Германские оценки IPO Saudi Aramco

Национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, ранее объявившая о первичном публичном размещений акций, 28 ноября завершила этап подписки на IPO для индивидуальных инвесторов. 4 декабря – дата истечения срока для институциональных. Для представителей Германии доступно лишь вовлечение в качестве институциональных инвесторов, при этим Эр-Рияд главным образом стремился видеть в этом качестве немецкие банки, а особенно Deutsche Bank, однако со стороны ФРГ интерес к данному процессу оказался довольно низким, что объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, аналитики Merck Finck Privatbenliers – немецкого частного банка, являющегося дочерней структурой люксембургского холдинга, подчеркивают, что основное беспокойство в их среде связано с тем, что акции будут размещены на бирже, которая не работает по западным стандартам. Это главным образом, как отмечает инвестиционный аналитик Д.Кербах, повышает риски, связанные с защитой интересов акционеров. Касается это, к примеру, вопроса об урегулировании возможных споров, которые, по опасениям немецких инвесторов и их консультантов, в силу особенностей режима будут решаться не в пользу зарубежных игроков.

С другой стороны, есть вопросы к Saudi Aramco и с точки зрения дальнейших перспектив ее развития. В качестве факторов, способных оказать на компанию негативное влияние, немецкие эксперты называют то, что в мире в целом набирает обороты критика ископаемого топлива и инвестиций в него. Этим занимаются крупные экологические организации, которые таким образом пытаются повлиять на борьбу с изменением климата. В самой Саудовской Аравии, вероятно, не рассматривают этот риск как один из самых опасных, а вот для Германии, где социальная ответственность бизнеса действительно велика, это может стать серьезным барьером.

В ФРГ такого рода инициативы поддерживаются как на федеральном, так и на земельном уровне. Дальнейшему укреплению названной тенденции может способствовать и позиция ООН, также поддерживающая движение. Германия, представляющая собой одного из европейских лидеров в альтернативной энергетике, заинтересована также в повышении статуса в рамах Организации Объединенных Наций, следовательно, пристальное внимание к данной сфере способно использоваться для укрепления позиций страны.

С точки зрения активистов кампании по отказу от инвестиций в ископаемое топливо, оно представляет собой и весомый рычаг оказания политического воздействия, прежде всего на Ближнем Востоке. Соответственно, к этой теме могут активнее подключиться и немецкие политические партии, особенно «Зеленые». В документах партии утверждается: «ключ к разрешению климатического кризиса находится в финансовом секторе. В наших руках изъять средства из компаний, которые наносят ущерб климату и перенаправить их в благоприятные для климата проекты». У этой же партии есть свой подход к таким темам, как экспорт вооружений, также заметно затрагивающий отношения Германии и КСА.

Впрочем, у развития названного движения есть и определенные препятствия. По оценкам немецкого фонда Bundesverband Deutscher Stiftung, принципиальное значение в этой политике имеет для ФРГ отказ от угля. На государственном уровне следование данному курсу позволяет Берлину выполнить свои климатические обязательства. Однако частные компании далеко не всегда согласны с этим. По этой причине развитие движения в стране все же сдерживается.

Кроме того, в сфере добычи на ситуацию заметно влияют США. С одной стороны, показатели страны в последнее время обновили рекорды, тем самым оказав давление на мировые цены на нефть. С другой стороны, Соединенные Штаты делают ставку на инновации разработке месторождений своей сланцевой нефти, что оказывает влияние на оценки инвестиционных аналитиков из Германии. В результате, они рекомендуют своим клиентам обратить внимание именно на США. Также вызывают вопросы объемы собственных запасов КСА, которые позволяют дать оценку перспективности и долгосрочности вложений. При этом немецкие эксперты сетую на непрозрачность саудовских данных, а также то, что в «Видении 2030» напрямую говориться о снижении зависимости экономики от нефти.

Наконец, есть и политические ограничители сотрудничества в данной сфере. Касаются они того, что для самих саудитов – частных инвесторов, привлекаемых Saudi Aramco, как отмечают немецкие эксперты, это зачастую не вложение, а доказательство поддержки режима. Подтверждает это и саудовский колумнист А.Абуалела, написавший в твиттере: «участие в IPO — гражданский долг для всех, кто может себе это позволить». Отношения с Германией, в свою очередь, продолжают оставаться в тени убийства саудовского журналиста Дж.Хашогги. Соответственно, вложение в проект КСА и для институциональных инвесторов ассоциируется с одобрением Саудовской Аравии и деятельности наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, с которым Saudi Aramco прочно ассоциируется. При этом немецкий эксперт Stiftung Wissenschsft und politic Г. Штейнберг отмечает, что у Мухаммеда бен Сальмана «есть шанс стать великим реформатором», что зависит от правильной экономической политики. Также стране нужны надёжные партнёры, что в сфере энергоресурсов может достигаться только за счёт того, что Саудовская Аравия чётко обозначить свою стратегию и энергетический потенциал.

Таким образом, совокупность различных факторов оказала воздействие на сниженный интерес инвесторов из Германии к IPO Saudi Aramco. При этом важно, что первостепенное значение имеют все же именно экономические соображения. Впрочем, определенная доля скептицизма связана и с политической ситуацией в стране и нежеланием поддерживать Мухаммеда  бен Сальмана пусть даже косвенно. Однако в целом перспективы взаимодействия у сторон есть, и зависят они от предсказуемости для Германии экономической политики саудитов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,485sec