К вопросу о создании Совета арабских и африканских государств, граничащих с Красным морем и Аденским заливом

6 января с. г. в Эр-Рияде на совещании министров иностранных дел стран, расположенных в бассейне Красного моря и Аденского залива, было принято решение о создании Совета арабских и африканских государств, граничащих с Красным морем и Аденским заливом (The Council of Arab and African States bordering the Red Sea and Gulf of Aden)[i]. Участвующие во встрече министры иностранных дел тем же днем подписали Устав Совета. В него вошли 8 арабских и африканских государств, расположенных в бассейне Красного моря и Аденского залива, а именно Саудовская Аравия, Египет, Судан, Йемен, Иорданию, Эритрею, Джибути и Сомали[ii].

Главы дипломатических ведомств обсудили общие интересы в сфере региональной политики, безопасности и инвестиций, а также вопросы, связанные с безопасностью мореплавания, проблемой пиратства и контрабанды, и реагированием на вмешательство иностранных сил[iii].

Министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан в своем выступлении на совещании отметил, что в обязательном порядке необходимо наращивать темпы сотрудничества, укреплять потенциал реагирования на угрозы и вызовы в регионе, а также защищать регион Красного моря и Аденского залива от каких-либо опасностей[iv].

По итогам совещания король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд провел встречу с министрами иностранных дел, в ходе которой обсудил с ними вопросы укрепления сотрудничества между странами бассейна Красного моря и Аденского залива[v].

6 января эмиратское агентство WAM сообщило о том, что ОАЭ приветствуют создание Совета арабских и африканских государств, граничащих с Красным морем и Аденским заливом[vi]. В своем заявлении Министерство иностранных дел и международного сотрудничества заявило, что вновь созданный Совет планируется укрепить стабильность, сотрудничество и координацию между арабскими и африканскими странами, граничащих с Красным морем и Аденским заливом и по всему региону в целом. Министерство ОАЭ выразило признательность Саудовской Аравии за дипломатические усилия, добавив, что королевство сыграло ключевую роль в формировании Совета арабских и африканских государств, граничащих с Красным морем и Аденским заливом.

The Jordan Times написала о том, что министр иностранных дел Иордании Айман Сафади отметил важность создания подобного Совета в свете непростой ситуации в   регионе, и подчеркнул, что это является посланием о том, что «наши страны стремятся к сотрудничеству и диалогу как средству достижения развития и укрепления стабильности». А.Сафади  также высоко оценил усилия Саудовской Аравии по созданию Совета, выразив признательность за взаимодействие, а также  акцентировал внимание на “позитивных шагах Египта по разработке рамок для всеобъемлющего экономического, политического, оборонного и экологического сотрудничества”[vii].

Пресс-секретарь МИД АРЕ Ахмед Хафез сказал, что министр иностранных дел Египта Самех Шукри «подчеркнул важность развития сотрудничества и экономической интеграции между странами, которые находятся на побережье Красного моря и Аденского залива, на политическом, экономическом и культурном уровнях».  С.Шукри также отметил, что «эти страны в последнее время предпринимают усилия по борьбе с пиратством на Африканском Роге, и заметил, что «не стоит забывать о политических проблемах и беспорядках в области безопасности в регионе, включая йеменский кризис, ведь все это влияет  на экономические условия стран на побережье Красного моря»[viii].

Напомним, что консультации, направленные на создание Совета арабских и африканских государств, граничащих с Красным морем и Аденским заливом, были начаты еще в декабре 2018 года[ix]. Было принято решение, что организация поставит перед собой две цели: развитие регионального сотрудничества и обеспечение безопасности на морском пути, ведущем к Суэцкому каналу. Для КСА и ОАЭ побережье Африканского Рога является фактически «западным флангом безопасности»; также их объединяет стремление не допустить усиления в этой части мира Турции, Ирана и Катара[x]. К тому же Красное море  включает в себя Баб-эль-Мандебский пролив, через который, по оценкам экспертов, порядка 3,2 млн баррелей нефти в день поставляется в Европу, США и Азию[xi].

Как справедливо отметило эмиратское издание The National, «именно безопасность морских путей мира становится все более серьезной проблемой для международного сообщества», потому что  атаки ракет и  беспилотников на  танкеры и судна, перевозящие нефть в этом районе, не прекращаются[xii].  Например, в октябре 2019 года иранский танкер Sinopa класса Suezmax, загруженный миллионом баррелей нефти, был атакован ракетами на пути в Сирию. Причем это было уже третье нападение на иранские танкеры за последние полгода. Первым был Happiness. Вторым — Helm (согласно информации в Twitter блогеров Tanktrackers)[xiii]. Опасность также исходит от йеменских повстанцев-хоуситов. Так, в середине сентября КСА сообщила, что последние  используют йеменский портовый город Ходейда для «запуска баллистических ракет, беспилотников, заминированных и дистанционно управляемых лодок, а также для неизбирательной установки морских мин». Полковник ВС Саудовской Аравии Турки аль-Малки тогда подчеркнул, что хоуситы осуществляют атаки и террористические операции, которые угрожают судоходным маршрутам и международной торговле в Баб-эль-Мандебском проливе и на юге Красного моря»[xiv]. Именно поэтому создание Совета арабских и африканских государств, граничащих с Красным морем и Аденским заливом, крайне важно на данный момент, особенно в свете обострения ситуации вокруг Ирана. Ведь после удара США в районе аэропорта Багдада в ночь на 3 января, в результате которого погиб командующий силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (элитные части ВС Ирана) Касем Сулеймани, Тегеран пообещал Вашингтону жестко ответить на это. Разумеется, союзники США также могут ожидать всевозможных диверсий со стороны Ирана или хоуситов, которых последний поддерживает. 7 января Морское управление США опубликовало на своем сайте предупреждение для коммерческих судов, находящихся в водах Ближневосточного региона, в связи с угрозой со стороны Ирана. В сообщении управления утверждается, что Персидский залив, Ормузский пролив, Оманский залив, Аравийское море, Красное море, Аденский залив и Индийский океан представляют угрозу коммерческим судам из-за действий Ирана и «его марионеток».   В сообщении отмечается, что предупреждение будет действовать до 10 января.

[i] https://twitter.com/MfaEgypt/status/1214149160041099265

تأسيس مجلس الدول العربية والأفريقية المُطلة على البحر الأحمر وخليج عدن

[ii] http://saudigazette.com.sa/article/586375

[iii] https://www.thenational.ae/world/gcc/red-sea-and-gulf-of-aden-border-countries-form-council-1.960706

[iv] https://wam.ae/ar/details/1395302814331

وزير الخارجية السعودي: «مجلس الدول المطلة على البحر الأحمر وخليج عدن» منظومة عمل مشترك للتنسيق

[v] https://aawsat.com/home/article/2069676/إطلاق-مجلس-الدول-المطلة-على-البحر-الأحمر-وخليج-عدن

[vi] https://wam.ae/ru/details/1395302814354

[vii] https://jordantimes.com/news/local/red-sea-gulf-aden-border-countries-form-council

[viii] http://www.egypttoday.com/Article/1/61804/Shoukry-to-participate-in-ministerial-meeting-of-Red-Sea-states

[ix] http://www.iimes.ru/?p=51054 Шмелева Т.А. “Новый альянс на побережье Красного моря и Аденского залива под эгидой Саудовской Аравии”

[x] https://www.aljazeera.com/news/2018/12/saudi-arabia-seeks-political-bloc-strategic-red-sea-region-181213065422911.html Saudi Arabia seeks new political bloc in strategic Red Sea region

[xi] https://www.middleeastmonitor.com/20181212-saudi-arabia-seeks-new-political-bloc-in-strategic-red-sea-region/

[xii] https://www.thenational.ae/world/gcc/red-sea-and-gulf-of-aden-border-countries-form-council-1.960706

[xiii] https://eadaily.com/ru/news/2019/10/11/blogery-v-krasnom-more-vyveli-iz-stroya-uzhe-tretiy-iranskiy-tanker

[xiv] https://eadaily.com/ru/news/2019/09/20/saudovskaya-koaliciya-razvernula-voennuyu-operaciyu-protiv-husitov-v-yemene

52.23MB | MySQL:103 | 0,525sec