Генеральный план развития логистической инфраструктуры Турции

25 декабря 2019 г. правительство Турции обнародовало генеральный план логистики — долгосрочный прогноз, который включает в себя более 110 млрд долларов инвестиций в транспортную инфраструктуру. План подготовлен в результате переговоров со всеми акционерами в стремлении превратить Турцию в логистический хаб, заявил министр транспорта Турции Джахит Туран. «Мы должны построить ориентированную на экспорт логистическую инфраструктуру, чтобы поддержать цель экспорта в размере 1 трлн долларов», — сказал он. Министр промышленности и технологий Мустафа Варанк и министр торговли Рухсар Пекджан также приняли участие в запуске плана, который устанавливает целевые показатели на 2023, 2035 и 2053 гг. Турция хочет привлечь все возможные торговые пути, в том числе китайскую инициативу «Один пояс, один путь», которая также известна как современный «Шёлковый путь», отметил Турхан. «Предполагается, что Китай вложит в этот проект 1,3 трлн долларов до 2027 г. Как мост между Европой и Китаем, мы имеем географическое преимущество. Мы находимся в таком положении, что можем привлечь подавляющее большинство таких инвестиций. С транзитными коридорами, проходящими через Турцию, мы предложим нашим производителям преимущества, которые увеличат экспорт», — указал министр транспорта Турции. Нынешний товарооборот между Европой и Китаем составляет 400 млрд долларов в год, добавил Турхан. «Мы, как Турция, стремимся к тому, чтобы к 2034 г. выйти на объём торговли с Дальним Востоком в 100 млрд долларов», — заключил он. По словам Турхана, Турция планирует стать важным коридором не только в направлении «Восток-Запад», но и «Север-Юг». «В частности, мы нацелены на то, чтобы грузоперевозки из России и Украины в Африку и наоборот осуществлялись через Турцию. Мы ожидаем, что в 2034 г. товарооборот с африканскими странами составит 60 млрд долларов, а с Россией и с Украиной – 80 млрд долларов. У России довольно амбициозные планы в отношении Африки. Россия намерена в течение 5 лет увеличить товарооборот с Африкой с нынешних 20 млрд долларов до 40 млрд долларов. В долгосрочной перспективе Турция намерена осуществить 20 млн т грузоперевозок по железнодорожными коридорами «Восток-Запад» и «Север-Юг» и иметь соответствующие инфраструктуры», — добавил министр транспорта Турции [i].

Напомним, что в 2018 г. экспорт Турции составил более 168 млрд долларов, а в 2019 г. составит 180 млрд долларов[ii]. Турецкая сторона теперь заявляет, что хочет довести эту цифру до 1 трлн долларов, и в этом контексте она готова инвестировать более 110 млрд долларов в транспортную инфраструктуру. Мы считаем вполне реалистичным, что Турция станет логистическим хабом в первую очередь благодаря развитию железных дорог. В последнее время Турция много инвестирует в железнодорожную инфраструктуру. Еще в октябре 2016 г. генеральный директор Турецких железных дорог (TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları) Иса Апайдын заявил, что Турция планирует построить 13 000 км железнодорожной линии до 2023 г.[iii]

Турция хочет стать транзитным (железнодорожным) хабом между Востоком и Западом, а также между Севером и Югом. А это по нашему мнению будет зависеть от 4 важных железнодорожных проектов, два из них относятся к коридору «Восток-Запад», а два — к коридору «Север-Юг».

Коридор «Восток-Запад»

  1. Подводный железнодорожный тоннель под проливом Босфор – Мармарай (Marmaray)

Первый в мире трансконтинентальный подводный тоннель соединил европейскую и азиатскую часть Стамбула, а также Китай и Европу и, таким образом, уже стал частью нового «железнодорожного Шёлкового пути». Движение поездов через тоннель протяжённостью 13,6 км (включая 1,4 км непосредственно под водой) началось еще 29 октября 2013 г. (90-летие Турецкой Республики). Однако первый грузовой 850-метровый поезд из Китая в Европу — China Railway Express проследовал по тоннелю Мармарай под проливом Босфор к границе с Болгарией только в ноябре 2019 г. Путь в 11843 километра по территории 10 стран поезд преодолел за 12 дней. Пунктом назначения поезда с грузом электротехники являлся Прага. «Средний транспортный коридор», который также называют «Железнодорожным Шёлковым путём», сокращает расходы на транспортировку грузов из Китая в Европу и время в пути. В Турцию поезд China Railway Express прибыл по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс[iv]. Итак, подводный тоннель Мармарай будет существенно способствовать, чтобы Турция превратилась железнодорожным коридором между Востоком и Западом.

 

2.Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК)

БТК, общая протяженность которой, составляет 826 километров, также будет частью этого коридора. Открытия грузового движения по БТК состоялась 30 октября 2017 г. (падение Карса 30 октября 1920 г. считается одной из самых позорных страниц новейшей армянской истории). В настоящее время срок перевозок грузов по БТК между Китаем и Турцией снизился с одного месяца до 12 дней. Уже стало известно, что Турция планирует в ближайшее время отправить в Китай грузовой состав с экспортной продукцией предприятий разных секторов экономики. Об этом 22 декабря сообщил агентству «Анадолу» гендиректор компании «Государственные железные дороги Турции» (TCDD) Али Ихсан Уйгун. Он отметил, что турецкие власти с мая проводят активные переговоры с целью роста грузопотока по железной дороге из Европы в Китай, и что на прошлой неделе в Китае прошли продуктивные переговоры между властями двух стран. «Достигнута договоренность по 300-400 составам в 2020 г. В ближайшие три-четыре года стремимся достичь показателя в 1000 составов в год»,- отметил глава TCDD[v].

В ноябре 2019 г. турецкие СМИ сообщили, что контейнерные грузоперевозки железнодорожным транспортом между Турцией и Казахстаном в январе-сентябре выросли на 69% – от 2,2 тысячи до 5,4 тысячи TEU. Об этом сообщил АО «Казахстан темир жолы» («Железные дороги Казахстана»). В сообщении отмечалось, что роста контейнерных грузоперевозок удалось достичь благодаря принятым мерам по развитию сферы логистики. В октябре были запущены контейнерные железнодорожные перевозки по маршруту Сиань-Анкара-Прага. Маршрут разработан при сотрудничестве Казахстана, Китая, Азербайджана, Грузии и Турции[vi]. Получается, что БТК способствует и увеличение товарообороту между Турцией и Казахстаном (Центральной Азией).

Отметим, что железная дорога БТК нужна была Турции также в контексте развитию отношений с Грузией. Ранее эти две страны в железнодорожном плане связывались друг с другом через Армению (железная дорога Гюмри-Карс), и БТК избавила Турцию от транзитной зависимости от Армении (более 25 лет назад Турция сама закрыла железную дорогу Гюмри-Карс). Первый грузовой поезд с пятью грузовыми вагонами начал курсировать между Турцией и Грузией 23 июля 2019 г. Поезд отправился в Грузию из логистического центра Паландокен (провинция Эрзурум)․ В связи с этим И.Уйгун заметил, что Турция будет перевозить в Грузию 120 тысяч тонн железной руды в год[vii]. Напомним, что турецкая сторона также намерена строить новую железную дорогу от г.Самсуна до г.Сарпа (регион Аджария Грузии), длина которой составит 542 км[viii].

Итак, мы считаем, что Турция имеет отличные перспективы, чтобы стать логистическим хабом между Востоком (Китаем) и Западом (Европой). После реализации железнодорожных проектов Мармарай и БТК, время, необходимое для транспортировки грузов по новому «Шёлковому пути», составляет около 10-15 дней, тогда как альтернативный полностью морской маршрут подразумевает приблизительно 40-45 дней. В этом контексте надо завершить строительство крупного логистического центра в Карсе с площадью 400 000 кв. м, которая уже готова на 80% (центр будет открыт в 2020 г.[ix]). Кроме того, надо построить скоростную железную дорогу до Карса, а также до Эдирне (европейская часть Турции)[x]. Уже известно, что скоростная железная дорога Анкара-Сивас (404 км) готова на 95%, и что она полностью будет введена в эксплуатацию  в 2020 г. После этого скоростная железная дорога будет доведена до Карса и подключена к БТК[xi].

 

Коридор «Север-Юг»

 3.Железные дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и Карс-Игдыр-Нахичеван    (КИН)

 

а) Проект БТК важен для Турции также для становления логистического хаба между Севером и Югом, и даже между Востоком и Югом, а также Западом и Югом. Напомним, что в конце 2017 г. первая грузоперевозка (600 тонн пшеницы из Казахстана) по железной дороге БТК была осуществлена в средиземноморский порт Мерсин, а не в европейскую часть Турции, оттуда – в ЕС. Отправленный из Баку поезд прибыл в Карс 3 ноября, а расстояние 1258 км из Карса в Мерсин он преодолел за 30 часов, на 10 часов меньше предусмотренного времени. Это означает, что в дальнейшем Китай и страны Центральной Азии будут иметь возможность через Турцию осуществлять грузоперевозки в ближневосточные страны. Это также соответствует реализации турецкого проекта «трех морей». В середине февраля 2012 г. министр экономики Зафер Чаглаян на проходящем в Тбилиси бизнес-форуме «Турция-Грузия-Азербайджан» подчеркнул важность осуществления свободной торговли между тремя странами, создания единого экономического пространства для реализации проекта, связывающего между собой три моря (Каспийское, Черное, Средиземное)[xii].

Отметим, что благодаря БТК Турция получает возможность соединиться с Россией по железной дороге. В мае 2019 г. главы железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана подписали в Анкаре трёхсторонний меморандум о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок. Меморандум предусматривает совместные действия для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту БТК, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы. Для этой цели стороны рассмотрят возможность реализации проекта по строительству второго железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс протяженностью 76 км по территории Турции и терминально-логистического центра в Карсе. «Подписанный нами меморандум открывает путь к развитию перевозок по линии БТК, которая сейчас строится под руководством азербайджанских железнодорожников. А это значит, что Турция подключается к единому технологическому пространству железных дорог стран бывшего СССР, а также Финляндии, Болгарии и Ирана, работающих в постоянном тесном взаимодействии друг с другом», – заявил на церемонии подписания глава РЖД Олег Белозёров[xiii].

В мае СМИ также сообщили, что турецкая логистическая компания Pasifik Eurasia Logistics договорилась с российским АО «РЖД-Логистика» о создании совместного предприятия для развития логистических маршрутов доставки грузов по железной дороге БТК. Создание СП нацелено на дальнейшее развитие транспортно-логистической деятельности и торговли между Россией и Турцией. Основной задачей СП станет привлечение грузов в России и Турции для перевозок по БТК. «Объем грузоперевозок между Россией и Турцией в настоящее время составляет 40 млн тонн. Из них 80% грузоперевозок осуществляется по морю, 20% — по суше. До настоящего времени грузы между Россией и Турцией по железной дороге не транспортировались. Сотрудничество с компанией «РЖД-Логистика» способствует торговле малых и средних предприятий, как в странах региона, так и в Турции. Грузопоток по ж/д между Турцией и Грузией наряду с Россией в ближайшие два года предположительно достигнет 500 тысяч тонн», — сказал член правления турецкой компании Ислам  Шахбандаров[xiv].

Все это означает, что благодаря БТК Турция может стать важным звеном не только между Востоком и Западом, но и между Севером и Югом (Азербайджан же для России становится новым и самым коротким маршрутом по доставке грузов в Турцию, порты Средиземного моря).

б) По всей вероятности, железная дорога из Карса будет продолжена до Игдыра и Нахичевана. Еще в мае 2017 г. министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил о важном значении проекта железной дороги Карс-Игдыр-Нахичеван (КИН). Открытие железной дороги КИН (224 км), которая станет продолжением БТК, позволит еще больше укрепить отношения Турции с Азербайджаном (ее строительство обойдется в 750 млн долларов). Кроме того, железная дорога КИН обеспечит более короткий путь в Иран, в Центральную Азию, в Пакистан и в Китай. Надо сказать, что в настоящее время Турция и Иран не смогут развивать торговлю с помощью железных дорог, потому что железная дорога «Анкара-Тегеран» (протяженность 2000 км) проходит через озеро Ван (действует паромная переправа), которое является самым большим озером Турции (3755 кв. км). Возле озера Ван железную дорогу построили в 1970-х годах, однако тогда из-за финансовых проблем в Турции решили не строить железную дорогу в объезд через территорию вокруг озера (кроме того, ранее боевики РПК в провинции Ван не раз взорвали ж/д Анкара-Тегеран)[xv].

По нашему мнению в будущем важной артерией коридора «Север-Юг» в Турции может стать также железная дорога Ван-Трабзон (Черное море). В марте 2017 г. председатель промышленной зоны Вана Шемсеттин Бозгурт заявил о необходимости строительства железной дороги Ван-Трабзон (690 км), подчеркнув также важность строительства скоростной железной дороги от озера Ван к озеру Урмия и от пограничного КПП Гюрбулака в другие районы Турции[xvi].

Итак, мы не исключаем, что благодаря проекту КИН, Турция может стать частью коридора «Персидский залив – Черное море». Грузы из Персидского залива железнодорожным путем будут направляться в Нахичеван, а оттуда до Карса и до Черного моря (в настоящее время в Турции строят скоростную железную дорогу от Эрзинджана до Трабзона[xvii]).

 

  1. Высокоскоростная железнодорожная линия Самсун – Мерсин (Черное море – Средиземное море)

В феврале 2017 г. И.Апайдын заявил, что в Турции строят высокоскоростную железную дорогу между Мерсином и Самсуном. По его словам, эта железная дорога свяжет Самсун не только с Мерсином, но и с Искендеруном, и в итоге станет важной артерией коридора «Север-Юг»[xviii]. Добавим, что в настоящее время почти готова автодорога «Чёрное море — Средиземное море» (около 600 км). Она будет сдана эксплуатацию в 2020 г. и внесёт свой вклад в развитии внутренних провинций[xix]. Подводя итоги, можем уверенно сказать, что Турция сделала и продолжает делать все необходимое, чтобы максимально использовать свое географическое преимущество и в итоге стать логистическим хабом не только между Востоком и Западом, но и между Севером и Югом.

[i] ‘Ulaşım altyapısına 110 milyar dolar yatırım yapmayı planladık’, Memurlar.Net, 25.12.2019

[ii] İhracat 180 milyar $’ı buldu, Sabah, 03.12.2019

[iii] Demir ağda hedef 13 bin kilometre , Yeni Akit Gazetesi, 03.08.2017

[iv] Çin’den Avrupa’ya giden ilk yük treni Marmaray’dan geçti, T24, 07.11.2019

[v] Türkiye Çin’e «ihracat treni» gönderecek, Habertürk, 22.12.2019

[vi] Kazakistan ile Türkiye arasındaki konteyner taşımacılığı yüzde 69 arttı, Haberler.com, 13.11.2019

[vii] Türkiye ile Gürcistan arasındaki ilk ihracat treni Erzurum’dan hareket etti, T24, 23.07.2019

[viii] Karadenizliler Samsun-Sarp demir yolunu istiyor, Veryansin TV, 28.12.2019

[ix] Kars Lojistik Merkez’in yüzde 80’i tamamlandı, Haberler.com, 19.10.2019

[x] Hızlı tren için temel atıldı, Edirne TV, 25.09.2019

[xi] Ankara-Sivas Yüksek Hızlı Tren hattının yüzde 95’i tamamlandı, TRT Haber, 23.09.2019

[xii] Габриелян Айк, О планах развития железнодорожного транспорта в Турции, Институт Ближнего Востока, 01.02.2018

[xiii] Турция войдёт в единое пространство железных дорог стран бывшего СССР, REGNUM, 07.05.2019

[xiv] Rus RJD Lojistika ve Türk Pasifik Eurasia Logistics ortak şirket kuracak, Sputnik Türkiye, 07.05.2019

[xv] Габриелян Айк, О строительстве железной дороги Карс-Игдыр-Нахчыван-Иран, Институт Ближнего Востока, 03.07.2017

[xvi] Vana Kuzey Demiryolu Şart, Ray Haber, 08.03.2017

[xvii] Erzincan Trabzon Demiryolu İle Bölge Dünyaya Açılabilir, Ray Haber, 26.11.2019

[xviii] Karadeniz’i Akdeniz’e bağlayan ‘demiryolu’, Hedef Halk, 27.02.2017

[xix] Karadeniz’i Akdeniz’e bağlayan yolun %95’i tamamlandı, Memurlar.Net, 02.12.2019

62.9MB | MySQL:102 | 0,539sec