Египет: об участии компании DP World в развитии порта «Айн-Сохна»

16 декабря порт «Айн-Сохна» Экономического управления Суэцкого канала принял судно ZHEN HUA 36 с 4 контейнерными передвижными кранами, самой последней в мире модели. Это первая партия из 13 заказанных гигантских кранов, которые будут использоваться для операций по обработке контейнеров во втором бассейне порта после завершения его расширения.

Это оборудование, прибывшее в «Айн-Сохну» для компании DP World, представляет собой одни из крупнейших контейнерных кранов, изготовленных китайской компанией ZPMC с пропускной способностью 40 контейнеров в час. Краны грузоподъемностью 80 тонн и высотой 53 метра после ввода в строй способны значительно повысить эффективность обслуживания судов и возможности по обработке тяжелых грузов в порту, и предназначены для обслуживания судов самого последнего поколения.

Модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в «Айн-Сохне» происходит в рамках компании по подготовке к вводу в эксплуатацию нового причального комплекса, после завершения его строительства компанией China Harbour. Главным элементом проекта является расширение второго бассейна стоимостью около 560 млн долларов, поскольку в девелоперские работы входит еще сооружение нового контейнерного парка площадью 640 тысяч кв. м. Все это, в итоге, будет способствовать повышению производительности порта от 1,1 до 2,9 млн контейнеров в год.

Комментируя происходящее, инженер Яхья Заки, президент Экономической зоны Суэцкого канала, заявил 16 декабря, что компания DP World  «является для нас стратегическим партнером в развитии порта «Айн- Сохна» и усердно работает над завершением процесса разработки в соответствии с графиками и качеством, которые ожидаются от международной компании такого уровня».

Он добавил, что администрация Экономической зоны Суэцкого канала работает в настоящее время над несколькими проектами по развитию портов региона, будь то в Сохне или в Порт-Саиде, что совпадает с некоторыми из контрактов, которые удалось заключить с отдельными международными операторами, о которых будет объявлены в свое время.

В свою очередь, генерал-майор Мухаммед Шаабан, вице-президент Экономического управления Южного региона, сказал: «Мы гордимся работой, которую DP World-Sokhna проводит в порту, повышая свою конкурентоспособность в глобальном масштабе и занимая положение, которое он заслуживает на карте глобальной торговли, для эффективного вклада в последнюю и находясь на службе египетского экспорта и импорта.

Второй бассейн будет введен в строй  к марту 2020 года, что укрепит местоположение  «Айн-Сохны» в качестве главного торгового шлюза на Новом Шелковом пути, связывающего Азию и Африку.

DP World Sokhna является частью сети DP World, которая в настоящее время включает порты, находящиеся в 31 стране, что делает Dubai Ports World одним из крупнейших операторов морских портов в мире. В рамках этой системы мы стремимся предоставлять выдающиеся услуги всем нашим клиентам за счет комплексного подхода к управлению в сочетании с современными технологическими технологиями», — отмечает чиновник.

DP World находится в управлении Dubai Worlds, одного из крупнейших инвесторов, принадлежащих ОАЭ. Это государственная инвестиционная компания, изначально сконцентрированная на портовом бизнесе, в которую кроме собственно DP World ports, входят Dubai Dry docks, Maritime City и еще несколько сервисных, девелоперских и инвестиционных компаний, действующих в сфере прибрежной или портовой инфраструктуры.

Собственно, интерес к сфере контейнерных перевозок возник у группы с приобретением в 2006 году одного из и старейших операторов – британской Peninsular and Oriental. До 2013 года группа владела российской дальневосточной «Восточной стивидорной компанией».

Расположение порта на Красном море, неподалеку от южного входа в Суэцкий канал, наделяет его стратегическим преимуществом для работы с транзитными товарами через самый оживленный коммерческий водный путь в мире. Он как бы расположен в самом сердце важнейшего торгового пути между Востоком и Западом.

Порт расположен в 120 км от Каира, и до него легко добраться по шоссе. Подъездные пути и железные дороги также делают доступной египетскую столицу с ее, более 18 млн потребителей, для грузов и товаров, прибывающих в порт. Тем самым, «Айн-Сохна» является портом для транзита грузов в другие египетские порты, а также в центр африканского континента.

Тем не менее, у проекта есть ряд скептиков. Вот некоторые из их рассуждений.

Прошло 10 лет с тех пор, как компания Dubai Ports World приняла на себя управление портом «Айн-Сохна», главным египетским портом для приема грузов с Дальнего Востока, и одним из крупнейших египетских портов, поскольку компании Emirati принадлежит 90% акций компании по развитию порта, полученные в обмен на 670 млн долларов США.  Среди этих сделки было такое, которое предусматривала то, что перевалочная способность порта «Айн-Сохна» достигнет 2 млн контейнеров в год, а объем инвестиций в порт в 2015 году должен был быть увеличен до 5 млрд долларов. Достигла ли компания Emirati того, что обещала?

Первоначально необходимо указать, что географическое положение порта «Айн-Сохна», который является одним из экономических ответвлений Суэцкого канала, делает его одним из наиболее важных и лучших мест в мире, через который проходят, как предполагалось и ожидают эксперты, почти все грузовые суда, следующие с востока на запад и наоборот. Порт является, с одной стороны, весьма привлекательным для инвестиций, но, с другой стороны, очень опасным конкурентом для других портов, главным из которых является порт «Джебель-Али» в ОАЭ.

В 2008 году права на развитие порта в Сохне перешло к  компании DP World, а Усама аль-Шариф сохранил за собой должность главы порта. В 2009 году, в фактический год для реализации контракта, компания Emirati объявила о своем плане развития порта и  о своем намерении «привлечь огромные инвестиции и обеспечить впечатляющую перевалочную способность». Помимо этого, было обещано предоставить 2700 дополнительных рабочих мест для египтян.

Однако, ничего этого не произошло, и сделка оказалась скорее вредной для порта, чем выгодной. Последующие годы выявили скрытые цели DP World по отношению к «Айн-Сохне» и ряду других портов, интересы которых пересекаются с портом «Джебель-Али».

После того, как DP World перешла к управлению портом «Айн-Сохна», его пропускная способность сократилась с 570 тысяч в 2010 году, самого высокого показателя по обработке контейнеров в порту, до, в среднем, 510 тысяч контейнеров в последующие годы. Что касается объема инвестиций, то он не достигал и 1 млрд долларов, несмотря на все обещания и условия контракта. До сих пор ничего не было достигнуто после того, как прошло почти 10 лет с момента заключения контракта с DP World: ни 5 млрд инвестиций, ни перевалки 2 млн контейнеров в год.

На основании соглашения, оператор должен был построить четыре бассейна, но, эти обязательства были перенесены в новый контракт. До сих пор DP World еще не соорудила ни одного из них, все напрямую способствовало тому, что порт не попал в список лучших ста портов в мире, после того, как благодаря своему стратегическому расположению, должен был стать одним из 10 лучших портов в мире.

За годы управления DP World в порту произошли многочисленные забастовки рабочих в знак протеста против увольнения работников и низких зарплат.

Департамент портов Дубая также способствовал провалу сделки с китайским портом Чэндао по строительству нового контейнерного терминала в порту Сохна в рамках проекта «Китайский шелковый путь», и вся сделка была перенесена в ОАЭ.

В связи с этим журналист Махмуд аль-Тохами, эксперт по транспорту и портовым вопросам, считает, что выход «администрации Чэндао» из проекта развития порта Сохна, которым управляет DP World, подтверждает потерю Египтом значительной части контейнеров региона, захваченных другими международными портами, которых не было до 2011 года.

В 2011 году инженер-консультант, доктор Мамдух Хамза, который работал консультантом в проекте порта «Айн-Сохна», заявил, что в этом проекте  имела место быть масштабная коррупция, когда египетские земли были выделены иностранным компаниям в нарушение закона.  Он пояснил, что порт работает вне государственных таможенных пошлин и в нем практикуют частные таможенные операции, от имени компании Emirati. Эксперт также призвал к судебному преследованию DP World из-за убытков, причиненных Египту, подчеркнув, что  «Айн-Сохна» и порт «Сафага», которые были приобретены дубайскими портами, фактически заморожены в своем развитии. Другие контракты с DP World в портах Адена и Джибути дали понять, что главной причиной этого является расширение порта «Джебель-Али» за счет любого порта, который мог бы конкурировать с ним.

Согласно сообщениям из Йемена, DP World не выполнили ни одного из условий контракта с йеменскими властями, контракт был расторгнут в 2012 году, но вскоре ОАЭ вернулись, чтобы снова его контролировать, воспользовавшись вступлением своих войск в йеменские земли.

Компания Emirati продолжила тем временем свой план расширения, и в 2016 году она официально взяла на себя управление портом Бербера в Сомали, а также не упускает из виду Аденский залив, инвестиции в который включают в себя строительство 400-метрового сухого дока.

Станет ли открытие нового контейнерного терминала в Сохне доказательством добросовестности эмиратского инвестора, или является «дымовой завесой» для прикрытия плана по введению порто-конкурентов в анабиоз, или обычным освоением бюджетов в союзе с местными коррумпированными властями, станет понятно в ближайшем будущем. Эта история, по нашей оценке, должна быть учтена российскими компаниями, обсуждающими совместные проекты с эмиратскими паевыми супер гигантами, наподобие той же Mubadala, чьи аппетиты в РФ простираются вплоть до уровня структур, наподобие «Вертолетов России».

Причины недовольства политикой DP World в Сохне могут быть как обоснованными, так и не очень. Так, немногим ранее, сообщалось о намерении Министерства транспорта АРЕ привлечь иностранного оператора для развития «глобальной складской сети», очевидно, что требовался кто-то, способный составить конкуренцию эмиратскому холдингу. С другой стороны, специфика египетского операционного менеджмента крупными хозяйственными субъектами, такими как Суэцкий канал и портовое хозяйство такова, что костяк высших управленцев составляют отставные военные с весьма своеобразными представлениями о ведении бизнеса, в том числе и о месте и роли комиссионных. Что может диссонировать с политикой, практикуемой в DP World.

62.85MB | MySQL:102 | 0,558sec