Ирак: о перспективе законодательного изгнания контингента ВС США на фоне начавшейся эвакуации из страны иностранного персонала нефтяных компаний

В ожидании новых эксцессов и возможных силовых акций со стороны про-иранских сил в Ираке, Госдепартамент США отдал распоряжение о срочной эвакуации всего американского гражданского персонала. Аналогичные указания были направлены и в дипломатические миссии стран-членов Евросоюза. Собственно говоря, американцы из числа гражданских лиц практически полностью покинули Багдад еще на прошлой неделе, только в посольстве остается порядка ста частных военных контрактников и усиленная рота морских пехотинцев. И вот теперь очередь дошла до персонала нефтяных компаний. Министерство нефти Ирака уже объявило, что «только американские сотрудники покинули иракские нефтяные месторождения в ответ на запрос их правительства», подтвердив при этом, что «добыча и экспорт нефти от этого не пострадали».

Министерство опровергло сообщения об «увольнение иностранных сотрудников, работающих в нефтяных компаниях на юге Ирака, за исключением ряда сотрудников с гражданством США, и то, «в ответ на запрос их правительства».

Пресс-служба ведомства подчеркнула, что «на нефтяных месторождениях по всему Ираку условия нормальные, а что касается аспектов безопасности, то ситуация под контролем».

Тем не менее, сами цены на нефть после убийства К.Сулеймани подскочили до самого высокого уровня за более чем три месяца, что вызвано опасениями, что эскалация конфликта на Ближнем Востоке может нарушить поставки нефти из региона, — к такому выводу приходит большинство иракских нефтяных аналитиков

Контракты на нефть марки Brent завершили сессионный максимум с ростом в 2,35 доллара, или на 3,6%, до уровня 68,60 доллара за баррель после фиксирования в ходе сессии цены в 69,50 доллара — самого высокого уровня со времени атаки на нефтяные объекты Саудовской Аравии в середине сентября прошлого года.

Фьючерсы на американскую нефть марки WTI подорожали на 1,87 доллара, или на 3,1%, до отметки 63,05 доллара за баррель после того, как зафиксировали на сессии самый высокий уровень с апреля 2019 года отмеченный при цене в 64,09 доллара за баррель.

«Мы ожидаем столкновений на среднем и низком уровне, противостояния, которые продлятся не менее месяца и, вероятно, будут ограничены Ираком», — сказал Генри Рум, аналитик по Ирану и Евразии.

Также вероятно, что Иран возобновит ограничения для коммерческого судоходства в Персидском заливе и, возможно, проведет новые военные учения, чтобы временно создать затруднения для движения судов и танкеров в районе Ормуза.

Косвенно, цены на нефть также нашли поддержку после того, как свежие правительственные данные показали, что запасы сырой нефти в США зафиксировали самое большое недельное снижение с июня 2019 года.

Источники из иностранных нефтяных компаний сообщили агентству Reuters, что «десятки их американских сотрудников в нефтяном столице страны, Басре готовятся покинуть страну, уже в эту пятницу, но Министерство нефти опровергло эти сообщения. Часть иностранцев уже покинула Басру. Однако, общие показатели производства, особенно на центральных и северных месторождениях Ирака демонстрируют завидную стабильность и прежнюю направленность, в том числе, как в поставках в Иран, так и в Иорданию».

Министерство энергетики и минеральных ресурсов этой страны объявило, что общее количество иракской сырой нефти, полученной иорданским НПЗ в прошлом году, составило 136,1 млн баррелей, в том числе 360 тысяч баррелей в декабре месяце.

Иорданская министр энергетики и минеральных ресурсов, инженер Хала Завати, заявила в субботу, 4 января, в ходе пресс-релизе для местных СМИ, что «в среднем, 1430 наливных автоцистерн перевозили сухопутную иракскую сырую нефть с начала поставок в королевство иракской нефти с пятого сентября до конца декабря, и она вся была выгружена на площадке нефтеперерабатывающего завода в Зарке».

Напомним, что импорт иракской нефти осуществляется в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного между двумя странами в феврале 2019 года, в соответствии с которым Иордания покупает иракскую сырую нефть из Киркука для удовлетворения части своих ежегодных потребностей в сырой нефти, в среднем в 10 тысяч баррелей в день.

Иракская нефть в Иорданию на основе среднемесячной цены на нефть марки Brent, из которой будет вычтена разница в транспортных расходах и разница в спецификациях. Иорданский коридор в данной ситуации может стать еще более важным для Ирака, если экспорт в Иран будет по тем, или иным причинам, приостановлен. Например, если ударам подвергнутся НПЗ на севере Ирана и элементы транспортной инфраструктуры по которым поставляется иракская нефть.

Пока энергетический сектор Ирака готовится к временным трудностям из-за отъезда американских специалистов, что, прежде всего скажется на нефтехимическом производстве и производственных участках с высокими технологиями, политическая жизнь иракского общества не стала свидетелем каких-либо юридических изменений в статусе американского воинского контингента, размещенного в стране. Хотя требования о его выводе упоминаются среди основных претензий к США после акции в аэропорту Багдада.

Сделать это будет отнюдь не просто, даже если соответствующие решения будут приняты. Казуистика в иракском парламенте такова, что даже, если бы у проиранской партии было большинство голосов, а его нет, то даже тогда, процесс оформления занял месяцы. Что сегодня и нашло свое подтверждение.

Парламентский юридический комитет подтвердил, что вывод американских сил из Ирака является прерогативой правительства в соответствии с конституцией, «призывая к внесению поправки в Конституцию, предусматривающей вывод оккупированных сил, чтобы не допустить, чтобы любое будущее правительство позволило каким-либо иностранным силам снова войти в страну».

Член комитета Салим Хамза сказал в заявлении для прессы: «У Парламентского юридического комитета нет никакого проекта закона о выводе американских войск из Ирака, и предыдущие инициативы были запущены некоторыми блоками, которые затем отозвали принятие такого закона».

Хамза добавил: «Конституция дает парламенту право одобрить просьбу правительства ввести иностранные силы для выполнения определенных задач, но вывод иностранных войск является прерогативой правительства и главнокомандующего вооруженными силами после переговоров со страной, имеющей своих военных у нас в стране».

Он пояснил, что говорить о сборе подписей с целью вывести американские войска и выслать их из Ирака бесполезно, поскольку закон не был издан правительством в соответствии с внутренней системой Совета представителей.

Политолог Мункит Дагер подтвердил, что парламент не примет никакого решения относительно вывода американских войск из Ирака на своей сессии, 5 января.

«Маловероятно, что иракский парламент примет резолюцию о выводе американских войск из Ирака на своей чрезвычайной сессии», — сказал М.Дагер.

Он пояснил, что «парламент не сделает этот шаг в оценке политических, экономических и военных последствий случившегося», отметив, что «ему будет достаточно того, чтобы выступить с решительным заявлением об осуждении убийства аль-Мухандиса и К.Сулеймани». И в самом деле, даже, если это каким-то образом и произойдет, как правительство «исполняющее обязанности» сможет хотя бы инициировать внесение поправок в Конституцию? Которое тут же может быть обжаловано в Верховном суде, который, скорее всего, тут же наложит свое вето. Таким образом, ставка тех, кто утверждал, что одним из следствий атаки на К.Сулеймани и его спутников станет неизбежный и скорейший вывод войск США из Ирака не оправдалась даже в эти, первые, предельно эмоциональные и, не побоимся этого слова, критические дни, когда хоронят погибших, объявляют траур и чувства, что называется, бурлят. На таком эмоциональном пике шанс пробить стену иракских юридических препон был, но он упущен и, по мере снижения накала страстей, будет сведен к нулю. Не стоит забывать, что в иракском политическом и парламентском истеблишменте немало тех, кто, номинально скорбя об утрате проиранской партии, на деле радуется, и не забыл ни КСИР, ни «Бадру», той резни, которую те устроили в 2006-2011 гг. целому ряду суннитских районов и племен в нескольких провинциях.

США, тем не менее, отдают себе отчет в том, что Ирак является наиболее вероятным направлением для ответных иранских действий и принимают необходимые меры. И, кстати, не только на иракском направлении. Как сообщает из Вашингтона Reuters, Соединенные Штаты, кроме отправки около 3000 дополнительных военнослужащих на Ближний Восток из 82-й воздушно-десантной дивизии, рассматривают возможность отправки других сил, в том числе личного состава 173-й воздушно-десантной бригады, дислоцированной в Европе, для выполнения таких задач, как защита американского посольства в Ливане.

В заявлении Министерства обороны говорится, что бригада сил быстрого реагирования из 82-й воздушно-десантной дивизии в самое ближайшее время будет развернута в регионе.

«Бригада переместится в Кувейт в качестве соответствующей меры предосторожности в ответ на возросшие уровни угрозы для американских объектов и отдельных лиц и поможет воссоздать резервные силы», — говорится в заявлении.

Официальные представители США сообщили агентству Reuters на этой неделе, что в этот район могут быть отправлены еще тысячи военнослужащих.

С мая прошлого года Соединенные Штаты направили на Ближний Восток около 14000 дополнительных военнослужащих.

Ранее в пятницу, 3 января, агентство Reuters сообщило, что министр обороны США Марк Эспер отменил личный отпуск, запланированный на конец января, «поскольку напряженность в отношениях с Ираном, возросла».

 

На момент подготовки данного материала пришло сообщение о том, что иракский парламент проголосовал за вывод иностранных войск. Вот что передало ТАСС по этому поводу: В принятой на экстренном заседании Совета представителей резолюции депутаты «обязали правительство положить конец военному присутствию иностранных сил в республике и прекратить работу в рамках соглашения по безопасности, заключенного с силами международной антитеррористической коалиции».

В частности, говорится в решении парламента, «правительство должно предпринять практические шаги по прекращению любого иностранного военного присутствия, запрещению использования воздушного пространства страны, а также отзыву запроса в международную антитеррористическую коалицию об оказании помощи для борьбы с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России).

На самом деле, принятие этой резолюции, не имеет никаких прямых юридических последствий в силу описанных нами выше особенностей устройства иракской политической системы парламентской демократии и реализация ее представляется крайне затруднительным и длительным делом.

52.25MB | MySQL:103 | 0,482sec