Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2019 г.

3 ноября один из лидеров протестного движения – «Сил за свободу и изменения» (ССИ) — Ибрагим аш-Шейх заявил журналистам, что ССИ не против выдачи Международному уголовному суду (МУС) находящегося под арестом бывшего президента Судана Омара аль-Башира. В отношении последнего МУС ранее выписал два мандата на арест по обвинениям в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноциде в Дарфуре.

«У нас нет возражений против того, чтобы аль-Башир был выдан МУС, — сказал он. – Все члены ССИ согласны с этим».

Многочисленные неправительственные организации, активисты протестного движения, повстанческие группировки, воевавшие против режима О.аль-Башира, неоднократно требовали выдать его МУС в связи с массовыми убийствами, совершенными, в частности, в Дарфуре. Однако военные, низложившие О.аль-Башира 11 апреля и взявшие власть после этого, были против выдачи, очевидно, опасаясь, что в суде экс-президент мог рассказать и об их причастности к тем преступлениям, в совершении которых  МУС обвинил его. Военные аргументировали их позицию тем, что сначала переходные власти в лице Суверенного совета, сформированного в августе после достижения соглашения между армией и протестным движением, должны ратифицировать Римский статут – соглашение, на основании которого был сформирован МУС. И только после этого можно будет рассмотреть вопрос о выдаче О.аль-Башира МУС.

Конфликт  в Дарфуре разразился в 2003 г., когда повстанцы – выходцы из различных меньшинств – взяли в руки оружие против центральных (арабских) властей. По данным ООН, в ходе конфликта погибли свыше 300 тысяч человек, 2,5 млн стали беженцами.

4 ноября Дарфур впервые посетил в качестве премьер-министра Судана Абдалла Хамдок. Выступая перед обитателями лагеря беженцев в Эль-Фашере, он заверил жертв конфликта в том, что его правительство сделает все возможное для достижения мира в Дарфуре.

18 ноября был введен ночной комендантский час в Порт-Судане после столкновений, в которых сошлись представители племен бани амер и хадендова. Столкновения начались после того, как один из лидеров бани амер Аль-Амин Дауд попытался организовать митинг в портовом городе, чему воспротивились активисты племени хадендова – наиболее влиятельного на востоке страны. В них погибли 3 человека, 24 получили ранения. Столкновения в центре города были пресечены «Силами быстрой поддержки».

19 ноября правящий Суданом Суверенный совет объявил, что Хартум согласился перенести на 10 декабря новый цикл мирных переговоров с основными группами повстанцев, которые планировались на третью декаду декабря в Джубе. По данным Суверенного совета, перенос был сделан по просьбе Джубы, которая пытается играть роль посредника между Хартумом и суданскими повстанцами.

Мирные переговоры между Хартумом и повстанцами, действующими в Дарфуре, штатах Южный Кордофан и Голубой Нил начались в середине октября 2019 г. после того, как новые суданские власти пообещали урегулировать проблемы с повстанцами. В ходе первого раунда переговоров Хартум впервые за многие годы разрешил доставку в зоны конфликтов гуманитарной помощи. Тогда же он ввел режим «постоянного прекращения огня» в зонах конфликтов.

20 ноября в Хартуме был арестован один из известных сторонников бывшего президента Судана Омара аль-Башира, лидер исламистской Партии народного конгресса Али аль-Хадж. Он был обвинен в причастности к военно-исламистскому перевороту в 1989 г., в результате которого к власти пришел О.аль-Башир.

26 ноября правительство Судана аннулировало принятый при прежнем режиме закон «об общественном порядке», существенно ограничивший права женщин. На основании этого закона были осуждены тысячи женщин по обвинению в совершении «бесстыдных и аморальных актов». Речь шла, в частности, о ношении запрещенной одежды, например, брюк, и употреблении алкоголя. Решение правительства вступит в силу после того, как его утвердит Суверенный совет.

При режиме О.аль-Башира в Судане применялась очень жесткая версия шариата, ограничивавшая права женщин.

29 ноября переходные власти Судана декларировали о роспуске партии О.аль-Башира – Партии национальный конгресс – и низложении ее режима, находившегося у власти почти 30 лет. Согласно закону под названием «Низложение режима 30 июня 1989 года», принятому Суверенным советом и  правительством Абдаллы Хамдока, Партия национальный конгресс считается распущенной, а все ее имущество конфисковано. Закон предусматривает, что «никакой символ режима или олицетворяющей его партии не будет разрешен в какой-либо политической деятельности в течение 10 лет».

В ответ в тот же день Партия национальный конгресс осудила решение «незаконного правительства», осудив переходные власти в стремлении завладеть ее средствами с тем, чтобы использовать их для решения экономических проблем страны. Она утверждала, что ее функционированию не помещает «никакой закон или решение, принятые против нее».

Еще до решения о роспуске Партии национальный конгресс новое правительство Судана приняло меры по оздоровлению государственного аппарата, уволив десятки ставленников прежнего режима.

В целом, понятны первые шаги правительства А.Хамдока по достижению примирения в зонах конфликтов. Однако насколько результативными они будут – сказать пока трудно. Ведь никуда не делись те силовики, которые раньше реализовывали на местах политику бывших властей.

 

25 ноября Миссия ООН в Южном Судане (Minuss) осудила насилие, совершенное 21 ноября против гражданских лиц и «голубых касок» в лагере временно перемещенных лиц в Бенти на севере страны, находящемся под защитой миротворцев. Все началось со столкновений между двумя группами молодых людей, находившихся в состоянии опьянения. В результате столкновений погибли 2 гражданских лиц, 8 сотрудников ООН, в том числе 5 полицейских получили ранения.

Minuss создала лагеря для защиты временно перемещенных лиц в 2013 г.  для защиты тех, кто бежал от ужасов разразившейся тогда в Южном Судане гражданской войны.

25 ноября США отозвали их посла из Южного Судана с тем, чтобы «еще раз изучить» отношения с этой раздираемой гражданской войной страной после провала попытки сформировать правительство национального единства (ПНЕ) в установленные сроки, то есть до 12 ноября. Как отмечалось в коммюнике госдепа, посол Томас Гашек отозван «для консультаций, связанных с недавним провалом сторон южносуданского конфликта сформировать временное правительство национального единства».

Примерно в это же время госсекретарь США Майк Помпео предупредил, что «мы пересмотрим наши отношения с правительством Южного Судана».

Президент Южного Судана Сальва Киир и глава повстанцев Риек Машар должны были до 12 ноября преодолеть разногласия и сформировать ПНЕ с тем, чтобы не допустить возобновления боевых действий. Однако они не смогли этого сделать и потребовали еще 100 дней для того, чтобы прийти к согласию относительно ПНЕ.

При приближении 12 ноября США, которые в немалой степени поспособствовали расколу Судана на две страны в 2011 г., начали подавать признаки нетерпения в связи с явным провалом их проекта. Они предупредили о возможности введения санкций в случае, если ПНЕ не будет сформировано в указанные сроки. Вашингтон располагает «многочисленными инструментами, и мы не колеблясь их применим», предупредил в середине ноября отвечающий за Африку в Госдепе Тибор Наги. Он выразил сожаление в связи с тем, что С.Киир и Р.Машар вполне удовлетворены существующей ситуацией. «Международное сообщество поставляет в Южный Судан продовольствие, медикаменты, другие товары первой необходимости, то есть решает задачи, которые обычно находятся в ведении правительства. В целом, они  не делают ничего», — осудил он южносуданских лидеров.

США ежегодно выделяют своему детищу – Южному Судану – гуманитарную помощь на сумму примерно в 1 млрд долларов.

Южносуданский конфликт ведет отсчет с декабря 2013 г., когда С.Киир, выходец из народности динка, обвинил бывшего в то время вице-президентом Р.Машара – выходца из народности нуэр, в подготовке госпереворота. Вспыхнувший затем межэтнический конфликт унес жизни, согласно оценкам, около 380 тысяч человек.

26 ноября группа экспертов ООН обвинила соседей Южного Судана, и в частности, Кению и Уганду, во вмешательстве во внутренние дела этой страны, что никак не могло способствовать восстановлению мира в ней. Последняя, поддержавшая в южносуданском конфликте Джубу, по оценке экспертов, «поддерживала непримиримую позицию» южносуданских властей. По их данным, угандийские военные до сих пор находятся в нескольких местах в штате Ей.

Уганда отправила своих военных в Южный Судан для поддержки С.Киира в 2013 г. Два году спустя она официально объявила о выводе своих войск из Южного Судана.

52.26MB | MySQL:103 | 0,783sec