Обстановка в Турции в свете развития ситуации вокруг Ливии. Часть 2

Развитие ситуации в Ливии создало атмосферу и обстановку в Турции, которую можно сравнить с той, что наблюдалась в стране осенью 2015 года, после решения Российской Федерации, по приглашению официального Дамаска, вмешаться в гражданскую войну в стране.

Невзирая на ту очевидную разницу, которая наблюдается между Сирией и Ливией, и там и там Турция выражает недовольство действиями России и стремится перетянуть её на свою сторону.

Так или иначе, растущее недовольство Турции перетекает в стране в её медийное пространство – Россию обвиняют в поддержке фельдмаршала Х.Хафтара, не имеющего законной власти, и в ведении прокси-войны силами частной военной компании «Вагнер».

Параллельно, на фоне обострения ситуации вокруг последней зоны деэскалации в Сирии – Идлиба – турецкие СМИ полнятся сюжетами об атаках на мирное население провинции, предпринимаемых со стороны российских ВКС, и о грядущей гуманитарной катастрофе, которая, вот-вот, вызовет очередной приток беженцев в Турцию и, далее по маршруту, вплоть до Европы (понятно, что Европа постоянно используется Турцией с целью повлиять на действия России в Сирии).

Однако, о связи между Ливией и Сирией (а, точнее, Идлибом — В.К.) мы поговорим чуть позже. Безусловно, за переговорным столом 8 января 2020 года эти два вопроса будут обсуждаться президентами Р.Т.Эрдоганом и В.Путиным в комплексе и (турецкой стороной — В.К.) будут предлагаться варианты «размена».

Каков же градус напряжения и раздражения в Турции российской позицией по Ливии?

Это можно очень ярко проиллюстрировать весьма красочной публикацией в главном проправительственном англоязычном издании страны – газете Daily Sabah, авторства некоего обозревателя Хаккы Оджала под заголовком «Эй, Путин, что ты делаешь?» (от 15.12.2019).

Тональность этой статьи была такова, что на неё был вынужден с ответной статьей в этом же издании даже отреагировать российский чрезвычайный и полномочный посол А.В.Ерхов (21.12.2019).

Понятно, что, во-первых, все, что касается упоминания президента РФ в местных СМИ непосредственным образом затрагивает и российское посольство. Тем более, если речь идет о такой, довольно наглой статье, опубликованной не просто в какой-то бульварной газете, а в официальном проправительственном источнике, который читает весь дипломатический корпус, аккредитованный в Турции и куда даже, одно время, на регулярной основе писал пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын – один из ведущих турецких политиков в администрации Р.Т.Эрдогана.

Следует подчеркнуть, что в этой газете (как, впрочем, и в любом другом серьезном издании – В.К.) не бывает случайных публикаций и в том жанре, в котором выступил Х.Оджал, без одобрения редакции, выступить невозможно никак.

Кроме того, редактором газеты вычитывается буквально все, до точек и запятых. А турецкие редакторы правят статьи довольно жестко, убирая из них все нежелательное и сглаживая все возможные углы. Иными словами, все, что процитировано ниже, оказалось для Daily Sabah не только приемлемым, но и, судя по всему, актуальным.

Вот как выглядит первый параграф этой статьи в оригинале на английском языке. Приводим, для начала, без перевода, чтобы российская публика смогла насладиться слогом турецкого автора:

«Well, Mr. Putin, I could be a little nicer and ask “что вы пытаетесь доказать, чёрт возьми?” but after listening to the pleads coming from Libya’s internationally recognized Government of National Accord (GNA) in Tripoli, as it prepares to face an assault from the U.S.-puppet warlord Khalifa Haftar, one can hardly be nice. Tell us what the hell you are doing in Libya?».

Переведем этот пассаж на русский язык для читателей ИБВ:

«Итак, господин Путин, я мог бы быть немного более милым и спросить: «Что вы пытаетесь доказать, чёрт возьми?». Но после того, как услышал просьбы, поступающие от международно признанного Правительства национального согласия (ПНС) Ливии в Триполи, когда оно готовится столкнуться с нападением со стороны марионеточного полководца США Халифы Хафтара, вряд ли, можно быть милым. Скажите нам, какого черта вы делаете в Ливии?».

Итак, каковы же претензии автора к высшему руководству России и что он пытается донести до читающей публики как турецкой, так и зарубежной?

Продолжим цитирование публикации (комментарии – излишни, просто приводим некоторые, наиболее характерные выдержки из статьи – В.К.):

«В течение многих лет вы выступали в качестве наблюдателя, наблюдая за тем, что финансовый капитализм делал с Ливией. Вы вели себя так, как будто Россия была беспристрастным наблюдателем, уехавшим на дачу в Одессу. Даже молодые люди из Политехнического университета Бобо-Диуласо в Буркина-Фасо были более вовлечены в события в Ливии. Эта ваша великая страна не могла заставить себя проголосовать по резолюции 1973 Совета Безопасности США о защите гражданских лиц в Ливии. Без помощи русских наемников самозваный фельдмаршал Халифа Хафтар не выжил бы больше недели после второй гражданской войны в Ливии. Спасибо матери России».

В своей публикации Хаккы Оджал обращается к биографии Халифы Хафтара, напоминая о том, что он свергал Муаммара Каддафи, был военнопленным США и вернулся на родину с американским гражданством. Как напоминает Х.Оджал, Х.Хафтар был обвинен в военных преступлениях, в частности, в отданном им приказе «убивать военнопленных Дерны». Однако, как говорит Х.Оджал «Благодаря защите России в 2014 году, он (Х. Хафтар – В.К.), в одностороннем порядке, распустил Всеобщий национальный конгресс, избранный парламент».

Далее автор говорит об изменившемся балансе сил в регионе, благодаря вмешательству России: «В дополнение к современным беспилотникам, пилотируемым персоналом из Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, сотни российских наемников из так называемой группы Вагнера изменили баланс сил в последние недели».

Достается от автора и Соединенным Штатам Америки: «Мы знаем, почему США и их приспешники помогают Хафтару: Правительство национального согласия и большинство ливийского народа действуют как мусульмане. Например, они поддержали резолюцию Четвертого комитета ООН о расширении мандата Агентства помощи и организации ООН (UNRWA) до 2023 года. Израиль и США были единственными странами, которые проголосовали против этой резолюции: 169 стран проголосовали за и девять воздержались. Представитель Правительства национального согласия также присоединился к Турции в своем осуждении признания США Иерусалимом в качестве столицы Израиля и перемещения Посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Наконец, Правительство национального согласия подписало Меморандум о морской границе с Турцией. Лидеры ЕС объявили пакт недействительным. Греция, Кипр и Египет недовольны тем, что они отрезаны от бурения на нефть и газ в Восточном Средиземноморье».

Далее автор признает, что, на этот раз, силы Хафтара могут одержать победу над Правительством национального согласия при поддержке России, которая поставляет Хафтару «возобновляемую энергию, а также оружие, артиллерию и бронетехнику для подготовки атаки на Триполи».

Вот, как завершает публикацию Х.Оджал: «Мы знаем, почему в него (в Халифу Хафтара – В.К.) верят США, ЕС, Израиль, Египет, Греция, ОАЭ и Саудовская Аравия, но с какой стати вы его должны поддерживать, товарищ Путин?».

21 декабря 2019 года на публикацию Х.Оджала отреагировал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Турции А.В.Ерхов.

Не будем фокусироваться на том, что российский посол указал Х.Оджала на недолжный тон, допущенный в его публикации. Представляется, что целью, все-же, являлось не одернуть зарвавшегося колумниста, а донести позицию России по ливийскому вопросу. Тем более, в преддверии переговоров на высшем уровне между В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом 8 января 2020 года в Турции, где, очевидно, будет затрагиваться и ливийский вопрос.

Прежде всего, посол не согласился с тем утверждением, что Россия самоустранилась от Ливии. Просто, по словам посла, Россия уважала законное правительство в Ливии, признанное с 1969 года со стороны ООН, вплоть до того момента, «когда ряд государств, считающих себя гроссмейстерами мировых судеб, решили свергнуть ливийского лидера, несмотря на то, что он сделал много добра для народа своей страны. Судьба, постигшая Муаммара Каддафи, была, безусловно, ужасной — не из-за «Матери России», конечно, но благодаря другим государствам».

Далее, А.В.Ерхов указывает на том, что ливийская нация «разделена враждующими группировками и межрелигиозными конфликтами, что привело к постоянному потоку беженцев. Несколько сотен вооруженных группировок правят различными регионами, терроризируя местное население. Одной из этих группировок действительно является Правительство национального согласия (GNA). Но позвольте мне напомнить вам, что этот «международно признанный» статус в значительной степени оспаривается. Некоторые предполагают, например, что Схиратское соглашение 2015 года больше не действует и более не имеет обязательной силы. Некоторые говорят, что утверждение о том, что большинство стран поддерживают GNA, представляет собой выдавание желаемое за действительное. Я не разделяю такую ​​точку зрения, но, анализируя ситуацию в целом, я определенно должен это учитывать».

Процитируем А.В.Ерхова: «Кто лучше — мистер Хафтар или мистер Сарадж? Это решать ливийцам. Однако, поскольку г-н Хафтар контролирует значительную часть страны, его слова что-то значат и были отражены, по крайней мере, в нескольких столицах региона и мира. С другой стороны, многочисленные экстремистские группировки на окраине Триполи заявляют о своей поддержке г-на Сараджа, что не повышает авторитет последнего, особенно с учетом того факта, что некоторые из них прибыли из-за того, что сражались за «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.). У них нет ни доверия, ни легитимности».

Далее, российский посол говорит о том, что не только Правительство национального согласия, но и большинство ливийского народа поддерживают «дело Палестины».

Процитируем: «И, кстати, мистер Оджал, вы действительно думаете, что задержание иностранных граждан на месяцы и годы без каких-либо серьезных юридических процедур — это то, как ведут себя «настоящие мусульмане»? А те, кто сейчас встал на сторону мистера Сараджа — их головы покрыты черными шарфами с надписями на арабском языке — они тоже настоящие мусульмане?».

Продолжаем: «Для начала, о ком вы конкретно говорите, когда имеете в виду «узурпаторов»? В статье намекается, что они могут быть найдены в Греции, на Кипре или в Египте. Как-то мне кажется, что большинство в Афинах, Никосии и Каире (и во многих других столицах – В.К.) неохотно принимают такой ярлык.

Вы, похоже, пришли к очень интересному выводу о факте общей поддержки г-на Хафтара со стороны США, ЕС, Израиля, Египта, Греции, ОАЭ и Саудовской Аравии, а также России. Это действительно так? Если так, то как случилось, что большинство международных игроков решили поддержать не того человека, и только г-н Сарадж хорош, чист и законен? Что делает его таким хорошим? Просто потому, что некоторые его поддержали, а другие нет?».

Заключительный вопрос от российского посла:

«Что касается моего последнего вопроса, мистер Оджал. Если г-на Хафтара поддерживает такая внушительная толпа, почему вы обращаетесь — и с таким саркастическим образом — не к Дональду Трампу или Эммануэлю Макрону, не к Мухаммеду бен Сальману или Абдель Фаттах ас-Сисси, а к Владимиру Путину? Можем ли мы предположить, что активное присутствие других в Ливии удовлетворяет вас, но не российское присутствие? Как так?».

Иными словами, на лицо три исходных позиции, так или иначе, обозначенных российским послом:

  1. Схиратское соглашение, по которому признается Правительство национального согласия, может быть поставлено под знак вопроса. Правительство национального согласия не пользуется уже международной поддержкой, о которой можно было бы говорить в 2015 году.
  2. Правительство национального согласия не имеет монополии на то, чтобы представлять, единолично, интересы мусульман и проводить «правильную мусульманскую линию» на фоне других, кто проводит политику «неправильную».
  3. На стороне Правительства национального согласия воюют радикальные исламисты, в том числе, бывшие террористы»Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.).
  4. Россия – это один из многих в Ливии, кроме нее, существует достаточно большая группа международных игроков (но, почему-то, турки, в первую очередь, апеллируют сейчас к российскому участию -В.К.).

Разумеется, в своей статье А.В.Ерхов говорит о том, что ливийскому народу предстоит самому сделать свой суверенный выбор в пользу Ф.Сараджа и Х.Хафтара.

За ответом российского посла последовала очередная статья Х.Оджала, опубликованная 23.12.19 под заголовком «Россия играет с огнем в Ливии», где, помимо откровенных оскорблений (!) в адрес российских послов, не только нынешнего, но и предыдущего, Россия обвиняется в том, что она дожидается развития ситуации в Ливии и выявления победителя.

Процитируем последний параграф статьи: «Если вы понизите статус Правительства национального согласия до уровня восстания Хафтара, то вы объявите соглашение о морском сотрудничестве, подписанное с Турцией, «недействительным». Это соглашение приближает возможную отправку турецких консультативных войск, чтобы помочь защитить Триполи от нападения со стороны силы, поддерживаемой Объединенными Арабскими Эмиратами и саудитами. В этом случае, жизненно важный вопрос должен заключаться в том, может ли сила, которую Турция собирается направить в Ливию, столкнуться с группой Вагнера, при определенных обстоятельствах. Те страны, которые поддерживают Хафтара, говорят, что группа Вагнера является российской военизированной организацией, которая ведет тайные войны от имени Кремля от Украины до Сирии и Центральноафриканской Республики».

И на эту статью А.В.Ерхов опубликовал свой ответ. Однако, полагаем, что цитированием публикации одного из турецких колумнистов и российского посла в Анкаре мы, в достаточно мере, проиллюстрировали градус дискуссии, которая сейчас наблюдается между Россией и Турцией по Ливии. Как наглядное подтверждение того тезиса, что ситуация, некоторым образом, напоминает сентябрь 2015-го года, когда российское вмешательство изменило статус-кво в Сирии к неудовольствию Турции.

Сегодня же, в начале 2020-го года, Ливия имеет для Турции, пожалуй, даже большее значение: Турции нужно заявить о своих правах в Восточном Средиземноморье, а для этого необходимо, чтобы Правительство национального согласия было международно признанным игроком и одержало победу в гражданской войне в Ливии. Первое, разумеется, следует из второго. Единственным игроком, кто сможет изменить баланс сил в Ливии, по турецким оценкам, является Россия, поэтому Турция и пытается оказывать давление. Разумеется, должен быть предложен и размен со стороны Турции. И им, по нашему мнению, может стать последняя зона деэскалации в Сирии – Идлиб. Заметим, что именно Ливия сегодня играет для Турции первостепенное значение, а не Сирия.

53.1MB | MySQL:105 | 0,610sec