Китайские специалисты оценивают военную промышленность Пакистана

Руководство Исламской Республики Пакистан (ИРП) уделяет значительное внимание наращиванию военного потенциала государства и совершенствованию национальных вооруженных сил. При этом считается необходимым в приоритетном порядке развивать военное производство в целях сокращения зависимости от поставок вооружения и военной техники из-за рубежа. Как отмечают обозреватели китайских военно-технических изданий, на современном этапе важнейшими сферами военно-экономической деятельности являются строительство новых и модернизация существующих предприятий оборонной промышленности, организация серийного производства современных систем оружия, освоение передовых технологий, интенсификация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Известно, что руководство военной промышленностью страны осуществляет министерство оборонного производства. В Пакистане имеется более 20 крупных государственных предприятий, выпускающих различные образцы ВВТ, на которых занято более 50 тыс. человек. Основная часть предприятий сконцентрирована в городах Атток-Сити (65 км северо-западнее Исламабада), Вах (30 км северо-западнее Исламабада), Карачи и Таксила (25 км западнее Исламабада). К выполнению военных заказов также привлекаются более 300 гражданских государственных и частных компаний. Основу военной экономики Пакистана составляют: атомная промышленность, ракетостроение, авиастроение, кораблестроение, танкостроение, производство стрелкового оружия и боеприпасов, радиоэлектронная промышленность.

Ядерный промышленный комплекс Пакистана включает органы управления ядерной отраслью, научно-исследовательские и образовательные центры, урановые месторождения, а также специализированные предприятия по производству компонентов. Общее руководство их деятельностью осуществляется Пакистанской комиссией по атомной энергии. В реализации ядерных энергетических и военных программ, а также подготовке квалифицированного инженерно-технического персонала задействовано значительное количество научно-исследовательских и образовательных учреждений. К основным из них относятся Пакистанский институт ядерной науки и технологий (15 км северо-восточнее г. Равалпинди), научно-исследовательские лаборатории А.К.Хана в г. Кахуте (35 км восточнее г. Равалпинди), научно-исследовательский центр ядерного сырья в г. Лахоре (провинция Пенджаб), центр ядерных исследований и завод по производству тепловыделяющих элементов в г. Кундиане (200 км юго-западнее Исламабада, провинция Пенджаб), институт ядерной энергетики и технологический университет в Карачи.

Как отмечают эксперты НОАК, в области ракетостроения основной целью на современном этапе является создание надежных носителей, способных обеспечить доставку головных боевых частей, в том числе ядерных, в любую точку на территории вероятного противника, в качестве которого традиционно рассматривается индия. В решении задач по достижению этой цели участвуют комиссия по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы (г. Карачи, г. Исламабад), научно-исследовательская лаборатория в г. Кахуте, научно-исследовательская организация Министерства обороны (г. Чаттар, 25 км северо-восточнее Исламабада), национальный комплекс развития (н.п. Фатех Джанг, 40 км западнее Исламабада), технологический институт Гулам Исхак Хана, национальная инженерная и научная комиссия (Исламабад).

Силами данных организаций выпускаются следующие типы ракетной техники: тактическая ракета «Хатф-1А», оперативно-тактические ракеты «Тармук», «Газнави» и «Шахин-1», баллистические ракеты средней дальности «Гаури», «Шахин-2» (для БРСД «Шахин», «Гаури» и ОТР «Газнави» ведется разработка головных частей в ядерном оснащении), крылатые ракеты «Бабур» и «Раад».

По оценкам экспертов НОАК, уровень развития авиационной промышленности и освоения соответствующих технологий в Пакистане не позволяет самостоятельно решать проблемы создания современных летательных аппаратов. Вместе с тем на авиационно-техническом комплексе в Камре (Атток-Сити) налажено производство легких учебно-тренировочных самолетов «Мушак» и их усовершенствованной версии «Супер Мушак», совместно с Китаем освоены технология сборки реактивных учебно-тренировочных самолетов «Каракорум-8» и производство комплектующих к ним. В январе 2008 года сдана в эксплуатацию линия по сборке многоцелевых самолетов JF-17 (г. Камра).

Основными предприятиями авиастроительной отрасли Пакистана являются: авиационно-технический комплекс в Камре, комплекс авиационного вооружения в г. Вах. В составе авиационно-технического комплекса в Камре функционируют предприятия:

— сборочный авиационный завод (сборка самолетов «Мушак», «Супер Мушак», «Каракорум-8»);

— завод по ремонту и модернизации самолетов F-6, FT-6, а также FT-5, А-5, F-7 (F-7PG и FT-7PG);

— завод по ремонту и модернизации самолетов «Мираж 3» и «Мираж 5»  (имеются возможности по ремонту авиадвигателей F-100 для американских истребителей F-16);

— завод по производству и ремонту радиоэлектронного оборудования (ремонт импортной авионики, а также лицензионное производство китайских приемников для РЛС). На предприятии налаживается серийный выпуск бортовых РЛС управления огнем «Грифо-7» по итальянской лицензии.

Непосредственно в составе ВВС сформированы ремонтные подразделения – авиационные инженерные мастерские.

Кроме того, при государственной авиакомпании «Пакистанские международные авиалинии» (резерв первой очереди ВВС Пакистана) создана ремонтно-восстановительная база, на которой изготовляются отдельные запасные части и комплектующие для самолетов «Боинг» и двигателей «Дженерал Электрик».

Правительство Пакистана приняло решение об ускоренном развитии национальной судостроительной промышленности в целях превращения ИРП в одно из ведущих государств в Азии в области кораблестроения. Утвержден перспективный план строительства в Пакистане при зарубежном финансовом и техническом содействии двух новых судостроительных комплексов в н.п. Гвадар (490 км западнее Карачи) и на территории порта Касим (н.п. Касим, 20 км вост. Карачи) общей площадью свыше 4000 кв. км.

Имеющиеся национальные кораблестроительные предприятия Пакистана расположены в Карачи и включают судоверфь и кораблестроительный завод пакистанских ВМС. Как отмечают эксперты НОАК, возможности карачинской судоверфи позволяют вести одновременное строительство трех судов водоизмещением до 6 тыс., 15 тыс. и 26 тыс. т. Судоверфь имеет два сухих дока (29 тыс. и 18 тыс. т дедвейта) и две причальные стенки (500 и 165 метров) для ремонта надводной части судов. В интересах военно-морских сил на судоверфи совместно с кораблестроительным заводом ВМС освоена технология строительства минных тральщиков, патрульных и ракетных катеров, танкеров, плавучих доков, буксиров, вспомогательных судов, сверхмалых подводных лодок типа «Миджет». Освоена французская технология строительства подводных лодок типа «Агоста-90Б». В настоящее время на судоверфи при техническом содействии КНР ведется реконструкция производственной базы, обучение пакистанского инженерно-технического персонала и передача технологии постройки по китайской лицензии фрегата УРО проекта F-22P.

На кораблестроительном заводе пакистанских ВМС имеются четыре плавучих и один сухой док, 66 цехов различного назначения. На заводе работает более 8 тыс. человек. Технические возможности позволяют проводить капитальный ремонт и модернизацию кораблей различных классов, систем вооружения, средств связи и управления, двигателей и генераторов, котлов, вспомогательного оборудования, узлов и агрегатов, акустических и оптических приборов. Расположенное на территории научно-исследовательское управление является основным центром проведения НИОКР в интересах ВМС.

По оценкам китайских специалистов, к наиболее стабильно развивающимся относится танкостроительная отрасль. На головном предприятии – комплексе тяжелого машиностроения в г. Таксиле с помощью США освоена технология и налажено производство бронетранспортеров М-113, а при техническом содействии КНР – капитальный ремонт и модернизация танков китайского производства, состоящих на вооружении сухопутных войск ИРП.

В настоящее время основные усилия сосредоточены на расширении производственных возможностей комплекса тяжелого машиностроения, главным образом, в рамках реализации совместной с Китаем (при активном участии Украины) программы выпуска основного боевого танка «Аль-Халид». Ведется также разработка танка «Аль-Халид-1», в создании которого принимают активное участие Украина и Китай. Кроме того, в ИРП производится модернизированная версия китайского танка Т-59 – боевой танк «Аль-Заррар».

Производство стрелкового вооружения и боеприпасов в основном удовлетворяет потребности национальных вооруженных сил в обычных типах стрелковых и артиллерийских боеприпасов, автоматов, ручных и тяжелых пулеметов различных калибров, авиабомб, гранат, мин, пиротехнических и сигнальных средств. Производство этих видов продукции военного назначения сосредоточено на артиллерийско-техническом комплексе в г. Вах, где функционируют заводы, обеспечивающие потребности данной отрасли оборонной промышленности. Качество и объемы выпускаемой продукции позволяют экспортировать ее в ряд азиатских и африканских государств. В ближайшей перспективе при участии КНР намечено провести модернизацию производственных мощностей пакистанских предприятий, выпускающих взрывчатые вещества и артиллерийские снаряды. Запланировано строительство нового порохового завода производительностью 300 т в год, а также передача Пакистану технологий производства боеприпасов и взрывчатых веществ с улучшенными характеристиками.

С южнокорейской компанией POONGSAN подписан контракт на поставку пакистанскому артиллерийско-техническому комплексу производственной линии по сборке 155-мм артиллерийских снарядов. В соответствии с контрактом корейская сторона окажет Пакистану техническое содействие в монтаже и отладке производственной линии, а также будет осуществлять технический надзор за ее работой в ходе серийного производства снарядов.

Отдельные виды стрелкового вооружения и боеприпасов изготавливаются на предприятиях научно-производственного центра в г. Кахуте, где освоено производство ПЗРК «Анза-I» и «Анза-II», ПУ ПТРК «Бахтар Шикан» и ПТУР для них, противотанковых и противопехотных мин, бронебойных подкалиберных снарядов.

В настоящее время Пакистан не располагает значимыми предприятиями радиоэлектронной промышленности. Потребности вооруженных сил в радиоэлектронной технике удовлетворяются главным образом за счет импорта из США, Германии, Италии, Турции и Китая. Лицензионный выпуск отдельных изделий (РЛС и другие авиационные приборы по китайским, итальянским и турецким лицензиям) налажен на заводе по производству авиационных приборов и РЛС на АТК в г. Камре.

Начата реализация рассчитанного до 2022 года плана создания в ИРП при помощи Китая радиоэлектронного производственного комплекса военного назначения. Работы предполагается осуществить в три этапа. На первой стадии планируется в течение 3-4 лет создать инфраструктуру для разработки и производства средств информационного противодействия, систем передачи данных и оборудования раннего радиолокационного обнаружения. В ходе второго этапа намечено налаживание производства малых партий продукции в соответствии с наработанными на первом этапе возможностями и наращивание научно-технической базы комплекса в интересах разработки командно-контрольных и разведывательных систем, а также фотоэлектронных устройств (2-3 года). На заключительном этапе запланировано создание полной архитектуры комплекса, способного производить радиоэлектронное оборудование для всех видов вооруженных сил (2-3 года).

В целом, как оценивают китайские специалисты, военное производство в Пакистане в значительной степени зависит от иностранной научно-технической помощи, технологий, поставок многих видов сырья, комплектующих деталей и узлов. Ввиду слабости собственной научно-исследовательской и производственной базы в ближайшей перспективе изготовление основных образцов ВВТ будет осуществляться по иностранным лицензиям, а ВТС с зарубежными странами рассматриваться в качестве приоритетного направления реализации программы развития национальных вооруженных сил.

52.24MB | MySQL:103 | 0,556sec