К итогам 2019 года в Турции. Часть 1

В конце 2019 года Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал Альманах, посвященный событиям завершившегося года. Обратимся к основным разделам и основным итогам уходящего года, по мнению большого авторского коллектива экспертов наиболее влиятельного мозгового центра, пользующегося поддержкой руководства страны.

На какие же главы подразделяется Альманах «Турция – 2019»?

Перечисляем: (внутренняя) политика, внешняя политика, безопасность и оборона, экономика, энергетика, судебная система, образование и социальная политика, общество и СМИ.

Начинаем наш обзор с главы «(Внутренняя) политика», в которой отдельные разделы посвящены: повестке дня администрации президента страны (чье влияние, заметным образом, выросло после перехода Турции от парламентской к президентской форме правления, в том числе, за счет того, что поуменьшилось влияние у «традиционных» министерств и ведомств Турции – В.К.), а также к повесткам дня основных, парламентских политических партий – правящей Партии справедливости и развития, главной оппозиционной Народно-республиканской партии, правой Партии националистического движения, альтернативной Хорошей партии, а также – прокурдской Партии демократии народов.

Пропускаем все вводные разделы и сразу обращаемся к повестке дня администрации президента Турции.

Разумеется, главным внутриполитическим событием ушедшего 2019-го года стали выборы в местные органы власти, которые были проведены 31 марта.

Самое активное участие в выборах принимал лично президент Р.Т.Эрдоган, в качестве председателя правящей Партии справедливости и развития. Напомним, что, согласно поправкам, внесенным к Конституцию страны, президент Турецкой Республики теперь имеет право быть партийным, а, следовательно, может смело участвовать в выборных кампаниях в стране.

5 января 2019 года в Измире Р.Т.Эрдоган провел официальную церемонию представления кандидатов на различные посты в местных органах власти, включая мэров городов и депутатов законодательного собрания. Уже 31 января 2019 года Партия справедливости и развития опубликовала свой предвыборный манифест, где обозначила свою позицию по основным вопросам повестки дня. Не будем подробно на этом документе останавливаться с учетом того, что мы, так или иначе, не раз затрагивали в своих публикациях на сайте ИБВ соответствующие вопросы, в том числе, проекты и лозунги ПСР (тем более, что они, по сути, провалились во всех крупных городах страны, уступив предложенным со стороны оппозиционной Народно-республиканской партии страны – В.К.).

Как мы помним, выборы 31 марта увенчались для правящей Партии заметным разочарованием – она потерпела поражение в заметном большинстве крупных городов страны, включая Стамбул. Однако, выборы в Стамбуле, где победу одержал оппозиционный кандидат от Народно-республиканской партии Экрем Имамоглу, были признаны несостоявшимися и были объявлены перевыборы.

Как указывает Альманах, президент Р.Т.Эрдоган предпочел активно не выступать по вопросу перевыборов, а активизировался лишь за неделю до перевыборов (на самом деле, это – не совсем так: Р.Т.Эрдоган принял самое деятельное участие в перевыборной кампании в Стамбуле, агитируя за кандидата от ПСР – Бинали Йылдырыма – В.К.).

Другим важным событием для администрации президента стало назначение нового главы Центрального банка. Новым главой ведомства стал Мурат Уйсал. Это назначение стало, в известной мере, неудивительным с учетом тех многочисленных конфликтов, которые сотрясали отношения Центрального банка Турции и руководства страны, в первую очередь, Р.Т.Эрдогана. Последний является убежденным сторонником той идеи, что главным инструментом, которым можно добиваться оживления экономики страны, является понижение Центральным банком страны процентных ставок. Чему предыдущий глава, самым активным образом, сопротивлялся.

Видимо, поэтому Альманах подчеркивает, что новый глава ЦБ Турции М.Уйсал на протяжении 2019-го года четырежды понижал процентные ставки. В итоге, как подчеркнуто, ставки снизились с 24% до 12%.

Другим важным пунктом повестки стала публикация Стратегии в сфере реформы системы юстиции.

Как подчеркнул президент Р.Т.Эрдоган, в основе новой системы судопроизводства страны должны находится два базовых принципа: расширение прав и свобод населения и, через эту призму, укрепление уровня демократии в стране. Вторым базовым принципом должно стать повышение легкости и эффективности работы судебной системы.

Касательно внешней политики в повестке дня администрации президента Турции следует отметить следующее. В основе внешней политики Турции, на нынешнем этапе развития страны, как подчеркивает Альманах, лежит принцип, сформулированный президентом Р.Т.Эрдоганом – «влиятельная и активная внешняя политика страны».

На самом деле, Р.Т.Эрдоган является, по своим собственным словам, «потеющим политиком», то есть, тем главой государства, который много путешествует и проводит множество встреч, выделяясь на фоне других мировых лидеров.

На протяжении 2019-го года, президент Р.Т.Эрдоган осуществил 18 зарубежных визитов в 13 стран мира.

Заметим то немаловажное обстоятельство, что, на первом месте среди самых важных для Турции стран, Альманах указывает именно Российскую Федерацию. В этой связи, Р.Т.Эрдоган посещал нашу страну: 23 января, 14 февраля, 8 апреля, 27 августа и 22 октября 2019 года.

В частности, 14 февраля 2019 года состоялось заседание тройки стран Россия – Турция – Иран в Астанинском формате сирийского урегулирования. Возможно самой важной встрече в российско-турецких отношениях, на высшем уровне, стали памятные переговоры, состоявшиеся между В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом в Сочи 22 октября 2019 года, которые подразумевали обсуждение турецкой операции «Источник мира» и увенчались подписанием так называемого Сочинского соглашение (подразумевало освобождение турецко-сирийской границы от курдских «Сил народной самообороны», считающейся в Турции ответвлением террористической Рабочей партии Курдистана и совместное патрулирование границы российскими и турецкими силами безопасности – В.К.).

Стоит ли говорить про важность С-400 в турецкой повестке дня?

На эту тему мы писали на страницах ИБВ очень много, а, оттого, воздержимся от повторения слов, сказанных уже ранее.

Однако, стоит отметить, вместе с Альманахом, важность того визита, который состоялся у Р.Т.Эрдогана в США в период с 12 по 13 ноября 2019 года. Повестка дня включала в себя, наряду с С-400, сирийское урегулирование, а также поддержку, которую оказывают американцы курдским «Силам народной самообороны».

Опустим перечисление Альманахом других визитов, совершенных президентом Р.Т. Эрдоганом в зарубежные страны. Они не имеют большого значения для целей нашей публикации.

Однако, отметим обстоятельство, которое часто упускают из вида отечественные обозреватели: а, именно, тот факт, что президент Р.Т.Эрдоган пытается быть крайне активным на международной публике не только постоянно выступая перед зарубежными турецкими и, говоря шире, мусульманскими диаспорами, но и апеллируя к зарубежным читателям периодических изданий. Особенно ярко это его намерение проявилось в том, как резко активизировались подобного рода публикации – послания от первого лица Турецкой Республики – в адрес американских читателей.

В частности, как указывается Альманахом, Р.Т.Эрдоган в 2019 году написал статьи для следующих периодических изданий: The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal.

Кроме того, стоит обратить внимание на появление турецкого президента на страницах отечественного «Коммерсанта». А также, если говорить о Китае, то публикации президента Турции появились в китайских Global Times и Huánqiú Shíbào.

Это, безусловно, новая грань внешнеполитической стратегии Турецкой Республики.

Следующим направлением деятельности президента Турции и его администрации в 2019-м году стала борьба с терроризмом, под которой в Турции, в первую очередь, подразумевают борьбу с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или ФЕТО и с Рабочей партией Курдистана и её сирийскими «филиалами» в лице Партии демократический союз, а также «Сил народной самообороны».

Опять же опустим конкретные шаги, предпринятые администрацией президента Турции в этом направлении. Мы о них писали довольно много.

Зато обратим внимание на то, что 2019-й год прошел под знаком проведения Турцией операции «Источник мира», об исключительной успешности которой заявило турецкое руководство. Как подчеркивает Альманах, легитимацию проведения Турцией этой операции стране обеспечивает турецко-сирийское Аданское соглашение (мы не раз говорили, что эту тему Турции «подбросили» в России, в надежде на то, что, вместе с признанием действительности этого соглашения, со стороны Анкары последует и признание официального Дамаска; чего, по крайней мере, пока не произошло – В.К.).

Как напоминает Альманах и как мы все помним, за проведением операции, последовали переговоры Турции с США и с Россией и достижение с обеими этими странами договоренностей по тому, чтобы очистить турецко-сирийскую границу от курдских «Сил народной самообороны».

Следующий раздел о деятельности Администрации президента Турции говорит о тех реформах, которые были предприняты в её организационной структуре.

Напомним, что на страницах сайта ИБВ мы писали о тех кадровых назначениях, который были в этой организации, разобрав, буквально, каждого назначенного президентом Турции руководителя и члена профильных комитетов Администрации. Так что, дальнейший разбор этого раздела не имеет большого смысла.

Следующая глава Альманаха посвящена повестке дня правящей Партии справедливости и развития.

Возможно, мы бы и пропустили этот раздел в иные для Турции времена. Однако, времена в Турции наступают, выразимся образно, «смутные» — Партия справедливости и развития стареет на глазах и не может никак найти новую идентичность, которая бы вернула ей былую популярность в глазах населения страны.

От ПСР постепенно начинают отпочковываться ценные кадры, основываются новые политические движения. А оппозиция в лице республиканцев получает хороший шанс на то, чтобы стать во главе будущей коалиции.

По этой причине, является крайне важным посмотреть, чем же, на взгляд Альманаха, живут сегодня основные парламентские движения страны.

Это очень важно для российской стороны, для которой Р.Т.Эрдоган является трудным, однако, привычным и «предсказуемым в своей непредсказуемости» партнером, с кем достигнуты практические результаты (АЭС «Аккую», газопровод «Турецкий поток», а также С-400). Напротив, турецкая оппозиция для российской стороны – это, конечно же, не «черный ящик». Однако, у нас нет наработанных связей с турецкой оппозицией, поскольку, на протяжении ряда лет, работал принцип «одного окна» и вело это «окно» во властные коридоры Турции. Теперь же ситуация меняется и к ней Россия, очевидным образом, пока не готова. Имеет смысл срочно (!) строить прогнозы уже на ближайшую перспективу и наводить мосты с новым поколением турецких политиков и партий. Тем более, имея в виду их очевидный глазу крен в сторону Запада.

Итак, чем же жила правящая Партия справедливости и развития в 2019-м году? Пройдемся предельно тезисно по её повестке дня.

Разумеется, ПСР жила выборами в местные органы власти, которые она «благополучно» проиграла. Невзирая на все победные реляции о том, что большинство в заксобраниях крупных городов она себе обеспечила.

Главный город страны – Стамбул – Партия справедливости и развития оставила оппозиции как 31 марта 2019 года, так и в ходе перевыборов, прошедших 23 июня 2019 года. Вторые продемонстрировали не просто поражение, а подлинный разгром ПСР. Хотя, по понятным причинам, Альманах об этом не говорит.

Но самое интересное заключается не в том, на каких основаниях были проведены перевыборы и даже не то, что по итогам перевыборов президент Р.Т.Эрдоган поздравил победителя от Народно-республиканской партии Э.Имамоглу, а то, чем после выборов начала жить ПСР?

На самом деле, начали происходить довольно занятные процессы.

28 августа 2019 года из Партии справедливости и развития ушли известные партийные функционеры, включая Али Бабаджана, Садуллаха Эргина и Бешира Аталая. Более того, 3 сентября по решению дисциплинарного комитета из ПСР оказались изгнанными «главный новоосман страны» и бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, Айхан Сефер Устюн, Абдуллах Вашчи и Сельчук Оздаг. В качестве обоснования принятого решения было указано на допущение указанными лицами слов, действий и поведения, которые противоречат Уставу Партии справедливости и развития.

От себя отметим, что все эти люди – заметные политики и с определенным запасом влияния, опытом партийной работы и знанием внутренней кухни ПСР. И эти политики получили «зуб» на ПСР и четко вознамерились открывать свою собственную партию или даже партии. Надо ли говорить о том, что ПСР ещё одного парламентского движения «не вывезет». Их и так уже пять, включая ПСР, а также Народно-республиканскую партию, Хорошую партию, Партию националистического движения, а также Партию демократии народов.

Результатом стало уже основание одной новой партии, организованной отколовшимися от ПСР функционерами. Название Ахметом Давутоглу и Мустафой Йереноглу выбрано весьма характерное – Партия будущего. Она была учреждена 13 декабря 2019 года (надо ли говорить о том, что всегда, когда мы видим организацию крупного движения, надо задаваться себе вопросом об источниках его финансирования; как это было, допустим, в случае Хорошей партии Турции, которая изначально создавалась на широкую ногу, что вызывает вопросы – В.К.).

В октябре месяце 2019 года Партия справедливости и развития провела свой очередной, 7-й по счету Конгресс. При этом, что характерно, Конгресс оказывается растянутым во времени. Начало было положено в октябре месяце, а закончится Конгресс в конце 2020 года.

В период с 28 ноября по 15 декабря 2019 года выбирались делегаты этого Конгресса. Это можно рассматривать как начало процесса по обновлению Партии справедливости и развития или, по крайней мере, попытке обновления её рядов с целью возврата себе прежних позиций.

Следующая глава Альманаха посвящена повестке дня главной оппозиционной Народно-республиканской партии.

Тут мы имеем два обстоятельства.

Во-первых, эта Партия не была, не является и не будет единолично доминировать в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции. Просто потому, что её идеология не близка ни исламистам, ни националистам.

Во-вторых, НРП продемонстрировала, что может предлагать из своих рядов ярких политиков, которые достаточно быстро ворвались на авансцену турецкой внутренней политики.

Первой ласточкой стал, на выборах президента Турции, памятный всем в стране Мухаррем Инджле. За ним последовали нынешний мэр Анкары Мансур Яваш, а также нынешний мэр Стамбула Экрем Имамоглу.

Все это – политики новой волны, которые и будут определять будущей Турции. Особенно, высокий потенциал, как представляется, имеет Экрем Имамоглу.

Народно-республиканская партия сегодня находится на подъеме и пусть, как мы сказали уже, ей не взять даже простого большинства в Меджлисе, в условиях коалиционного будущего Турции (которое начинает перед страной объективно «маячить»), Народно-республиканская партия может оказаться самым сильным парламентским движением.

С учетом падения популярности Партии справедливости и развития, НРП с Хорошей партией уже могут бороться с той на равных. Особенно, если к ним подключится плеяда «отщепенцев» от ПСР. Заметим – осведомленных во внутренней кухне ПСР людей, которые всегда могут «помочь» с предоставлением каких-то сведений и документов, что можно использовать в ходе выборных кампаний – в форме, крайне болезненной для ПСР.

52.43MB | MySQL:103 | 0,565sec