Отложенная финансовая война между Израилем и ПНА

Полное отделение экономики Палестинской национальной администрации (ПНА) от экономики Израиля является декларируемой целью Рамаллы, рассматриваемой ими в качестве одного из важнейших шагов на пути к созданию независимого палестинского арабского государства. Как правило, демонстративные шаги, предпринимаемые властями ПНА в данном направлении, наносят больше ущерба жителям ПНА, чем Израилю и израильтянам. Так, например, обстояло дело с провалившимися попытками Рамаллы запретить жителям ПНА работать на строительстве в израильских поселениях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) и на израильских предприятиях в промышленных зонах этих районов. Арабские строительные подрядчики и арабские рабочие просто проигнорировали эти требования властей ПНА, поскольку выполнение их лишило бы источников средств существования.

Заметно легче властям ПНА оказывать давление на арабских торговцев, требуя от них прекратить продавать израильские товары или хотя бы ограничить их продажу. В таких случая властям ПНА даже удается иногда нанести болезненный удар по определенным секторам израильской экономики, как это показал недавний – и, по сути, еще завершившийся острый конфликт вокруг поставок израильских телят в ПНА. В ходе этого конфликта обе стороны действуют настолько жестко, что можно говорить о своего рода «финансовой войне» между ними.

Координатор действий израильского правительства на территориях (Иудеи и Самарии – В.Ч.) генерал-майор Камиль Абу-Рукун дал в начале прошлого месяца указание Национальному Банку Израиля приостановить все действия по обмену находящихся на счетах ПНА сумм в израильских шекелях на зарубежные валюты — доллары США, евро и т.д. В Израиле не скрывают, что этот беспрецедентный по своей жесткости шаг координатора действий правительства на территориях был предпринят в качестве части наказания за решение властей ПНА запретить торговцам из ПНА покупать телят в Израиле и начать вместо этого импорт телят из арабских государств.

Упомянутое решение генерал-майора Камиля Абу-Рукуна вызвало негодование руководителей ПНА. Это негодование можно понять. Речь идет о тяжелейшем ударе по экономике ПНА. В результате на контролируемых ПНА территориях скопились сотни миллионов шекелей, которые невозможно поменять  на зарубежные валюты при посредстве Национального Банка Израиля. Причем с указанной проблемой столкнулись не только палестинские арабские банки, но и иностранные, прежде всего, британские банки, действующие на контролируемых ПНА территориях.

В этой связи представители властей ПНА обратились с официальным протестом и жалобой в Национальный Банк Израиля, подчеркнув, что он противозаконно препятствует выполнению легитимного действия по обмену на зарубежную валюту денежных сумм, которые никак не связаны с террористической деятельностью. Однако директор Национального Банка Израиля профессор Амир Ярон никак не мог решить возникшую перед ПНА проблему. Он был обязан выполнить требование координатора действий правительства на территориях, за которым, вне всякого сомнения, стояло решение израильского правительства сурово наказать власти ПНА за их распоряжение прекратить закупки телят в Израиле, каковое нанесло серьезный удар по израильским производителям.

Можно предположить, что генерал-майор Камиль Абу-Рукун определял конкретные шаги, долженствовавшие наказать ПНА, самостоятельно. Хорошо зная не только ситуацию в ПНА (в силу своей должности), но и арабскую ментальность (в силу своего друзского происхождения), он выбрал одну из самых болезненных для властей ПНА точек. Власти ПНА были сурово наказаны, однако наказание было настолько суровым, что возникла реальная угроза серьезного политического кризиса в отношениях между ПНА и Израилем.

В данной связи израильский министр финансов Моше Кахлон специально встретился в понедельник на этой неделе с профессором Амиром Яроном для получения детальной информации относительно проблемы обмена шекелей на иностранную валюту. В итоге запрет, наложенный на эту банковскую операцию, был с некоторыми оговорками снят, и возникшая проблема была хотя бы временно решена. Во всяком случае возможность острого политического кризиса сошла с актуальной повестки дня. Однако можно с большой степень уверенности предположить, что продолжение еще последует.

Израильские журналисты попытались получить несколько больше информации относительно этого кризиса, напоминающего финансовую войну между Израилем и ПНА. Однако израильские правительственные организации не были склонны делиться дополнительной информацией по данному поводу. Национальный Банк Израиля ограничился тем, что обнародовал краткое коммюнике, в котором было в частности сказано, что «Банк Израиля и (израильская – В.Ч.) банковская система действуют в сфере обмена валют (для ПНА – В.Ч.) в соответствии с предписаниями, получаемыми от правительства и от координатора действий (правительства – В.Ч.) на территориях». Что же касается предположений журналистов о том, что возникшая было проблема с обменом принадлежащих ПНА шекелей на иностранные валюты была разрешена в результате личного вмешательства министра финансов Моше Кахлона, стремившегося – несомненно, по указанию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху – избежать на данном этапе острого политического кризиса в отношениях с ПНА, то официальные представители Национального Банка Израиля отказались подтвердить или опровергнуть их.

В заключение представляется необходимым упомянуть о том немаловажном обстоятельстве, что речь идет далеко не о первом случае, когда власти ПНА сталкиваются с серьезными проблемами при переводе денежных средств через израильские банки. Так, например, два года назад два израильских банка – «Га-Поалим» и «Дисконт» остановили переводы денег, которые пытались осуществить власти ПНА, из опасения, что часть этих денег может быть использована ими на финансирование террора. После этого инцидента израильское правительство создало для избежания новых кризисов на аналогичной почве, в которых оно не было заинтересовано, специальную правительственную компанию, которая – при посредстве Национального Банка Израиля – должна заниматься координацией действий частных израильских банков в отношении ПНА. Однако финансовое, точнее будет в данном случае сказать – банковское оружие по-прежнему остается распоряжении израильского правительства, и оно может быть им задействовано против властей ПНА в любой момент, как только израильское правительство сочтет это необходимым. А последствия применения банковского оружия могут оказаться крайне болезненными для руководства ПНА, как только что наглядно продемонстрировал ему генерал-майор Камиль Абу-Рукун.

62.57MB | MySQL:102 | 0,583sec