Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 ноября – 1 декабря 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке, где на фоне продолжающихся массовых протестов и беспорядков 30 ноября подал в отставку премьер-министр страны А. А. Махди. Совет представителей (парламент) Ирака утвердил отставку 1 декабря.

Обстановка в Ираке остается крайне напряженной. Не прекращающиеся массовые акции протеста повсеместно сопровождаются насилием и беспорядками. «Вся динамика событий демонстрирует нам глубокий кризис политической системы Ирака, которая пока не в состоянии сформулировать адекватный поступающим вызовам ответ».

29 ноября премьер-министр Ирака А. А. Махди заявил о своем намерении подать в отставку, а 30 ноября подал в парламент страны официальное прошение об уходе с занимаемого поста, подчеркнув важность «мирной передачи власти» и «удовлетворения интересов народа и требований демонстрантов». Махди также обратился к депутатам с просьбой выбрать кандидата на его замену как можно скорее, так как «страна в ее нынешнем состоянии не потянет отсутствие управления». 1 декабря иракский парламент утвердил отставку А. А. Махди. При этом правительство продолжит выполнять функции до формирования нового кабинета. По оценке иракских политических наблюдателей, «Махди вынужден был уступить и объявить о готовности уйти со своего поста под давлением влиятельных религиозных деятелей страны, которые неоднократно обращались к депутатам парламента с призывами о смещении главы кабинета министров. Однако «этот шаг, ценой которого оказались тысяча жизней, Махди должен был сделать намного раньше».

Отставка правительства А. А. Махди особо не повлияла на настроения протестующих — масштабные протесты продолжаются в Багдаде и других городах Ирака. Их участники требуют изменения политической системы страны, считают, что отставки только премьера и правительства недостаточно, должен быть распущен парламент, уволены губернаторы провинций, привлечены к суду все коррупционеры.

Влиятельный шиитский лидер М. ас-Садр заявил, что его политический альянс «Саирун», имеющий номинальное большинство в парламенте, не войдет в новое правительство страны. Регион Курдистан поддержит любой шаг, который может помочь разрешить нынешний кризис в Ираке, и не приведет к возвращению диктатуры, заявил курдский лидер Масуд Барзани.

На протяжении минувшей неделе в Багдаде и крупных городах на юге Ирака проходили массовые антиправительственные протесты, сопровождавшиеся беспорядками и ожесточенными столкновениями манифестантов с полицией и силами безопасности, которые активно применяли слезоточивый газ, и нередко открывали огонь боевыми патронами по протестующим. В результате значительно увеличилось число жертв. СМИ сообщают о беспрецедентном всплеске насилия и «кровавой бане» в крупных городах к югу от Багдада. По неполной информации, со времени начала протестов в первые дни октября по настоящее время число убитых превысило 400 человек (сообщается и о 500 убитых), более 15 тыс. человек получили ранения.

Иракские власти перебросили на юг страны дополнительные армейские и полицейские силы. Одновременно были приняты срочные кадровые решения в силовом блоке путем замены «провинившихся» командиров на более решительно настроенных офицеров. Власти распорядились закрыть 12 телеканалов и четыре радиостанции за «публикацию контента, подстрекающего к насилию», во время освещения общенациональных акций протеста против правительства. Еще пять телеканалов получили предупреждение.

В Багдаде протестующие неоднократно атаковали «зеленую зону» в центре столицы, на центральной площади Ат-Тахрир продолжается сидячая забастовка. Особо тяжелая ситуация сложилась в южной провинции Ди-Кар. В ее административном центре городе Эн-Насирия жертвами насилия ежедневно становятся десятки людей. Протестующие обвиняют силовиков в применении огнестрельного оружия, полиция же заявляет о том, что не отдавала приказ стрелять в манифестантов. Обстановка в провинции балансирует на грани хаоса. Ожесточенные столкновения между протестующими и полицией продолжаются в городах Кербела и Хилла, в провинции Мутанна. Манифестанты перекрыли автострады, ведущие в портовые города Умм-Каср и Хор аз-Зубейр в провинции Басра. Демонстрантами перекрыты и многие другие федеральные дороги на юге страны. Школы и государственные учреждения на юге Ирака остаются закрытыми. В городе Эн-Наджаф 27 ноября протестующие подожгли здание иранского консульства. Ожесточенные столкновения в этом городе продолжаются.

28 ноября президент США Д. Трамп совершил блиц-визит в Афганистан. В Кабуле на встрече с афганским президентом А. Гани он сообщил, что радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) «хочет заключить сделку. Посмотрим, заключат ли они». По словам Трампа, США значительно сокращают численность своего военного контингента на афганской территории до 8600 военнослужащих. В то же время глава Белого дома сказал, что американцы останутся в Афганистане «до тех пор, пока не будет заключена сделка или одержана полная победа». Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Милли, также находившийся в Кабуле, заявил, что в настоящее время возможность благополучного разрешения ситуации в Афганистане посредством мирных переговоров как никогда высока. Генерал выразил надежду на скорое подписание соглашения с движением «Талибан», отметив, что переговоры «продолжаются». Талибы готовы заключить с Вашингтоном мирное соглашение, которое уже готово к подписанию, заявил 29 ноября официальный представитель катарского политического офиса «Талибан» М. С. Шахин. «Не мы, а американцы прекратили переговоры, сейчас мяч на их стороне», — сказал он.

В Женеве с 25 по 28 ноября прошла вторая встреча представителей правительства, оппозиции и гражданского общества, входящих в редакционную (малую) группу Конституционного комитета Сирии. По причине того, что делегации правительства и оппозиции не смогли согласовать повестку заседания, общая встреча делегаций не состоялась. Камнем преткновения стал принцип организации работы Конституционного комитета. Делегация правительства исходила из того, что в рамках комитета могут обсуждаться различные вопросы, связанные со стабилизацией ситуации в стране, делегация оппозиции — что все обсуждения должны быть направлены на внесение конкретных изменений в конституцию. Из-за этого не удалось начать обсуждение предложенных правительством «национальных патриотических принципов». Предложения оппозиции также были отклонены. Положительным моментом является то, что покидать Конституционный комитет никто из его участников не собирается. Дата нового заседания не определена.

Сложная обстановка сохраняется на северо-востоке Сирии в районах, прилегающих к границе с Турцией. Не прекращаются вооруженные столкновения между курдскими отрядами «Сил демократической Сирии» (СДС) и протурецкими силами на севере провинций Хасака и Ракка. В то же время 29 ноября курдские представители объявили, что СДС вывели свои вооруженные формирования из всех предусмотренных договоренностями о прекращения огня приграничных с Турцией районов. «Операция вооруженных сил Турции «Источник мира» не ограничена определенными временными рамками и будет продолжаться столько, сколько будет необходимо для достижения целей Анкары, заявил 26 ноября турецкий президент Р. Т. Эрдоган.

Сирийские курды утратили энтузиазм к взаимодействию в рамках российско-турецкого меморандума о совместных действиях по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии сразу после того, как США вернули свои войска на север страны, заявил 26 ноября глава МИД России С. Лавров. По его словам, курды должны понимать, что обеспечить их права можно исключительно в пределах и рамках территориальной целостности и суверенитета Сирии. «Для этого им нужно вступить в реальный и полноценный диалог с сирийским правительством». Лавров посоветовал курдам «быть последовательными и не пытаться конъюнктурно заниматься достаточно сомнительной деятельностью». Президент России В. Путин заявил 29 ноября, что «хотя бы отчасти позитив», которого «сейчас удалось добиться на границе Сирии и Турции, стал возможен, в том числе, благодаря поддержке со стороны курдского народа». Курды поддерживают политическое урегулирование в Сирии, которое бы гарантировало сохранение ее территориального единства, заявил 30 ноября командир вооруженной коалиции СДС М. Абди. Но при этом СДС будет «добиваться признания своих прав, учитывая, что проект курдской автономной власти на севере страны реализуется восемь лет и стал свершившимся фактом». Абди подтвердил, что курды настроены на продолжение диалога с сирийским правительством при посредничестве российской стороны. Курдский лидер не исключил, что в будущем вооруженные формирования СДС могут стать частью сирийской армии. «Это произойдет после достижения политического соглашения с властями, а пока мы сохраняем в руках оружие».

Активные боевые действия велись на минувшей неделе на юго-востоке провинции Идлиб, где первоначально сирийская армия отбила у боевиков несколько деревень, однако противник сумел в ходе контратак вернуть часть потерянных позиций. Однако вскоре правительственные войска вновь заняли большую часть потерянных населенных пунктов.

На прошедшей неделе в Турции было проведено тестирование радаров российских ЗРС  С-400 с применением самолетов F-16 и F-4E турецких ВВС. Анкара перешла границы дозволенного, приступив к испытанию РЛС С-400, заявили в Вашингтоне. Турция намерена до апреля 2020 г. урегулировать с США разногласия относительно покупки и эксплуатации Анкарой ЗРС С-400, заявил 26 ноября президент страны Р. Т. Эрдоган.

Турция не возражает против плана НАТО по защите стран Прибалтики и Польши, но считает необходимым унифицировать подход к обеспечению безопасности среди всех членов альянса, заявил 28 ноября глава турецкого МИД М. Чавушоглу. Он указал, что разногласия с НАТО касаются отсутствия решения по противодействию вооруженным курдским организациям, которые Турция считает террористическими.

Органы прокуратуры Турции выдали ордера на задержание 189 человек в рамках операции против членов «террористической организации фетхуллахистов» (ФЕТО), которую Анкара обвиняет в организации попытки переворота в июле 2016 г. В числе подозреваемых более ста военнослужащих.

30 ноября в Турции запустили газопровод TANAP, по которому азербайджанский газ поступит в Европу. Церемония запуска российского газопровода «Турецкий поток» состоится 8 января 2020 г. в Стамбуле, сообщил Р. Т. Эрдоган.

В Ливане на минувшей неделе происходили столкновения между антиправительственными демонстрантами и сторонниками шиитских движений «Хизбалла» и «Амаль», а также между сторонниками движения «Аль-Мустакбаль» и активистами «Амаль» и «Хизбаллы». Для разведения враждующих сторон были использованы подразделения ливанской армии и жандармерии. С. Харири, который исполняет обязанности премьер-министра Ливана, 26 ноября окончательно объявил об отказе возглавить новый коалиционный кабинет.

Переходное правительство Судана одобрило 29 ноября закон о роспуске бывшей правящей партии страны «Национальный конгресс» и отменило закон, жестко регулировавший права и одежду женщин по нормам исламского права. Отмечается, что данные изменения были одними из главных требований, которые выдвигались в ходе апрельских протестов в стране.

28 ноября президент Турции Р. Т. Эрдоган и глава Правительства национального согласия Ливии Ф. Сарадж подписали в Стамбуле соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает обучение, подготовку, структурирование юридической базы, а также «укрепление отношений между военными» сторон. Стороны также подписали меморандум об «Ограничении юрисдикции на море», что вызвало резкое осуждение со стороны Греции и Египта, назвавших этот документ «дестабилизирующим».

 

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Алжира

Руководство Алжира, несмотря на сохраняющуюся в стране в течение длительного времени сложную внутриполитическую обстановку, продолжает активно действовать в сфере внешней политики. При этом АНДР в рамках провозглашенной «многовекторности» национального политического курса, стремится поддерживать сбалансированные отношения с ведущими государствами мира.

Алжирские правящие круги «видят свою страну главным государством в Магрибе и рассматривают регион Сахеля в качестве зоны своих стратегических интересов», а всемерное укрепление здесь лидирующего положения страны остается одним из главных приоритетов внешней политики АНДР. Вместе с тем, отношения Алжира с соседями носят сложный характер, что, в первую очередь, относится к Марокко. Это обусловлено имеющимися между двумя государствами территориальными спорами и соперничеством за лидерство в северо-западной части Африки. Главным конфликтообразующим элементом в двусторонних отношениях остается проблема Западной Сахары. Алжир не признает присоединение этой территории к Марокко и поддерживает право западносахарцев на самоопределение. Между двумя странами периодически разворачивается гонка вооружений. В то же время АНДР и Марокко время от времени прилагают усилия по нормализации двусторонних отношений, однако этот процесс идет трудно, со сбоями. В целом же Алжир и Рабат стремятся не доводить ситуацию в межгосударственных отношениях до критического состояния, а тем более доводить ее до взрывоопасного состояния.

После свержения в 2011г. режима М. Каддафи в Ливии развитие ситуации в этой стране вызывает повышенную обеспокоенность в Алжире. Официально алжирская позиция в отношении ливийского конфликта заключается в уважении суверенитета Ливии, ее территориальной целостности, единства, «а также сплоченности народа». Алжир активно посредничает между противоборствующими ливийскими сторонами, участвует в международных усилиях по урегулированию ливийского кризиса, поддерживает Правительство национального согласия во главе с Ф. Сараджем. При этом АНДР не приемлет иностранное военное вмешательство в Ливии.

Алжир рассматривает Тунис как один из очагов напряженности и исламистской угрозы у своих границ. Алжирские власти сотрудничают с Тунисом в вопросах борьбы с терроризмом и распространением радикальных салафитских идей.

В отношении государств Сахеля Алжир традиционно стремился играть роль «старшего брата» и защитника от террористической угрозы. В то же время конфликт в соседнем Мали отчетливо продемонстрировал, что «прежняя алжирская стратегия в условиях усиленного вмешательства в дела Сахеля прочих внешних сил не вполне себя оправдывает» и влияние АНДР в этом регионе ослабевает. Что касается непосредственно конфликта в Мали, то Алжир выступает за политическое урегулирование в этой стране при сохранении ее территориального единства, пытается выступать посредником между конфликтующими сторонами. Серьезное опасение в АНДР вызывает «образование огромной «серой» зоны, неподконтрольной официальным властям на тысячи километров от побережья Ливии почти до Гвинейского залива», появление в Сахеле новых джихадистских группировок. В то же время Алжир выступает категорически против предлагаемой ему «местными и международными партнерами роли полицейского Африки или Сахеля», не желает брать на себя ответственность за огромный регион.

На ближневосточном направлении АНДР последовательно придерживается курса на вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, восстановление законных прав арабского народа Палестины и создание им собственного государства. Алжир негативно отнесся к решению президента США Д. Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе в это город американского посольства в еврейском государстве. «Вместе с тем, официальная реакция алжирских властей, абсолютно не заинтересованных в обострении отношений с США, на решение Трампа была достаточно сдержанная».

Отношения с арабскими странами относятся к числу важных направлений внешней политики Алжира. Руководство АНДР внимательно следит за развитием ситуации на Арабском Востоке в целом и отдельных его регионах, за динамикой отношений между различными государствами. Пристальное внимание уделяется странам, где происходят вооруженные конфликты или сохраняется нестабильная обстановка. Вместе с тем, Алжир не стремится напрямую вмешиваться в конфликты, происходящие в арабских странах, за исключением стран-соседей.

Алжирское руководство демонстрирует особое отношение к конфликту в Сирии. Так, в ЛАГ АНДР последовательно выступала против принятия антиасадовских резолюций и санкций, «превращения данной организации в трибуну аравийских монархий». Алжир оказывал фактическую поддержку официальному Дамаску по дипломатическим каналам. В Алжире считают, что «главный приоритет для Сирии в настоящее время – запуск политического процесса с участием всех сторон с тем, чтобы выработать определенную «дорожную карту» прекращения конфликта», выступают за сохранение территориальной целостность страны и суверенитета САР.

АНДР выступает за стабилизацию обстановки в Ираке и сохранение территориальной целостности этой страны, поддерживает действия Багдада в борьбе против «Исламского государства» (запрещено в РФ). Алжир призывает конфликтующие стороны в Йемене «перевернуть страницу войны в пользу диалога, политического решения, консенсуса и примирения для преодоления кризиса путем переговоров между братьями йеменцами в целях достижения политического единства, суверенитета и стабильности страны».

Противоречивыми остаются отношения Алжира с Саудовской Аравией. АНДР стремится найти пути преодоления трений с КСА, не отказывается от налаживания «сильного и устойчивого» партнерства между двумя странами, прежде всего в сфере экономики. Алжир надеется привлечь саудовские инвестиции для улучшения экономического положения своей страны.

АНДР всячески пытается противодействовать попыткам Катара усилить свое влияние в странах Магриба, в том числе в собственно Алжире, а также в Ливии и Тунисе. Речь идет главным образом о содействии Дохи радикальным исламистским группировкам. Тем не менее, в последнее время алжирско-катарские отношения имеют тенденцию к улучшению. Что касается конфликта между Катаром и «арабской четверкой» (КСА, Египет, ОАЭ, Бахрейн), возникшего летом 2017г., то Алжир занял нейтральную позицию, призвал к его разрешению «на основе принципов добрососедства, диалога, уважения национального суверенитета и невмешательстве во внутренние дела друг друга», а также предложил свои посреднические услуги.

Сложный характер носят отношения Алжира с Египтом. Два государства «ревниво» относятся к действиям друг друга на региональном пространстве. Алжир и Каир активно соперничают в Ливии, «продвигая» своих «клиентов» на первые позиции в деле урегулирования ливийского кризиса.

Алжир стремится развивать многоплановые отношения с западноевропейскими странами, при содействии которых республика надеется «переломить безотрадную ситуацию» в своей экономике. Динамично развиваются связи с Испанией Италией, Германией, Францией. В Алжире рассчитывают на западную помощь в сфере инвестиций, информационных технологий, решения продовольственной проблемы, в энергетике и ряде других отраслей. Одной из важных сфер сотрудничества является борьба с терроризмом. Развивается военно-техническое сотрудничество. При штаб-квартире НАТО в Брюсселе действует алжирское бюро по связям.

Одним из приоритетов внешнеполитического курса АНДР — укрепление многоплановых отношений с США, как с ведущей мировой державой. Два государства поддерживают регулярные политические контакты, причем стороны не всегда находят «сходное понимание различных сил в регионе». Одно из приоритетных мест в отношениях с США занимает сотрудничество в борьбе с терроризмом. Алжир пытался сблизиться с администрацией президента Д. Трампа, «как в экономическом, так и политическом плане» с целью добиться от Вашингтона получения неофициального статуса региональной державы. Рассчитывали в Алжире и на американские инвестиции для развития национальной экономики.

Как видится, дальнейший характер отношений Алжира с США и западноевропейскими странами во многом будет зависеть от развития политической ситуации в АНДР, от того, как разрешится политический кризис в этой североафриканской стране.

Между Россией и Алжиром поддерживается политический диалог, развивается военно-техническое сотрудничество. Вместе с тем, экономические связи не получили должного развития.

40.63MB | MySQL:87 | 0,694sec