Доклад Human Rights Watch о нарушении Израилем прав палестинцев на Западном берегу

Во вторник неправительственная организация Human Rights Watch, занимающаяся расследованием случаев нарушений прав человека, опубликовала доклад под названием «Рожденные без гражданских прав»[i]. Он посвящен анализу ситуации на Западном берегу р. Иордан, где, по мнению авторов документа, Израиль проводит политику систематических репрессий в отношении палестинцев, используя при этом военные приказы, утвержденные еще на начальном этапе т.н. «оккупации».

Так, в тексте приводятся ссылки на военный приказ № 101, который предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы за участие в собрании «по вопросу “который может быть истолкован как политический“», приказ № 1651 о наказании за въезд в «закрытую зону», а также Оборонные (чрезвычайные) положения, введенные еще в период британского мандата на Палестину. Согласно подсчетам Human Rights Watch, только за участие в «незаконной», с точки зрения Израиля, организации с 2014 по 2019 гг. было осуждено более 1700 палестинцев.

Источниковую базу исследования составили 29 интервью палестинских заключенных и их адвокатов, которые были задержаны на основании упомянутых военных приказов, а также материалы обвинительных заключений. Примечательно, что составители сосредоточились исключительно на гражданских правах и не включили в свою работу, к примеру, характеристику экономической ситуации и защиты прав населения в данной сфере. Также следует обратить внимание на суженые географические рамки доклада, который оставляет за рамками своего предметного поля Восточный Иерусалим и Газу. Первое объясняется наличием Основного закона об Иерусалиме – столице Израиля, второе – односторонним размежеванием 2005 г. Это не означает, с точки зрения Human Rights Watch, отсутствия оснований для критики израильской политики в отношении названных территорий, однако ее правовая база будет иной.

Ключевой вывод доклада сводится к тому, что Израиль совершает еще несколько грубых нарушений палестинских гражданских прав на Западном берегу, что вытекает из действующего «оккупационного режима». В их числе то, что в военном законодательстве отсутствуют меры для обжалования наложенных запретов, а Верховный суд, по мнению Human Rights Watch, встает на сторону государства, хотя в самом Израиле его нередко критикуют за обратное. Кроме того, в документе утверждается, что власти могли пойти, на, цитируя доклад, «разработку менее ограничительной политики», но осознанно предпочитают этого не делать.

Наконец, Human Rights Watch обращает внимание на то, что Израиль использует «широкое определение подстрекательства», под которым подразумевается «похвала, сочувствие или поддержка враждебной организации», что в документе толкуется как практика «криминализации речи». В этом можно заметить своего рода реакцию на рабочее определение антисемитизма  International Holocaust Remembrance Alliance. В нем, напомним, содержится широкий подход к пониманию проблем, из-за чего многие критики утверждают, что на его основе предпринимается попытка поставить вне закона возражения в отношении действий израильского правительства, хотя в действительности, определение вводит ограничения на этот счет.

Повышенный интерес к данной проблематике может быть спровоцирован тем, что на минувшей неделе Д.Трамп подписал президентский указ о борьбе с антисемитизмом, подразумевающий ужесточение контроля за исполнением раздела VI Закона о гражданских правах на случаи проявления антисемитизма. Этот закон подразумевает возможность сокращения государственного финансирования учреждений или мероприятий, замеченных в дискриминации по признаку расы, цвета кожи или национальности.  При этом для установления факта указ ссылается именно на определение IHRA. Главным ударом данная мера становится для кампусов университетов, где неоднократно фиксировались подобные случаи, затрагивающие именно антисемитизм, включающий критику Израиля.

Документ Human Rights Watch включает в себя и серию рекомендаций. В части, адресованной Израилю, они довольно банальны, поскольку содержать призыв «остановить оккупацию» и принять законодательство, ограничивающее полномочия армии и  полиции. В том, что касается международных организаций, посыл также очевиден и сводится к необходимости, с точки зрения Human Rights Watch, усилить давление на государство и требовать от него «предоставления палестинцам полной защиты их прав». Однако такая риторика способствует дополнительному ухудшению контактов Израиля с международными правозащитными организациями, одновременно усиливая кризис в отношениях с ООН и ее специализированным институтом – СПЧ.

Наконец, часть рекомендаций затрагивает социальные медиа, обращаясь к их разработчикам. Под предлогом защиты палестинских прав от израильского преследования, им предлагается разрешить в определенных случаях использование вымышленных имен. А это уже серьезная угроза безопасности, поскольку создается благоприятная среда, позволяющая террористам воспользоваться послаблениями. На проблему терроризма в целом обратил внимание исследовательский центр NGO-Monitor, ставящий своей целью повышение ответственности НПО и их спонсоров, работающих в сфере прав человека, прежде всего, в том, что касается палестино-израильского конфликта. По мнению центра, весь документ Human Rights Watch направлен именно на то, чтобы убрать часть барьеров, имеющихся на пути террористических структур, угрожающих Израилю.

Стоит добавить еще один важный момент. Косвенно, обращаясь к социальным медиа, Human Rights Watch подрывает основы израильского сотрудничества в сфере контртерроризма с иностранными партнерами, главным образом, из Европы. Происходит это потому, что среди проектов, предлагаемых ближневосточной страной, есть те, что направлены именно на мониторинг, включая открытые интернет ресурсы, с целью раннего выявления и предотвращения атак. Критикуя политику Израиля в отношении социальных сетей, НПО сеет сомнения  среди европейских партнеров в правомерности такого рода взаимодействия.

Интересен и еще один аспект. В числе авторов доклада первым упомянут О.Шакир, ранее возглавлявший офис Human Rights Watch по Израилю и палестинским территориям. В ноябре текущего года израильские власти исполнили решение выслать его из страны по причине поддержки движения по бойкоту (BDS-Movement). При этом любопытно, что он пытался обжаловать эту меру через Верховный суд, вынесший решение не в его пользу. В ответ на это О.Шакир пообещал, что «удвоит работу и не будет поддаваться усилиям израильской цензуры». Доклад  Human Rights Watch в этом контексте выглядит как практическая мера, вытекающая из приведенного комментария.

Таким образом, доклад Human Rights Watch, посвященный предполагаемым нарушениям со стороны Израиля  гражданских прав палестинцев на Западном берегу  р. Иордан во многом мотивирован отношением к государства самой организации. А также появление документа может быть связано с шагами американской администрации в сфере борьбы с антисемитизмом. Сложившаяся ситуация говорит об усилении антиизраильского давления со стороны НПО, что,  в свою очередь, может усугубить конфликт Иерусалима с СПЧ ООН.

[i]                 Born without civil rights. Israel’s use of draconian military orders to repress Palestinians in the West Bank // Human Rights Watch. 17.12.2019. URL: www.hr.org/report/2918/12/17/born-without-civil-rights/israels-use-of-draconian-military-order-repress

62.85MB | MySQL:102 | 0,551sec