Что стоит за интересом Турции к туарегам на севере Африки

В рамкахсвоих усилий по укреплению своих позиций в Африке Анкара предпринимает попытки расширить турецкое влияние на очень серьезную силу на севере континента в лице туарегов. В этой связи соответствующие ведомства Турции  уже некоторое время обхаживают различные организации туарегов с целью создать новую прокси-группу для продвижения своей политики в Сахеле и Северной Африке.  Но в первую очередь эти действия касаются туарегов Ливии, что критически важно с точки зрения баланса сил между силами ПНС и ЛНА в Феццане. Визит в Турцию 10 туарегских шейхов и лидеров Ливии, который прошел еще в апреле, стал отправной точкой таких контактов, которые продолжаются и по сегодняшний день и которые были организованы оперативниками турецкой Национальной разведывательной организации (МIТ)  в рамках усилий по установлению конструктивных контактов с верхушкой  туарегов в последние годы. Цель состоит в том, чтобы использовать туарегов, которые обладают значительным контролем над обширными полосами пустыни и  которые играют центральную роль в организации криминальных схем рэкета, наркотрафика и незаконной миграции, для продвижения политики нынешнего турецкого правительства в целом и личных амбиций турецкого президента Р.Т.Эрдогана в частности. Точно так же, как Каддафи, который когда-то манипулировал туарегами в интересах своей собственной политики, влияние на туарегов может предоставить Эрдогану новый набор инструментов для шантажа нескольких африканских стран, включая Ливию, Мали, Алжир и Нигер, а также создания альтернативного  от Франции центра влияния на эту силу.

Политик, который отвечает за отношения с туарегами в турецком правительстве, — это Эмрулла Ишлер, человек, которому Эрдоган доверил управление ливийскими делами с тех пор, как он был заместителем премьер-министра в предыдущем правительстве. Ишлер совершил в этом качестве несколько поездок в Ливию в качестве специального посланника, часто встречаясь с лидерами исламистских фракций, а также другими лицами. Его окрестили апологетом «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), когда он заявил, что «ИГ  более гуманно, потому что, по крайней мере, оно не пытает своих жертв». В настоящее время он является председателем парламентской комиссии по вопросам образования, молодежи и спорта. Собственно он был одним из организаторов апрельского визита делегации туарегов в Турцию. В расписание программы визита туарегов входила встреча с Ибрагимом Калыном, идеологом исламистов, работающим в качестве пресс-секретаря Эрдогана. По ряду данных, он станет вскоре следующим главой турецкой спецслужбы MIT. По поручению своего начальника Калын координирует деятельность большинства исламистских группировок за рубежом, часто встречаясь с их представителями в Анкаре, чтобы консультировать и координировать  их операции. Когда турецкое правительство наняло теневого голландского адвоката Роберта Амстердама, чтобы тот преследовал главного оппонента Эрдогана Фетхуллаха Гюлена и его сеть школ, ему было приказано связаться именно с Калыном для координации тайных операций в Африке. Согласно  утечкам электронной почты зятя Эрдогана Берата Албайрака, Калын должен был предоставить контакты и ресурсы, разработанные турецким правительством в Африке, для использования Амстердамом и его сотрудниками. В результате этот  адвокат даже подал  иск против Гюлена в США (был отвергнут судом первой инстанции)  на основании жалобы от связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в России) турецкой группировки Tahsiyecile — группы, которую лично поддерживает Эрдоган.

В то время как  контакты турецкого правительства с туарегами тайно осуществляются Ишлером и Калыном, контакты по другому направлению поддерживаются  благотворительной группой «Фонд прав и свобод человека и гуманитарной помощи» (Insan Hak ve Hürriyetleri ve Insani Yardım Vakfı, или IHH). Эта группа, тесно сотрудничающая с турецкой разведкой, была обвинена в контрабанде оружия джихадистским группировкам в Ливии согласно документам Совета Безопасности ООН. IHH также была вовлечена в операции поставок оружия группировкам в Сирии, которые аффилированны  с «Аль-Каидой» согласно двухлетнему конфиденциальному следственному досье прокуратуры Турции, которое было обнародовано в январе 2014 года. В электронных письмах Албайрака было указано, что  IHH действует в качестве подрядчика по поставке оружия ливийским группировкам с 2011 года. Именно  представители IHH во главе с членом совета директоров Ахметом Сарыкуртом встретили группу туарегов в VIP-секции аэропорта в Стамбуле 1 апреля. Среди делегатов был Мулай Икдиди Амаа Куинеди, президент ливийского Верховного совета туарегов, который ранее принимал участие в усилиях по примирению племен, осуществляемых в формате так называемого «Римского пакта».  Среди членов делегации были Ахмад Матку Нину Мустафа, шейх племени туарегов, и Абулбакр Альфаки Анкидазин Абкида, председатель Культурной ассамблеи туарегов. В первый день своего недельного пребывания в Турции туареги посетили штаб-квартиру  IHH, чтобы обсудить ливийские вопросы. Отметим, что в приветственной речи  6 апреля туарегский историк Фнает Алкони, сопровождавший делегацию, выступил с речью о том, как туареги помогли распространению ислама в Африке, и в этой связи особо остановился на деструктивной роли Франции в разделении туарегов, которые рассеяны по нескольким африканским странам. Он отметил, что в результате проведенных Францией в 1960-х годах экспериментов с ядерным оружием в местах проживания туарегов был нанесен ущерб окружающей среде,  в том числе  загрязнены подземные источники воды.

В связи с этим отметим, что  ряд французских разведисточников убеждены в том, что за активизацией таких контактов могут последовать и похищения с использованием криминальных связей туарегских групп  политических  противников Эрдогана, в частности членов движения Гюлена, в ряде африканских стран.  Они же указывают на то,  что растущая критика Эрдогана в адрес Франции и резкая риторика Анкары, направленная против характера французских отношений с курдами в Сирии, потенциально могут перерасти в тайную войну против французских целей в зоне Сахеля с использованием возможностей туарегских сепаратистских групп.

62.8MB | MySQL:102 | 0,519sec