Оценки китайских специалистов бронированной военной техники Сухопутных войск Турции

По взглядам китайских специалистов, Турецкая Республика (ТР) стремится к развитию национальной оборонной промышленности и переоснащению вооруженных сил (ВС) современной техникой собственного производства. Так, по данным китайского издания «Танки и бронемашины», на эти цели в соответствии с текущими планами только до 2023 года предполагается выделить 70 млрд долларов США. В настоящее время на вооружении Сухопутных войск (СВ) страны находится более 3 000 танков, в том числе  основные боевые танки (ОБТ) «Леопард-2A4» (339 единиц) и M60-T Mk 2 «Сабра» (170 единиц), которые оборудованы новыми системами управления огнем (СУО) и 120-мм орудиями стандарта НАТО. В отличие от ОБТ «Леопард-2A4» танки M60-T Mk 2 «Сабра» исчерпали свой модернизационный потенциал и их усовершенствование маловероятно. С целью повышения технического уровня машин «Леопард-2A4» компанией «Аселсан» разработан проект их модернизации до уровня «Леопард-2NG». Планируется проведение мероприятий по оснащению танков новыми пушкой, электронными, механическими и гидравлическими системами. Наиболее важными элементами модернизации можно считать: замену пушки L44 на L55 с электромеханическими приводами наведения по вертикали и горизонтали; установку дистанционно управляемого модуля вооружения; усовершенствование СУО с заменой телевизионных и тепловизионных приборов наблюдения и прицеливания; монтаж новой защищенной цифровой системы связи; оснащение машины новыми элементами дополнительного бронирования, в частности крыши корпуса башни. По мнению китайских специалистов, в результате модернизации в башне машины высвободится пространство, которое может быть использовано для размещения дополнительного количества боеприпасов, в том числе танковых управляемых снарядов. Ожидается, что в состав боекомплекта войдет немецкий выстрел НЕ DM11 (масса 22 кг, максимальная дальность стрельбы 5 км).
Данный осколочно-фугасный снаряд предназначен для поражения живой силы, укрытой в окопах, в естественных складках местности, а также легкобронированной техники. Наряду с вышеуказанным эта программа направлена на разработку новых технических решений, которые будут использованы при производстве собственного ОБТ «Алтай». Так, представленный на выставке вооружения и военной техники образец в 2018 году был оснащен башней, похожей на башню «Леопард-2NG». Выпуском ОБТ  «Алтай» занимается компания «Отокар». Начало серийного производства машины ожидается не ранее 2020 года. Опытные образцы уже прошли ходовые и огневые испытания в течение последних лет. В период до 2025 года на вооружение СВ Турции может поступить около 250 таких машин.

Китайские специалисты отмечают, что особенностью нового танка станет его оснащение 120-мм орудием МКЕК-120, аналогичным немецкому Rh-120/L55. Данная пушка способна обеспечить начальную скорость бронебойного подкалиберного снаряда M829A2 около 1 750 м/с (у орудий L44 — 1660 м/с), что увеличит бронепробиваемость и точность стрельбы. Таким образом, по китайской оценке, турецкий оборонно-промышленный комплекс сможет массово производить танки уровня «Леопард-2А6/7», что приведет к увеличению собственно боевого потенциала ВС. ОБТ «Алтай» придет на смену в первую очередь уже устаревшим, но еще состоящим на вооружении танкам M48 и M60, не прошедшим модернизацию. В дальнейшем будут заменены и модернизированные танки M60, и устаревшие машины серии «Леопард-1». По данным издания «Танки и бронемашины», основными боевыми бронированными машинами (ББМ), состоящими на вооружении СВ, являются ACV, бронетранспортер (БТР) М113 и ББМ «Кобра» различных модификаций. К настоящему времени они частично израсходовали свой эксплуатационный ресурс и обладают более низким техническим уровнем по сравнению с ББМ ведущих зарубежных стран. С целью продления срока службы и повышения технического уровня существующих образцов проводятся работы по их модернизации. Как правило, акцент делается на совершенствование комплекса вооружения боевых бронированных машин в варианте БМП (в частности, ведутся НИОКР по созданию безэкипажных башен с 25-50-мм автоматическими пушками). Особое внимание в ходе модернизации уделяется максимальному высвобождению внутреннего заброневого пространства машины с целью размещения в десантном отделении военнослужащих, оснащенных современным боевым комплектом пехотинца, транспортировки малогабаритных дистанционно управляемых машин и/или малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Таким образом, в перспективе можно ожидать, что боеприпасы будут размещаться не в гибких элементах внутри ББМ, а в безэкипажных башнях с выносом всего комплекта вооружения за пределы корпуса машины, где размещается экипаж и десант. Для легких и средних по массе боевых машин уже на этапе разработки конструктивно-схемных решений закладываются требования по изменению их функционального предназначения. Это станет возможным за счет перехода на быстросменную модульную установку вооружения на поворотной платформе с введением в систему управления огнем СУО различных программ и автоматической сменой индикации в прицельных приспособлениях таким образом, чтобы ББМ смогла вооружаться в зависимости от условий боя. Модульность конструкции обеспечит адаптацию ее шасси под различное вооружение, что позволит создать многофункциональные машины на единой универсальной платформе с сокращением общей номенклатуры имеющихся ББМ. Например, в рамках модернизации ББМ «Арма» планируется установка на них необитаемой башни «Мизрак-30». Ожидается, что при этом будут дополнительно усилены погон башни, корпус машины и ходовая часть, а также усовершенствована система управления огнем. Башня «Мизрак-30», предназначенная для установки на ББМ «Арма», имеет противопульное и противоосколочное бронирование. В пределах защищенного объема размещены основное вооружение, ящики для боекомплекта, аппаратура наведения и прицельные системы. Башня может комплектоваться различным вооружением калибра 25-50 мм. В качестве спаренного с пушкой оружия может использоваться любой пулемет калибра 5,56 или 7,62 мм. При наличии внешних креплений оружия на маске пушки корпус пулемета располагается за пределами башни, а ящики для патронов укрыты броней. Питание пулемета ленточное, подача патронов с левой стороны. На башне размещается блок аппаратуры для наблюдения и управления вооружением, а на общей стабилизированной платформе монтируется видеокамера, тепловизор и лазерный дальномер. Информация с этого оборудования передается на пульт управления, расположенный на рабочем месте наводчика-оператора. Как отмечают китайские специалисты, при необходимости на крыше башни может устанавливаться дополнительная платформа с приборами наблюдения. На правом борту башни имеются крепления для установки транспортно-пускового контейнера с противотанковой управляемой ракетой «Лумтас», а в перспективе они будут использоваться и для размещения одноразового малоразмерного БПЛА. На первом этапе эксплуатации возможности этого аппарата будут ограничены ведением визуальной разведки, но в последующем ожидается оснащение БЛА средством лазерной подсветки цели, что позволит применять управляемые боеприпасы с лазерной головкой самонаведения. С целью повышения разведывательных возможностей запланировано оборудование ББМ выдвижной мачтой с размещенной на ней комбинированной системой оптико-электронных средств наблюдения (оптические приборы, лазерные дальномеры, тепловизионные и телевизионные приборы). По данным китайских СМИ, Турецкие компании FNSS и «Отокар» разработали несколько семейств боевых машин, в частности FNSS — ББМ «Парс» и «Каплан», а «Отокар» — «Арма» и «Тулпар». Семейства колесных ББМ «Парс» и «Арма» имеют колесную формулу 4×4, 6×6 и 8×8. Изделия обладают повышенной маневренностью, проходимостью и надежностью. При их проектировании основное внимание уделено обеспечению размерной и конструктивной унификации образцов. Семейства ББМ выпускаются в следующих вариантах: боевой машины пехоты (БМП), бронетранспортера, боевой разведывательной машины (БРМ), самоходного миномета (СМ), бронированной ремонтно-эвакуационном машины (БРЭМ), бронированной медико-эвакуационной машины (БМЭМ). Особенностью новых колесных боевых бронированных средств является наличие в их конструкции электротрансмиссий с тяговым электромотором в колесе машины (так называемый мотор-колесо). Агрегаты электротрансмиссии с электромотором между собой не связаны, что расширяет компоновочные возможности при проектировании машин. Благодаря отсутствию карданной передачи в такой компоновочной схеме увеличиваются углы поворота управляемых колес, что в комплексе со всеколесным рулевым управлением и возможностью разнонаправленного вращения колес разных бортов сокращает минимальный радиус поворота. Это повышает управляемость и маневренность машины. С внедрением системы одновременного рулевого управления всеми колесами с использованием встроенных индивидуальных электрических механизмов поворота колеса появляется возможность исключения из конструкции гидросистемы рулевого управления. Кроме того, наличие на колесных ББМ электротрансмиссий обеспечивает выполнение следующих требований: — исключение из конструкции машины механических систем передачи момента в виде коробки передач, угловых передач, раздаточных коробок, бортовых редукторов, колесных редукторов и карданных валов; — снижение массы и увеличение грузоподъемности машины при равных габаритных характеристиках с существующими образцами; — размещение дополнительных источников электроэнергии. Так, высвободившийся от агрегатов механической трансмиссии полезный объем позволил разместить дополнительные источники питания и повысить противоминную стойкость машины.

Известно, что семейства турецких гусеничных ББМ «Тулпар» и «Каплан» разрабатываются для замены имеющихся на вооружении ББМ ACV, БТР М113 различных модификаций. Как отмечают обозреватели китайского издания «Танки и бронемашины», несмотря на схожесть основных ТТХ, машины имеют существенные отличия друг от друга. Например, ББМ «Тулпар» представляет собой многофункциональную платформу массой от 32 до 45 т, в зависимости от степени защиты, где предусмотрены два ее варианта (A и C), которая может меняться в зависимости от условий обстановки. ББМ оснащена дистанционно управляемым боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой. Возимый боекомплект орудия 400 снарядов (200 уже находятся в лентах боепитания, а еще 200 — в укладке, в передней части корпуса сразу за двигателем). Вариант «А» — боевая масса машины составляет 32 т, что обеспечивает возможность ее переброски по воздуху с использованием транспортных самолетов А400М. Броневой корпус гарантирует защиту от поражения пулями крупнокалиберных пулеметов и снайперских винтовок калибра до 14,5 мм во всех проекциях, а также от осколков артиллерийских снарядов. В лобовой проекции броня защищает от попадания 30-мм снарядов автоматических пушек и гранат ручных противотанковых гранатометов. Вариант «С» (повышенный уровень защиты) — боевая масса машины 45 т. В этот вариант она переводится путем добавления специальных броневых модулей, которые устанавливаются как на лобовые детали корпуса и башни, так и на бортовые и кормовые, а также на крышу корпуса. В случае повреждения любого из модулей он может быть заменен в полевых условиях. Кроме того, обеспечивается защита экипажа и систем от 30-мм подкалиберных снарядов автоматических пушек и гранат ручных противотанковых гранатометов не только в лобовые, но и в бортовые проекции машины. Что касается остальных проекций, то обеспечивается их защита от попадания пуль стрелкового оружия калибра до 14,5 мм. Проведенный китайскими специалистами анализ требований и конструктивно-компоновочных решений, используемых при создании ББМ «Тулпар», указывает на то, что в процессе НИОКР были заимствованы некоторые научно-технические заделы, полученные при разработке высокозащищенной немецкой боевой бронированной машины «Пума», что дает основание отнести «Тулпар» к новому типу высокозащищенных боевых средств, сочетающих в себе возможности танка и БМП. В отличие от «Тулпар» при создании ББМ «Каплан» основные усилия разработчиков были направлены на повышение ее амфибийных возможностей, а также учитывались предъявляемые к машинам такого класса требования, а именно: способность перевозки до восьми пехотинцев в боевой экипировке в десантном отделении; перемещение по воде со скоростью не менее 10 км/ч; возможность ведения совместных боевых действий с механизированной группой в ходе длительных операций на берегу на всех типах местности; возможность поражения высокозащищенных целей и живой силы противника; информационное взаимодействие с пехотным отделением и обнаружение целей на максимальной дальности; обеспечение защиты экипажа и десанта от огня 30-мм автоматических пушек, ручных противотанковых гранатометов и осколков артиллерийских снарядов и мин, действующих с верхней полусферы, а также от поражающих факторов оружия массового поражения; сопряженность средств разведки, управления и связи с автоматизированной системой управления тактического звена, а также надежность работы всех систем в условиях ведения действий на море и суше. Китайские специалисты отмечают, что основное производство этих ББМ направленно на экспорт, однако в период до 2023 года ожидается закупка для ВС Турции не менее 1000 новых образцов. Одновременно с созданием боевых бронированных машин ведутся исследования, связанные с разработкой средств обеспечения. В качестве примера можно привести плавающую землеройную машину AACE (Armored Amphibious Combat Earthmover). Изделие AACE представляет собой амфибийную бронированную гусеничную машину, предназначенную для подготовки берегов реки и других водоемов ко входу в воду боевых средств во время форсирования водных преград. Ее особенностью является способность выполнять тяжелые бульдозерные работы на глубине до 1 м посредством регулируемого гидравлического оборудования. По существу, это бронированная плавающая бульдозерная машина. Кроме того, ведутся работы по созданию безэкипажных наземных машин (БНМ), которые в ближнесрочный период будут выполнять функции боевого обеспечения: ведение разведки, поиск мин и самодельных взрывных устройств, осуществление непрерывного подвоза боеприпасов и прочего снаряжения на передовую. В последующем при решении проблемы автоматизации движения роботов в условиях заранее неизвестной пересеченной местности функции БНМ могут быть расширены до выполнения боевых задач в автономном режиме. Таким образом, в Турции созданы возможности для проектирования и производства бронетанковой военной техники, удовлетворяющей потребности ВС. Создаваемые при этом боевые машины оснащаются современными системами, соответствующими мировым стандартам. Анализ темпов развития ВВТ и выделяемых на их закупку средств позволяют сделать вывод о том, что в ближнесрочный период технический уровень СВ Турции повысится и станет сопоставимым с уровнем ведущих зарубежных стран. Анализируя материалы из китайских источников напрашивается вывод, что для китайских специалистов военно-технических изданий представляет интерес информация о турецкой сухопутной технике, что также можно подтвердить следующими положениями:

  1. Деятельность китайского военно-промышленного комплекса в настоящее время направлена на совершенствование бронетанковой техники Сухопутных войск, которая, в основном, представлена семейством боевых бронированных машин, разработанных китайской компанией НОРИНКО. Политическим руководством страны поставлена задача предприятиям ВПК выработать оптимальную платформу для танков и боевых бронированных машин.
  2. Наличие единой универсальной платформы позволит снизить себестоимость каждого конкретного образца китайской сухопутной техники. С другой стороны, боевые бронированные машины китайских сухопутных войск характеризуются достаточно широкой номенклатурой (ZBL-08, Type-08A (ZBL-08 A) и Type-08B (ZBL-08B). Приведение ее к единому стандарту также приведет в конечном счете к экономии на обслуживании колесной техники, что в современных условиях соответствует тенденции сокращения ассигнований на китайские сухопутные войска.
  3. Важным для китайских военных специалистов моментом является изучение противоминной защиты турецкой техники». Известно, что с 2015 года участились случаи подрыва патрулей из состава китайских миротворческих батальонов ООН  в Судане, что стало причиной гибели и ранений китайских военнослужащих в мирное время. Эти события стали катализатором разработки усовершенствованной противоминной защиты китайской бронетехники и новой боевой экипировки военнослужащих НОАК.
55.91MB | MySQL:106 | 0,454sec