Ирак: рост местного производства в частном секторе, как один из основных факторов импортозамещения

Компания, направленная на поддержку национального производителя, проводившаяся в Ираке на протяжении последних трех лет, начала приносить свои плоды. В стране наблюдается рост покупок национального продукта, будь то продукты питания или потребительские товары, такие как кожи, цемент и другие, производство которых постепенно налаживается, главным образом, на фоне отсутствия роли государственного сектора и большинства остановленных крупных заводов, на мелких предприятиях.

Большинство местных экспертов по вопросам экономики солидарны во мнении, что массовое желание поощрять иракскую промышленность должно сопровождаться реальным желанием правительства перезапустить остановившиеся фабрики и, желательно, чтобы этот вопрос не зависел исключительно от государства. Частный сектор также играет важную роль в запуске производственных мощностей, при этом, основная задача заключается в ограничении импорта, который обходится государству в десятки миллиардов долларов направляемых на закупку материалов и товаров, большая часть которых могла бы производиться внутри страны.

Правительство, хоть и не отказывалось от этой политики, но, с одной стороны, было вовлечено во внутренние конфликты, между соперничающими сторонами в отношении подготовки бюджета 2020 года и разных привилегий, которых добивались многочисленные партии и регионы, а с другой стороны, столкнулось с народными протестами. То есть, мы видим, что государство находится, по большому счету, вне игры по вопросам реализации промышленной политики. Что касается Министерства промышленности, оно, по мнению независимых экспертов, бездействует, а частный сектор нуждается в значительной административной и правовой поддержке.

Экономические законы, которые были применены после 2003 года, под давлением Международного валютного фонда и Всемирного банка, в рамках которых, был подготовлен план по наводнению Ирака суверенными займами и высокими процентами, и произвольными условиями, были направлены на уничтожение национальной промышленность и сельское хозяйство, путем приватизации иракской экономики, начиная с приватизации промышленности по добычи сырой нефти, а также уничтожения. сельскохозяйственного сектора. Одновременно, то генерируются обещания улучшить инвестиционный климат, применяя закон об инвестициях 2007 года, то намеренно ставятся препоны для привлечения иностранного капитала, испарившегося, что, в итоге, привело к разрушению промышленных основ иракского государства.

Экономист Салех аль-Таэй в своем интервью для портала «Аль Сабах аль-Джадид», считает, что «все большее желание общественности приобретать иракскую продукцию является позитивным из-за, зачастую, низкого качества импортируемой продукции. В большинстве случаев мы находим, что срок ее годности истек, но она поставляется с новой, исправленной датой производства, что способствует ухудшению состояния здоровья граждан Ирака. Иракская продукция известна своим качеством. Долговечность и неиспользование консервантов в иракских продуктах является противоположностью тому, что содержится во всех импортируемых товарах, которые насыщены консервантами, наносящими вред здоровью человека».

Аль-Таэй продолжил: «Иракские власти всегда делают вид, что для поддержки национальной промышленности нет бюджета, что является неверным, потому что, прежде всего, есть политическое желание не возвращать иракскую промышленность в ее исходное состояние, потому что некоторые политики связаны с фабриками за пределами страны, которые работают, чтобы наполнить наш рынок своими товарами и по конкурентоспособным ценам, чтобы задушить иракскую промышленность и без того, прозябающую  из-за отсутствия государственной поддержки.

В свою очередь, экономист Джассем аль-Окайли в своем интервью для прессы отмечает: «В Ираке сформировался четкий спрос на национальный продукт, будь то продукция молочной или кожевенной промышленности, и даже некоторых других отраслей, поэтому это обстоятельство необходимо использовать для поддержки иракской промышленности, и эта ответственность лежит на государстве. Последнее, своими действиями подтверждает, что у него нет желания поддерживать местного производителя, ссылаясь на аргументы Министерства промышленности о нехватке финансовых ресурсов, и это неправда. Поэтому мы просим новое правительство поставить в свои приоритеты поддержку национальной промышленности, и мы не хотим, чтобы подобные решения существовали только  на бумаге, а стремимся сделать нашу продукцию доступной повсюду».

15 декабря десятки граждан собрались у здания Главного общества текстильной и кожевенной промышленности в районе Каррада, в центре Багдада, чтобы купить продукцию компании и поддержать национальный продукт. Источник в компании сказал: «В случае высокого спроса на продукцию компании, мы сосредоточим усилия на увеличении ее производства и открытия новых рабочих мест для нашей молодежи».

Постепенное повышение номенклатуры и качества местных товаров закономерно, вместе с мерами тарифного регулирования и некоторым подобием протекционистской политики, правда, зиждущейся, в основном, на соображениях политической конъюнктуры, имеют подобие некоего кумулятивного эффекта и привели к вытеснению в отдельных случаях импортной продукции. Прежде всего, иранской. Что неудивительно, так как именно иранские товары и, особенно, продовольствие, широко представлены на иракском рынке.

Экспорт не нефтяных товаров Ирана за последний период с марта по ноябрь сократился на 4,5 миллиарда долларов, согласно данным Торговой палаты Тегерана, о которых сообщило Радио «Фарда».

За восемь месяцев Экспорт не нефтяных товаров составил около 27 миллиардов долларов, что на 14 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

В отчете отмечается, что сокращение не нефтяного экспорта представляет собой значительное снижение, но это не тот же процент в отношении экспорта нефти, который упал на 90 процентов после санкций США.

Санкции США влияют на экспорт Ирана в целом, что также связано с банковскими ограничениями, которые не позволяют различным организациям переводить средства в Тегеран.

Данные статистики показывают, что 73 процента не нефтяного экспорта было импортировано Китаем, Ираком, Эмиратами, Турцией и Афганистаном.

Иран страдает от серьезного экономического спада с резким снижением стоимости национальной валюты, что привело к значительному росту уровня инфляции и импортных цен. Стоимость риала снизилась, а уровень инфляции достиг более 40 процентов.

Международный валютный фонд ожидает, что в этом году иранская экономика сократится на 9,5 процента.

Фонд отмечает, что по сравнению с 2016 годом, спустя год после подписания соглашения по ядерной программе Ирана и отмены санкций,  экспорт сырой нефти Ирана сократился в этом году на 72 процента до, менее чем 600 000 баррелей в сутки.

И хотя, львиную долю ущерба иранскому экспорту наносят США, снижение импорта Ираком иранских товаров к концу года, по некоторым оценкам, может составить до 5 – 7%, в сравнении с прошлогодним периодом. И, почти целиком, будет следствием вытеснения иранской продукции, местной. Такое замещение по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, ряду консервов и некоторым молочным продуктам уже составляет 100% в пользу местных производителей. Представленных мелкими и средними хозяйствами, частными и кооперативными.

62.83MB | MySQL:102 | 1,445sec