Народной Республики и Республики Корея обладают необходимой конструкторской школой и опытом, необходимым для создания универсальных десантных кораблей, поскольку данный тип военных судов требует новых подходов к проектированию летной палубы, обеспечивающей полеты самолетов с вертикальным взлетом-посадкой.

Кроме того, УДК являются центральными кораблями морских десантных групп и зачастую выполняют функции плавучего командного пункта, обеспечивающего управление действиями десанта на суше, палубной авиации над морской и сухопутной частью района операции. Необходимо отметить универсальность такого корабля, поскольку в кормовой части располагается доковая камера, которая позволяет десантировать плавающую бронетехнику, малые десантные катера на воздушной подушке (типа LCAC), а также скоростные десантные катера (типа LCM) предназначенные для ускоренной переброски сил десанта из-за линии горизонта – с расстояния до 25 миль от береговой черты.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Современные корабли», директорат оборонной промышленности Турции еще в 2009 г. объявил тендер на разработку и строительство «многофункционального десантного корабля водоизмещением 20000 тонн», в котором приняли участие следующие компании: DCNS (Франция) Navantia (Испания), Hanjin Heavy Industry (Республика Корея) Damen Shipbuilding (Голландия) и CSIC (КНР).

Достоверно известно, что китайские и голландские кораблестроители предложили проекты десантно-вертолетоносных кораблей-доков, тогда как остальные участники тендера представили собственные версии УДК. Французские кораблестроители предложили модифицированную версию УДК проекта «Мистраль», южнокорейская компания представила адаптированную версию корабля проекта «Токто», а испанские конструкторы приняли участие в тендере с УДК проекта «Хуан Карлос Первый».

После четырех лет  аналитической работы турецкие военные выбрали УДК испанской разработки и мотивировали свое решение наличием на данном корабле трамплинной палубы, обеспечивающий взлет самолетам морской авиации, схожим с AV-8B Harrier II и F-35B. Следует отметить, что истребитель первой модели снят с производства несколько лет назад и действующие экземпляры находятся на вооружении авиационных подразделений Корпуса морской пехоты ВМС США. Вторая модель палубного истребителя с укороченным взлетом разработана американскими специалистами также в интересах КМП и нескольких иностранных заказчиков.

Фактически УДК проекта «Хуан Калос Первый» это легкие авианосцы, позволяющие дислоцировать смешанную авиационную группу в составе ударных и транспортных вертолетов, конвертопланов и истребителей. Следует отметить, что первым иностранным заказчиком УДК данного проекта стали ВМС Австралии, которым необходим подобный корабль для действий в Тихом океане. Известно, что планировка УДК была пересмотрена для нужд австралийских военных и после этого кораблю был присвоено обозначение «проект Канберра».

В отношении УДК «Анатолия» ВМС Турции известно, что после победы в тендере в декабре 2013 г. потребовалось около двух лет для согласования пунктов контракта (стоимость 1 млрд долл. США), согласно которого испанская компания Navantia приняла обязательства по передаче необходимых технологий и оказанию инженерно-консультационной поддержке кораблестроительного завода Sedef ВМС Турции в г.Тузла. Как отмечают китайские специалисты, низкая стоимость контракта была обусловлена тем, что турецкая сторона всерьез рассчитывала на национальный металлургический комплекс, предприятия которого на момент заключения контракта не располагали разработками в области жаропрочных конструкционных сталей.

Подобные материалы необходимы для создания летной палубы, подвергающейся серьезному температурному воздействию при посадке истребителей типа AV-8B Harrier II или F-35B. По данным китайских источников, турецкие металлурги предпринимали попытки приобрести технологии производства подобных сталей в нескольких странах, однако были вынуждены решать данный вопрос самостоятельно, что привело к повышению затрат на создание УДК. Следует отметить, что только японские кораблестроители смогли самостоятельно разработать не только необходимую сталь, но и специальные покрытия, обеспечивающие безопасность полетов и экипажа корабля как в тропических широтах, так и в северных регионах.

Известно, что турецкие кораблестроители неоднократно обращались на китайские предприятия с вопросами о тех или иных  комплектующих для крупных десантных кораблей, однако на все их запросы был дан отрицательный ответ, что указывает на жесткую позицию официального Пекина в отношении дальнейшего военно-политического и военно-технического сотрудничества с Анкарой.

 

По данным китайских источников, турецкие и испанские кораблестроители в целом сохранили компоновку корпуса УДК, однако были увеличены линейные размеры. Так длина корпуса корабля по верхней палубе составила 232 м, ширина 32 м, а полное водоизмещение было увеличено до 27000 (по другим данным до 28000) тонн.

Необходимо отметить, что китайские специалисты приложили значительные усилия по сборе конструкторской документации УДК «Анатолия» — осуществлялось подробное фотографирование процесса сборки корпуса корабля из секций. В данном аспекте китайские специалисты полагают, что УДК «Анатолия» построен по модульному принципу – т.е. возможна перепланировка внутренних помещений по конкретные задачи. Китайские аналитики отмечают высокую скорость изготовления секций корабля и их сборку, которая значительно превышает производительность индийский кораблестроительных предприятий.

Аналитики профильных научно-исследовательских отделов Китайской кораблестроительной промышленной корпорации отмечают, что турецкие военные выбрали вариант компоновки верхней палубы при котором в кормовой части выделено пространство для размещения зенитного вооружения системы противовоздушной обороны корабля, а также спасательных плавсредств.

Второй вариант, который предлагали испанские разработчики, подразумевал создание сплошной летной палубы увеличенной площади с размещением трех тросов-аэрофинишеров для обеспечения посадки F-35B. Следует отметить, что при установке специальных тормозных устройств летная палуба длиной более 200 м позволяет осуществлять взлет и посадку такого легкого палубного истребителя как МиГ-29КУБ.

Кроме того, в таком варианте испанские специалисты предлагали увеличить размеры подпалубного ангара для авиационной техники и установку второго грузового подъемника.

Площадь летной палубы рассматриваемого УДК составляет 5440 кв. м, что гораздо больше, чем у французского «Мистраль». При  таком размере с палубы возможен единовременный взлет шести летательных аппаратов – вертолетов. В подпалубном пространстве находится ангар для авиационной техники площадью 900 кв. м, в котором можно единовременно хранить 12 палубных истребителей пятого поколения F-35B со сложенными крыльями.

Перемещение техники между палубой и ангаром обеспечивает один грузовой подъемник, расположенный непосредственно перед палубной надстройкой. Китайские специалисты отмечают, что  один подъемник не обеспечит необходимо скорости перемещения авиационной техники и эффективность данного корабля будет стремится к показателям авианосцев периода Второй мировой войны.

Китайские специалисты отмечают, что турецкие военные рассчитывали принять на вооружение именно истребители F-35B, которые обладают минимальной радиолокационной заметностью, возможностью дозаправки в воздухе.

В отношении бронетехники перспективной морской десантной группы ВМС ТР известно, что она может быть представлена следующими образцами:

– гусеничные бронетранспортеры типа AAV7;

– средние танки «Каплан»;

– самоходные зенитно-ракетные системы «Хисар-А»;

– зенитные орудия «Коркут-Д».

Кроме того, на вооружении морского десанта могут находится колесные бронетранспортеры типа «ПАРС 3» с колесной формулой 8х8 и более легкие бронемашины. Хранение и перевозка бронетехники может быть организована на двух внутренних палубах.

Верхний ангар площадью 1880 кв. м предназначен для колесных машин, а нижний (площадь 1410 кв. м) для гусеничной бронетехники. Перемещение техники между палубами возможно по специальному механизированному съезду, который выступает в качестве водонепроницаемой переборки, изолирующей нижний ангар от верхнего на случай поступления забортной воды.

По данным китайских источников, размеры нижнего ангара и его планировка, а также прочность других конструкций рассчитаны на случай перевозки основных боевых танков «Леопард 2А4» или «Алтай». Кроме того, на палубе для тяжелой бронетехники предусмотрены места для размещения стандартных 20-тифутовых контейнеров, в которых осуществляется перевозка боеприпасов и других генеральных грузов.

Доковая камера площадью 1165 кв. м позволяет размещать 2 малых катера на воздушной подушке типа LCAC или 4 скоростных десантных катера типа LCM, предназначенные для перевозки тяжелой бронетехники непосредственно до береговой черты. Очевидно, что главным объектом для такой транспортировки станут основные боевые  танки, не обладающие плавучестью, тогда как остальная бронированная техника морской десантной группы способна самостоятельно преодолеть водное пространство и выйти на берег.

Доковая камера объединена с ангаром для тяжелой бронетехники – создана наклонная палуба, позволяющая двум единицам бронетехники одновременно заезжать на десантные катера. Кормовая аппарель увеличенной ширины позволяет двум катерам типа LCM действовать одновременно, что серьезно повышает мобильность десантной группы и скорость развертывания десанта.

В отношении силовой установки рассматриваемого УДК известно, что она составлена из пяти дизельных двигателей  модели 16V32/40 (мощность каждого 8 мВт) от немецкой компании MAN, которые обеспечивают электропитание всего корабля, а также двух винторулевых колонок модели eSIPOD (мощность каждой 11 мВт). В целях повышения маневренности в носовой части корабля ниже ватерлинии установлено два маневровых проточных движителя. В центральной подводной части корабля установлено два выдвижных успокоителя качки. Без дозаправки и на экономической скорости корабль способен преодолеть 14500 км.

Вооружение УДК «Анатолия» представлено двумя зенитными шестиствольными пушками «Вулкан Фаланкс» калибра 25 мм. Одна установка расположена на носовом срезе корабля на специальном основании, исключающим перекрытие полетной палубой сектора обстрела. Вторая установка размещена на палубной надстройке и обеспечивает прикрытие кормовой части.

В четырех телеуправляемых модулях типа STOP от компании «Аселсан» размещены автоматические пушки калибра 25 мм, а три модуля STAMP обеспечивают применение пулеметов калибра 12,7 мм. Достоверно известно, что рассматриваемый УДК лишен зенитно-ракетных систем ПВО и в вопросе защиты от воздушного нападения опирается на другие корабли группы.

Для противолодочной зашиты корабля установлена противоторпедная система под обозначением TORK, а постановку радиоэлектронных помех  выполняет система радиоэлектронного противодействия RESM. Оба компонента разработаны на предприятиях ОПК ТР.

Радиоэлектронный комплекс корабля представлен радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой SMART-S Mk.2, двумя РЛС ALPER LTI (предназначение неустановлено) и РЛС SPN-720, обеспечивающей высокоточное управление воздушным движением. Объединение данных от указанных источников и их обработку обеспечивает усовершенствованная боевая информационно-управляющая система Genesis-Advent — совместная разработка турецких компаний «Аселсан» и «Хавелсан».

Подводя итог вышесказанному, отметим, что турецкие кораблестроители и представители ВМС  в интервью национальным СМИ сообщают, что программа приемо-сдаточных и государственных испытаний будет закончена с опережением на год – ввод УДК «Анатолия» в состав флота будет осуществлен в 2020 г.

52.27MB | MySQL:103 | 0,460sec