О новой стратегии Международного валютного фонда в Судане

С формированием в конце декабря 2019 года нового переходного правительства Судана, которое возглавил либерал и прагматик, бывший международный чиновник Абдулла Хамдок, Хартум взял уверенный курс на восстановление отношений с внешними игроками, в первую очередь с США, а также на возобновление тесного взаимодействия с глобальными финансовыми институтами. Получив сложный и амбициозный мандат на 39-месячный срок для проведения структурных реформ до намеченных на 2022 год общенациональных президентских выборов, Хамдок делает очевидную ставку на восстановление доверия со стороны западных стран и институтов, и стремится подвести черту под санкционными и ограничительными мерами в отношении Судана. Напомним, в 2017 году Вашингтон впервые отменил действующие против Судана торгово-экономические санкции, но оставил в силе статус Судана в списке стран-международных спонсоров терроризма, наряду с Ираном и Сирией. С тех пор собственно мало что изменилось в лучшую сторону в подходах международных инвесторов, доноров и финансовых институтов по отношению к Судану, и страна продолжает до сих пор находится в глубокой изоляции и долговой яме, без открытого доступа к значительным ресурсам, столь необходимым для поступательного экономического развития.

Сегодня для Хартума наступает переломный момент. Прагматичный премьер Хамдок, посетивший с визитом Вашингтон в начале декабря прошлого года и намеревающийся уже с первых дней 2020 года восстановить разорванные 23 года назад дипломатические отношения с США, пытается таким образом воссоздать политические предпосылки для реинтеграции Судана в мировую финансовую систему и ее ключевые глобальные институты. Важнейшее место на этом треке отводится установлению нового формата полномасштабного сотрудничества Судана с Международным валютным фондом (МВФ).

C декабря 2019 года события развиваются довольно динамично — в ходе своего вашингтонского турне премьер министр Судана А.Хамдок провел двустороннюю встречу с исполнительным директором МВФ Кристалиной Георгиевой, по итогам которой стороны договорились о совместных шагах по поддержке структурных экономических реформ в целях восстановления макроэкономической стабильности и выхода на инклюзивный и устойчивый рост.  Со стороны руководства МВФ прозвучали довольно редкие в адрес Судана в последнее время заверения в поддержке реформенных усилий и — главное — в обеспечении их адекватного внешнего ресурсного финансирования со стороны доноров.

Сразу вслед за этим в Хартум в конце декабря направилась экспертная миссия МВФ для оценки ситуации на месте и выработки алгоритма нового взаимодействия на 2020 год и более долгосрочную перспективу. Миссия МВФ констатировала ряд серьезных структурных проблем, которые тормозят экономический рост в Судане, особо отмечая фискальный дефицит, высокую инфляцию и нестабильный, ограниченный доступ к источникам финансирования. В то же время, в МВФ считают, что свершившиеся политические перемены в Судане осенью 2019 года открывают новое окно возможностей для осуществления реформ и создания хороших условий для устойчивого роста в стране. Эксперты Фонда также призвали Хартум действовать на двух параллельных треках. C одной стороны, расширять и фокусировать механизмы социальной защиты для уязвимых групп населения, а с другой — повышать инвестиционный и деловой климат в стране, а также эффективность системы управления в экономике и повышение конкурентоспособности. Такой сбалансированный подход позволит Судану смягчить последствия радикальных экономических реформ и создать необходимую подушку безопасности для уязвимых групп населения, пребывающих в структурном гуманитарном кризисе, особенно в охваченных клановыми конфликтами регионами, такими как Дарфур. МВФ также может предложить Судану новые механизмы по снижению долгового бремени, которое тормозит сегодня доступ Хартума к внешнему донорскому финансированию в форме грантов и кредитов. В частности,  в случае выбывания Судана из списка стран-спонсоров международного терроризма, появляются дополнительные возможности присоединения этой страны к инициативе для бедных стран с высоким долговым бременем (HIPC — Heavily Indebted Poor Countries), что позволило бы Хартуму существенно снизить уровень внешнего долга перед МВФ и другими институтами и получить столь необходимый доступ к доступным банковским и финансовым ресурсам.  Пока лишь две страны — Саудовская Аравия и ОАЭ — сразу после «арабской весны» в Судане в апреле 2019 года анонсировали новые крупные финансовые обязательства в помощь Судану. Тогда две арабские монархии совместно обязались выделить суданскому правительству финансовый пакет в размере 3 млрд долларов США на ближайшие годы, а уже в августе в равных долях выделили первый депозит в размере 500 млн долларов США. Причем выделенные средства трактуются не в качестве безвозмездной финансовой помощи, а в форме долгосрочного кредита с целью смягчения давления внешних рынков на национальную валюту и стабилизацию его обменного курса по отношению к доллару США. Насколько выделенный транш окажется эффективным, покажут первые месяцы наступившего года.

Помощь от Саудовской Аравии и ОАЭ оказалась весьма своевременной — никто более из крупных кредиторов и доноров с момента суданского переворота не последовал этому примеру, включая собственно МВФ, что обусловлено спецификой их взаимоотношений. Напомним, отношения Судана с МВФ прошли довольно тернистый путь, начиная c 1980-х гг, когда Судан буквально накануне гражданской войны (1985-2005 гг.) перестал выплачивать по долгам в МВФ. В итоге Судан был лишен права на получение новых кредитов по линии Фонда, а с 1993 года — права голоса в МВФ. Лишь в 2000 году право голоса было восстановлено и Судан обязался выплачивать с отсрочкой платежи по накопившейся задолженности, которая на начало 2020 года составляет 1.3 млрд долларов США.

Теперь же новый этап диалога Судана с МВФ инициирован по линии Секретариата МВФ и его директора-распорядителя К.Георгиевой (бывший еврокомиссар по гуманитарной помощи).  Однако решающее слово предстоит высказать исполнительному совету МВФ, в который входят государства-члены. Решающий вес в принятии решений в МВФ имеют ведущие экономики мира. Главные из них — США (16% голосов), Япония (6% голосов), Китай (6% голосов) и Германия (5% голосов) — в общей сложности контролируют сегодня более трети всех голосов в МВФ и от их позиции во многом будут зависеть будущие контуры сотрудничества МВФ с Суданом. По итогам декабрьской миссии МВФ в Хартум экспертами фонда к февралю 2020 года будет подготовлен детальный доклад с оценкой ситуации и конкретными предложениями.

Разумеется, предлагаемый со стороны МВФ пакет помощи имеет и оборотную сторону, которая создает определенные риски для суданской экономики. Традиционные рецепты МВФ предполагают ускоренную либерализацию экономики и в частности свободное плавание обменного курса национальной валюты, что неизбежно приведет к высоким оборотам инфляции и главное — сворачиванию безусловных программ социальной защиты для широких слоев населения. В частности, неизбежным представляется сокращение политики субсидирования топлива — вкачиваемые в эту сферу средства в 2019 году во многом стали причиной растущего фискального дефицита. Теперь придется окончательно прекратить политику субсидирования в топливной сфере, что приведет к удорожанию топлива, и как следствие — транспортных перевозок и всего производственного цикла.  А это будет подстегивать рост потребительских цен и инфляции. Чтобы нивелировать последствия намечаемых реформенных шагов, правительству придется разработать и быстро внедрить систему адресной социальной поддержки для самых уязвимых групп населения в форме денежных переводов. Вторым важнейшим аспектом является требование МВФ по антикоррупционным мерам — это должно будет привести к окончательному демонтажу сложившейся при президенте Омаре аль-Башире системы управления и распределения финансовых потоков. Можно однако ожидать, что предлагаемые МВФ и поддерживаемые правительством Хамдока решительные меры по противодействию коррупции натолкнутся на сильное сопротивление старой гвардии, которая все еще сохраняет определенное влияние в политическом руководстве страны. В рейтинге наиболее коррумпированных стран Судан занимает 170-е место в мире из 180. В этом плане важнейшей проверкой на прочность станет позиция военной верхушки Судана, которая по сути инициировала переворот весной прошлого года и до сих продолжает сохранять свое влияние, хотя и не представляет более монолитной силы и постепенно теряет свой вес в новых создаваемых структурах власти. Так, например, руководители оперативных частей командования суданской армии начиная с апрельской революции были последовательно отстранены от принятия ключевых политических решений и выведены из состава сначала Переходного военного совета, а теперь и нового суданского правительства. В то же время, 5 из 11 постов в новом временном законодательном органе — Суверенном совете страны удерживают за собой представители военной элиты.

В любом случае, как противников, так и сторонников активизации сотрудничества Судана с МВФ хватает. Очевидно, этот вопрос диктуется экономической целесообразностью, и новое правительство технократов будет стремится максимально использовать ресурс МВФ, чтобы добиться и продемонстрировать результаты в отведенный им 39-месячный срок. В то же время такое рвение может натолкнуться на сопротивление со стороны влиятельных политических сил, заинтересованных в сохранении статуса-кво. К этой группе консерваторов могут относится и упомянутая выше группа военных руководителей в составе Суверенного совета, председателем которого на первый 21-месячный цикл транзитного периода назначен Абдель Фаттах аль-Бурхан, бывший начальник штаба Сухопутных войск и инспектор вооруженных сил, который — как считают эксперты — во многом стоит за смещением президента О.аль-Башира. Очевидно, что он не разделяет большого оптимизма правительства А.Хамдока в отношении нового «медового периода» взаимоотношений с МВФ, однако вынужден на этом этапе подыгрывать процессу. В любом случае, имеющаяся задолженность Судана перед МВФ в размере 1.3 млрд долларов США неизбежно заставляет все без исключения силы политического истеблишмента страны вести диалог с этим финансовым институтом.

62.87MB | MySQL:102 | 0,476sec