К итогам 4-го международного саммита бизнесменов «Шелкового пути» в г. Трабзон (Турция). Часть 2

28 ноября 2019 года в г. Трабзон (черноморское побережье Турции) состоялся четвертый по счету Международный саммит бизнесменов «Шелкового пути». Продолжаем обзор этого мероприятия.

Напомним, что мы поговорили о том, что Турция, после реализации целой серии крупных строительных проектов, испытывает определенные финансовые затруднения при мобилизации или при привлечении крупного капитала для того, чтобы двигаться вперед в этом направлении. В частности, в этой связи, оказались приостановленными планы по строительству «Канала Стамбул» — главного инфраструктурного проекта Турции в настоящее время. Программа строительства скоростных железных дорог также замедлилась.

Может ли в этом помочь Турции китайский капитал, в рамках своей глобальной инициативы нового «Шелкового пути»? – Как мы написали, для вхождения в Турцию с этими проектами существует целый ряд вопросов, подлежащих решению, оговорок и объективно существующих проблем. Одной из которых является общая нестабильная обстановка в регионе Ближнего Востока.

Понятно, что Турция – страна, претендующая на то, чтобы стать главным звеном южного коридора «Шелкового пути».

Рассчитывая на то, что это позволит ей привлечь крупные средства на развитие своей транспортной инфраструктуры, понятно, что турецким руководством планируется зарабатывать на транзите грузов, следующих по «китайской магистрали».

Если говорить о сухопутном коридоре, то большой вопрос вызывает существующая железнодорожная инфраструктура как самой Турции, так и сопредельных стран. Все же Турция – страна, которая на протяжении десятилетий делала акцент совсем на другое – на свои автомобильные дороги и на авиаперевозки. Морские порты, за рамками нескольких крупнейших, а также железнодорожные линии, некоторым образом, отставали.

Для того, чтобы вкладывать собственные средства в развитие инфраструктуры, у Турции недостаточно собственной загрузки, чтобы сделать это целесообразным. Однако, если сюда добавится китайский трафик, то международным инвесторам, прежде всего, китайским это может стать интересным.

Таким образом, турецкое участие в проекте «Один пояс – один путь» преследует своей целью заполнение существующих пробелов в транспортной инфраструктуре страны (морские порты и железнодорожное сообщение), получение средств за транзит грузов по турецкой территории, а также, за счет роста логистических возможностей, наращивание объемов торговли с близлежащими странами.

Чаще говорится о том, что Турция, со своими товарами и услугами, стремится двигаться в направлении рынка ЕС. Однако, не будем забывать, что Турция достаточно успешно развивает свои торгово-экономические отношения и в обратном направлении. В частности, со странами Ближнего Востока и Центральной Азии. И это тоже, со всей очевидностью, является целью турецкого руководства, видящего потенциал в наращивании всестороннего сотрудничества с ЦА, в частности с тюркскими государствами – бывшими республиками СССР.

Так что, будем учитывать, что «Шелковый путь» для Турции – это не только путь с востока на запад, но и с запада на восток. Другой вопрос, конечно, насколько турецкие товары и услуги могут состязаться с китайскими, допустим, по цене (в которую входит и транспортное плечо доставки)? – Оставим это для дальнейших дискуссий и перейдем непосредственно к мероприятию.

В числе его организаторов, стоит отметить Союз палат и бирж Турции (ТОВВ), Меджлис турецких экспортеров (TIM), Губернаторство Трабзона, Мэрию Трабзона, Союз экспортеров Восточного Черноморья, а также Торгово-промышленную палату Трабзона.

Мероприятие прошло при поддержке целого ряда турецких министерств и ведомств. Понятно, что не стоит обманываться тем, как государственные структуры поддерживают подобного рода начинания хоть в России, хоть в Турции – невзирая на обилие логотипов на афишах и пригласительных билетах.

Здесь, от страны к стране, мало что меняется. Бюрократический аппарат – это везде бюрократический аппарат. Чаще всего, на практике, поддержка, которые получают такие инициативы со стороны государства, носит административный характер и заканчивается размещением логотипа того или иного министерства и ведомства на рекламных материалах. Разумеется, при этом, престиж мероприятия растет. А для государственной структуры – это своего рода «галочка» в поддержке события. Такой вот «взаимозачет».

При этом заметим, что система поддержки подобного рода мероприятий, мало-мальски серьезных, предполагает в Турции присутствие на них хотя бы одного профильного министра. Ввиду занятости высокопоставленных чиновников, на одно и то же событие направлять двух министров и более, как правило, признается неэффективным.

Только если речь не идет о мероприятии общегосударственного или даже межгосударственного значения. Но там уже и первые лица страны включаются. Тот же президент Р.Т.Эрдоган не упускает малейшей возможности, чтобы выступить на публике (это, кстати, один из моментов: некоторыми турецкими аналитиками, в качестве одной из причин снижения популярности правящей Партии справедливости и развития называется её отрыв от народа, а, следовательно, более активная прямая работа с электоратом признана в наши дни одним из стратегических приоритетов в работе ПСР — И.С.).

Так, на 4-й Саммит «Шелкового пути» в Трабзоне прибыл министр казначейства и финансов Турции Берат Албайрак, являющийся зятем президента страны Р.Т Эрдогана. Очевидно, что, при принятии им решения о приезде на Саммит, ключевую роль сыграл «фактор родины», поскольку Б.Албайрак – родом из Трабзона. Отметим, что в Турции региональный патриотизм очень развит и, следовательно, прибытие соплеменника высокого ранга было встречено положительно и с большим интересом со стороны представителей делового сообщества. Разумеется, всем понятен и административный ресурс Б.Албайрака, а, следовательно, его возможности решить ту или иную проблему, если на публике он возьмет что-то на «карандаш» (по аналогии с путинскими прямыми линиями).

Кроме того, Черноморское побережье Турции – это регион, где популярность президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития – заметно выше, чем в среднем по стране. А, следовательно, регион Черного моря является одной из несущих конструкций здания, которому в период потрясений следует уделять повышенное внимание.

Проиллюстрируем этот тезис на цифрах, применительно к месту проведения мероприятия – Трабзону.

В 2018-м году на выборах президента страны в Трабзоне за действующего президента страны Р.Т.Эрдогана проголосовало 69,36% избирателей, что является достаточно высоким показателем и заметно превышает итоговый результат по стране. Всего за Р.Т.Эрдогана отдало свои голоса 52,59% избирателей.

Достаточно схожую картину можно было наблюдать и на выборах депутатов Великого национального собрания (Меджлиса) Турции. Когда за Партию справедливости и развития, в целом по стране, проголосовало 42,56% избирателей. А в Трабзоне – 55,98%, что также является одним из наилучших показателей по стране.

На местных выборах в марте 2019 года Трабзон также подтвердил свое реноме региона, поддерживающего действующую власть. За кандидата от ПСР Мурата Зорлуоглу проголосовало 64,61% избирателей. За депутатов городского законодательного собрания от ПСР 56,42% избирателей. Как мы видим, картина в регионе складывается для ПСР достаточно благополучно.

Так что, министра казначейства и финансов Берата Албайрака встречала в Трабзоне достаточно благожелательная публика. Как потом оказалось, ему удалось превратить мероприятие «Шелкового пути» чуть ли не в свой личный бенефис (но об этом – чуть позже).

Среди министерств, поддержавших Саммит «Шелковый путь» в Трабзоне административно – следующие: Министерство казначейства и финансов, Министерство транспорта и инфраструктуры, Министерство промышленности и технологий, а также Министерство торговли Турции.

В числе других ведомств, внесших свой вклад в организацию мероприятия: Агентство по развитию Восточного Средиземноморья, Торговая биржа Трабзона, а также компания TAV, являющаяся оператором аэропортов как в Турции, так и за её пределами. Транспортным спонсором мероприятия стала авиакомпания «Турецкие авиалинии». А генеральным спонсором – банк Vakıf.

Кстати, по собственному признанию организаторов, невзирая на то, что это уже четвертое по счету мероприятие, однако, в этом году впервые удалось заручиться столь серьезной государственной поддержкой. До сих пор уровень представительства был куда как более скромным.

В этом году слоганом мероприятия стало: «Мир встречается в Трабзоне». Было озвучено участие в Саммите представителей 40 стран мира. Включая: Афганистан, Германию, Албанию, Австрия, Азербайджан, Бангладеш, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Чехия, Китай, Франция, Грузия, Голландия, Индия, Ирак, Иран, Швейцария, Испания, Италия, Япония, Черногория, Казахстан, Киргизия, Венгрия, Македония, Монголия, Молдавия, Узбекистан, Пакистан, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Шри Ланка, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Греция. Совершенно не исключено, что представители всех этих стран, так или иначе, сидели в зрительном зале. Однако, зарубежных докладчиков на мероприятии практически не было.

Обратимся к выступлениям докладчиков. Мероприятие началось с традиционного пленарного заседания.

Первым докладчиком стал вице-президент Союза экспортеров Восточного Черноморья Ахмет Хамди Гюрдоган.

А.Гюрдоган подчеркнул то стратегическое положение, которое занимает г. Трабзон и, вообще, регион Черноморья на пути следования нового «Шелкового пути». Китайская инициатива была им охарактеризована, как крайне важная. Комплексность этой инициативы получила свое отражение в мероприятии, которое предусматривало проведение после пленарного заседания трех параллельных сессий, посвященных: 1) инвестициям, 2) логистике, 3) туризму и культуре.

Далее выступал председатель Торгово-промышленной палаты Трабзона Суат Хаджисалихоглу, который, после слов приветствия в адрес аудитории и министра Б.Албайрака, подчеркнул необходимость возрождения «Шелкового пути». Роль Трабзона, ввиду его локации, потенциала и глубокой истории, на будущем «Шелковом пути» может быть крайне важной.

Одним из самых представительных докладчиков на мероприятии стал глава влиятельного Меджлиса турецких экспортёров Исмаил Гюлле. Он указал на то, что Трабзон является одним из центров притяжения в Кавказском регионе.

Исмаил Гюлле обратился к тем глобальным проблемам, которые наблюдаются в мировой торговле сегодня. В частности, он отметил, в качестве главных трендов, торговые войны и развитие цифровых технологий. Последние, в свою очередь, определяют развитие новой экономики и новых разновидности заработка.

На пути «Шелкового пути», как указал И.Гюлле, находится 65 стран. И Трабзон является одним из центров транзитной торговли. Турецкое же руководство, реализующее крупные инфраструктурные проекты (докладчиком были отмечены инициативы турецкого руководства в Стамбуле: третий аэропорт, третий мост через Босфор, туннель под Босфором), уже вносит свой большой вклад в возрождение «Шелкового пути».

И.Гюлле отметил стремительный рост числа экспортёров в Турции. Главной, стратегической их целью является рост турецкого экспорта с тем, чтобы преодолеть застарелую проблему турецкой экономики – дефицит внешней торговли.

Самым важным гостем и докладчиком на мероприятии стал чрезвычайный и полномочный посол Китайской Народной Республики в Турецкой Республике Динг Ли, которого сопровождала достаточно крупная делегация представителей КНР. Отметим, что он предпочел выступить перед собравшейся публикой не на английском, а на китайском языке.

В своем выступлении посол Китая отметил важность тех соглашений, которые сейчас подписываются между его страной и Турцией. Он указал на необходимость роста товарооборота между двумя странами. А также отметил ту активную позицию, которую занимает в Турции китайский бизнес, организуя множество выставок и посещая Турцию с бизнес-миссиями.

Начала проекта «Шелкового пути» китайский посол охарактеризовал как «новую эру» в мировой торговле.

Завершал пленарное заседание министр казначейства и торговли Берат Албайрак.

Начал он свое выступление непринуждённо, сначала обратившись к присутствующим как к «бизнесменам», а потом переспросив: «Наверное, надо было сказать бизнес-люди?».

Это достаточно новая и любопытная тема в Турции, когда вместо слова işadamı, где есть указание на мужской пол предпринимателя, начинает входить в обиход слово işinsanı, то есть, человек без определенного пола, занимающийся предпринимательством. Происходит это под давлением женщин-предпринимательниц, которые указывают на очевидный сексизм, заложенный в слове «бизнесмен» и требуют также лингвистически признать свое нахождение в предпринимательской среде. Тут Берат Албайрак, очевидно, позволил себе над этим поиронизировать.

Начал он с того, что напомнил о глубоких корнях Трабзона и о его имперском прошлом под девизом: «Трабзон – тугра прошлого (то есть, императорская печать), подпись будущего».

На самом деле, Б.Албайрак довольно быстро перешел от того, чтобы говорить о проекте «Шелкового пути» ко внутриполитической повестке. В этом смысле, он можно сказать, своим выступлением переформатировал мероприятие. Имеет смысле послушать, что же Б.Албайрак попытался донести аудитории в Трабзоне.

Прежде всего, он отметил, что уже в третьем квартале этого года наметился положительный тренд в турецкой экономике. Динамика должна быть закреплена в 4-м квартале.

Как указал турецкий министр, «атаки – в прошлом», подразумевая атаки на турецкую экономику со стороны США, как характеризуют турецкие руководители произошедшее в экономике страны в середине 2018-го года. При этом, Б.Албайрак отметил, что растет индекс доверия к экономике страны, а также растет индекс потребительского доверия. Он подчеркнул, что страна добивается того, чтобы уйти от бюджетного дефицита по текущим операциям.

В целом, наблюдается заметное снижение хора голосов, говорящих о негативных процессах в турецкой экономике. Все пессимистичные прогнозы, по словам Б.Албайрака, оказались несостоятельными. Страна успешно выбирается из временных трудностей.

Турция, как подчеркнул Б.Албайрак, занимает центральное положение и извлекает для страны выгоды из него. Турция стала центром притяжения, как заверил Б.Албайрак.

Как мы видим, прозвучало довольно обнадеживающее выступление в адрес черноморского бизнес-сообщества от главного доверенного лица Р.Т.Эрдогана. При этом, очевидно, что Б.Албайрак имеет и президентские амбиции, что было заметно и по тому, как он подошел к выступлению и по тому, что за ним последовало.

Мало того, что Б.Албайрак в своем выступлении довольно быстро отошел от тематики мероприятия и говорил о внутриполитических и о внутриэкономических процессах в страны. Вместо того, чтобы порассуждать на тему «Шелкового пути» и о возможной роли в этом проекте Турции.

Так он ещё, после своего выступления, переформатировал и все мероприятие в целом. Сразу после окончания пленарного заседания, под Б.Албайрака была организована отдельная панельная сессия, не предусмотренная изначально программой. Был выделен зал и соведущий, которым стал председатель Торгово-промышленной палаты Трабзона Суат Хаджисалихоглу.

Б.Албайраку было предоставлено слово, чтобы он мог более подробно рассказать о происходящем в стране. А также, чтобы ответить на вопросы и даже жалобы со стороны собравшихся. Надо сказать, что на это мероприятие, невзирая на достаточно большой зал, набилось довольно много людей и оно вызвало достаточно живой отклик. Это живое общение с доверенным лицом и зятем президента Р.Т.Эрдогана, более всего, напоминало путинские прямые линии. В ходе которых происходило прямое живое общение, сбор жалоб, раздача поручений и фиксация на «карандаш» спрошенного.

Такой подход достаточно четко показал, что Б.Албайрак рассматривается в качестве возможного преемника действующего президента страны, возможно, в 2023 году, когда состоятся очередные президентские и парламентские выборы.

62.88MB | MySQL:102 | 0,636sec