О ситуации в зоне Сахеля: ноябрь 2019 г.

Франция, оказавшаяся по итогам операций «Серваль» и «Бархан» не в состоянии справиться с джихадистскими группировками в зоне Сахеля, в ноябре стала проявлять повышенную активность с целью подключения в борьбе с терроризмом как своих европейских союзников, так и страны Западной Африки, до сих пор не замеченные в подобного рода усилиях.

Очевидно, что контингент «Бархан» численностью 4,5 тысяч человек априори не смог решить задачу обеспечения безопасности региона, по площади равного Франции. В этой связи Франция выступила с инициативой развертывания в Сахеле в 2020 году подразделений спецназа европейских стран. 12 ноября президент Франции Э.Макрон сообщил, что в ближайшее время будут приняты важные решения, направленные на усиление борьбы с терроризмом.

18 ноября на церемонии открытия Дакарского международного форума по миру и безопасности премьер-министр Франции Эдуар Филипп призвал «не давать никаких шансов» джихадистским группировкам, действующим в зоне Сахеля. Он же потребовал от всех стран Западной Африки подключиться к борьбе против терроризма в регионе. «Очевидно, что джихадистские группы извлекут выгоду там, где это возможно, из наших слабостей, недостатка координации между нами, а также недостатка в обеспечении, обязательствах или подготовке кадров», — сказал он.

По его оценке, в некоторых регионах Сахеля угроза джихадизма развивается, используя ранее существовавшие конфликты и извлекая выгоду «из коррупции и нелегального трансграничного трафика».

Там же, в Дакаре, президент Мавритании Мухаммед  ульд Шейх аль-Газуани и глава Сенегала Маки Саль потребовали придать расширенный мандат для их спецслужб и военных, борющихся со стремительным  распространением идей джихадизма в Мали. Президент Сенегала справедливо указал, что малийские и иностранные армейские подразделения должны иметь более высокий мандат. Он отметил, что только в Мали находятся по меньшей мере 30 тысяч малийских и иностранных военных. В этой связи он задался вопросом  — почему они неспособны решить проблему? Он же потребовал провести реформу ООН и ее процедур с тем, чтобы действующие в Мали миротворцы получили более эффективный мандат. Президент Сенегала напрямую обратился к Китаю и России с тем, чтобы они в Совете Безопасности ООН не препятствовали предоставлению более сильного мандата Миссии ООН в Мали (Minusma).

Отметим, что сенегальский воинский контингент представлен в Minusma. Мавритания участвует в совместном антитеррористическом контингенте «Г5 Сахель».

18 ноября Минобороны Мали сообщило о гибели 24 военнослужащих в бою против джихадистов в районе Табанкорт близ границы с Нигером. 29 военных получили ранения. Было также объявлено о некоем материальном ущербе, что предполагает потерю техники. Джихадисты потеряли убитыми 17 человек, до 100 человек, подозреваемых в причастности к террористической активности были арестованы. «При поддержке французского контингента «Бархан» военные из Мали и Нигера перехватили инициативу в Табанкорте», — утверждалось в коммюнике. Арестованные были переданы Нигеру.

Согласно источникам, погибших малийских солдат в Табанкорте было 30. Сутки спустя продолжались поиски разбежавшихся военных.

Примерно одновременно французские военные объявили, что в ходе другой операции, проводившейся в ноябре силами контингента «Бархан» при участии военных из Мали, Буркина-Фасо и Нигера, были уничтожены или взяты в плен до 30 джихадистов.

До атаки 18 ноября малийские военные в течение месяца потеряли в двух боестолкновениях с джихадистами до 100 солдат в районе стыка границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера.

21 ноября были обнаружены тела 13 малийских военных, числившихся пропавшими без вести после атаки в Табанкорте. Таким образом общие потери малийских военных по итогам боя 18 ноября составили 43 человека убитыми.

По версии малийских военных, их патруль подвергся атаке джихадистов в ходе операции по патрулированию местности в районе Табанкорт. Интересно, кто и против кого проводил операцию? В адрес малийских военных уже давно раздавалась критика из-за того, что они были очень смелыми в случаях, когда они действовали против мирного населения, представленного ими как террористы. И эта смелость всякий раз заканчивалась, когда они сталкивались с реальными джихадистами. Неоднократно в подобных случаях они просто разбегались. Вывод: сколько их не готовь и не плати, они лучше не станут.

Еще одно подтверждение «храбрости» малийских военных – 22 ноября Министерство обороны Буркина-Фасо выразило сожаление в связи с действиями вояк из соседней страны в деревне Абайе коммуны Кумбори на севере страны шестью днями ранее. В результате вторжения малийских военных в эту приграничную деревню погибли 3 человека из числа мирных жителей, один из них – под колесами малийского бронеавтомобиля. Буркинийцы также выразили сожаление в связи с тем, что малийские военные не задействовали предусмотренные механизмы координации при действиях на сопредельных территориях.

В ответном коммюнике малийские военные утверждали, что «преследовали убийц», атаковавших деревню Биди. Преследование продолжалось «вплоть до их базы в Буркина-Фасо, которая была уничтожена». По их данным, в ходе операции были убиты 10 боевиков, 20 – арестованы, сожжены 43 мопеда.

В Нигере 23 ноября стало известно, что за три дня в районе Тиллабери на юго-западе страны близ границы с Мали джихадисты убили 5-х традиционных вождей. По оценке нигерских силовиков, речь идет о целенаправленной кампании группировки «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГ запрещено в РФ) по уничтожению традиционных вождей, пользующихся большим влиянием в регионе.

26 ноября президент Нигера Махамаду Иссуфу встретился в Ниамее с лидерами туарегов из «Координации движений Азавада» (КДА), проживающих в районе Кидаль на севере Мали. Ранее глава Нигера назвал малийских туарегов «угрозой» для стабильности в Сахеле. Встреча с представителями КДА была организована по инициативе главы Нигера. В районе Кидаль отсутствует представительство центральных властей Мали.

По итогам встречи было объявлено, что она «позволила забыть о небольшом инциденте», который отныне «закрыт». Как уточнил в окружении главы Нигера, его слова, вызвавшие возмущение со стороны туарегов, касались их «двойственной позиции» в отношении джихадистов. Они прозвучали после того, как в июле джихадисты атаковали полевой лагерь нигерийских военных, когда погибли 18 солдат. КДА отвергло обвинения М.Иссуфу.

Ранее Нигер несколько раз выступал в роли посредника между малийскими туарегами и Бамако.

В 3-й декаде ноября в районе границы Буркина-Фасо и Мали в лесу Тофа Гала впервые была проведена совместная операция «Бургу-4» контингентов «Бархан» и «Г5 Сахель». В ней приняли участие 1400 военных, в том числе 600 французов. В регионе действуют боевики группировок, присягнувших на верность либо «Аль-Каиде», либо ИГ, либо претендующей на независимость от них группировки «Ансарул ислам». Итог операции – 24 боевика уничтожены или взяты в плен. Затем военные покинули этот изолированный регион, вновь предоставив его в распоряжение джихадистов.

26 ноября канцелярия президента Франции объявила о гибели в Мали в районе Менаки в результате столкновения двух вертолетов 13 французских военных из состава контингента «Бархан». Среди погибших – 6 офицеров и 6 унтер-офицеров. Таким образом, с момента начала операции «Серваль» в 2013г., позднее переросшей в операцию «Бархан», в зоне Сахеля погибли 41 французский военный. В операции «Бархан» участвуют 4,5 тысяч французских военных. Это – самая крупная по численности зарубежная военная операция Франции в настоящее время.

28 ноября ИГ выступило с утверждением, что действия его боевиков спровоцировали столкновение двух французских вертолетов. По версии джихадистов, один из вертолетов доставлял подкрепления к месту, где в засаду попали французские спецназовцы. Однако огнем с земли ему не позволили приземлиться. Он начал набирать высоту, когда столкнулся с прикрывавшим его вторым вертолетом. Эту версию немедленно опроверг Генштаб французской армии.

27 ноября глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан призвал Мали и Буркина-Фасо больше работать в политическом плане с тем, чтобы восстановить стабильность на их территориях, раздираемых джихадистами всех мастей и оттенков, а также межобщинным насилием.

В целом, ноябрь в очередной раз показал комплексный характер проблем, которые предстоит решать мировому сообществу в зоне Сахеля. А то, что их необходимо решать – это очевидно, поскольку безопасность слишком многого числа стран, в том числе и европейских, зависит от этого.

52.25MB | MySQL:103 | 0,506sec