К итогам 2019 года в Турции. Часть 5

В конце 2019 года Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал Альманах, посвященный событиям завершившегося года.

Продолжаем разбор основных разделов и итогов уходящего года, по мнению большого авторского коллектива экспертов наиболее влиятельного мозгового центра, пользующегося безусловной поддержкой со стороны руководства страны.

Напомним, что в предыдущей, второй, части статьи мы остановились на международной повестке Турецкой Республики, в частности, на отношениях страны с Израилем.

Следующий раздел Альманаха посвящен отношениям между Турецкой Республикой и Кипром и ситуации, складывающейся в Восточном Средиземноморье.

О ситуации в Восточном Средиземноморье мы пишем на страницах ИБВ постоянно. Если резюмировать, то Восточное Средиземноморье является для Турции «ближним зарубежьем» (в российском смысле) и «зоной стратегических интересов». Так было ещё до обнаружения в регионе крупных месторождений газа и, разумеется, после обнаружения важность выросла многократно.

Так или иначе, но реальная возможность получения доступа к собственным (!) месторождениям энергоносителей заставила Турцию проявлять не имеющую прецедентов решительность по тому, чтобы начать проецировать свои интересы на регион.

Это вылилось в подписание двух Меморандумов между Турецкой Республикой и ливийским правительством национального согласия Ф. Сарраджа о демаркировании морской границы и о военно-политическом сотрудничестве, а также в выражение готовности (получившей согласие со стороны турецкого Меджлиса) по тому, чтобы отправлять турецких военнослужащих для поддержки правительства, пользующегося, на турецкой взгляд, международной поддержкой. Параллельно этим мерам, Турция проявляет большую активность по поиску партнёров из числа стран Северной Африки.

Современная стратегия Турции в Восточном Средиземноморье заключается в том, чтобы, с одной стороны, провозгласив свою исключительную экономическую зону в Средиземноморье, продолжать разведку и начать разработку месторождений природного газа. С другой стороны, Турция пытается поставить заслон на поставку природного газа по маршруту иному, чем по её территории, для других региональных стран, включая Израиль, Египет, Республику Кипр и Грецию. Главное в этом даже не деньги за транзит газа по турецкой территории, а то, что Турция борется за спорные участки месторождений вокруг острова Кипр.

В контексте последнего, Альманах поднимает вопрос о газопроводе East-Med, целью которого является доставка природного газа Средиземного моря по территориям Израиля, Республики Кипр (как её именуют в Турции: Греческая Администрацию Южного Кипра) и Греции. Как, впрочем, пишут турецкие эксперты – авторы документа, этот проект является нереализуемым ни с технической, ни с экономической точек зрения.

Причем, как подчёркивается турецкими авторами, этот проект был признан не имеющим практического смысла именно со стороны европейских стран, которые должны быть первыми интересантами диверсификации источников поставки газа. В частности, сообразно своей нынешней риторике, по уходу от «газовой зависимости от России».

Самым практичным маршрутом по доставке энергоносителей в Европу, на турецкий, разумеется, взгляд, является турецкая территория. Правильность и успешность этого тезиса подтверждается реализацией двух глобальных проектов – ТАNAP и «Турецкий поток», церемонии завершения строительства которых не так давно состоялись в Стамбуле.

В целом, вся динамика процессов в регионе, а также попытки Европы диверсифицировать поставщиков природного газа, приводит к тому, что значение Турции продолжает расти.

Что в этой связи интересного и нового говорит Альманах «Турция – 2019»?

На самом деле, документ приводит достаточно интересный тезис о том, что ни Османская Империя, ни Турецкая Республика, как её правопреемница, вплоть до последнего времени, не являлись сильными морским державами. Сила страны опиралась, в первую очередь, на сухопутное влияние.

Однако, в последние годы, особенно, в период нахождения во власти в Турции Партии справедливости и развития, ситуация начала меняться. Как указывает Альманах, Турция в последние годы демонстрирует растущие инвестиции и настойчивость в том, чтобы повысить свое влияние на море.

Параллельно повышению мощи своих ВМС (подтверждающихся проведением крупных морских учений), Турция приступила к проведению зондажных работ в Восточном Средиземноморье, которые проходят под защитой турецких ВМС и беспилотных летательных аппаратов.

И, наконец, Турция «регистрирует» свои интересы в Организации Объединенных Наций, куда она отправила подписанные с правительством национального согласия Ливии Меморандумы с приложением карты своей исключительной экономической зоны и продолжает настаивать на справедливости своих требований в Восточном Средиземноморье, ища поддержку у международного сообщества.

Судя по всему, у стран региона присутствует определенная растерянность столь решительными и напористыми действиями турок, против которых пока толком они ничего предложить не смогли.

Отношения Турции со странами Ближнего Востока, частично, оказались сгруппированы в разделе Альманаха «Отношения между Турцией и странами Залива».

Мы часто пишем о том, что сегодняшний Ближний Восток расколот на несколько лагерей. По крайней мере, речь можно вести о трех лагерях: КСА – ОАЭ — Израиль, Турция – Катар, а также шиитский Иран (который всегда имеет смысл выделять в отдельное «делопроизводство»).

Итак, как же видит политику Турции на Ближнем Востоке Альманах Фонда SETAV? – Начинает он этот вопрос с отношений между Турцией и Катаром, как ближайшим турецким союзником турок в регионе.

Мы не можем сказать, что Катар является крупным торговым партнёром Турции: в 2018-м году турецкий экспорт в Катар составил 617 млн 590 тыс. долларов, а турецкий импорт – 136 млн 154 тыс. долларов. Даже при том, что в 2019-м году, по предварительным оценкам, следует ожидать двукратный рост – до 1,5 млрд долл.

Впрочем, стороны демонстрируют намерение развивать свои торгово-экономические отношения в сфере оборонно-промышленного комплекса. В частности, в этом смысле, стоит упомянуть турецкую компанию ВМС (производят различные модели грузовых автомобилей, а также автобусов).

Достаточно отметить, что в январе 2019 года в Дохе прошла выставка Turkey Expo by Qatar. На полях этой выставки «турецких достижений» между турецкими и катарскими компаниями было подписано 48 соглашений и 68 различных протоколов.

Отметим, что кроме соглашений между представителями частного бизнеса Турции и Катара, государственными структурами двух стран, а также образовательными учреждениями, подписываются различные соглашения и протоколы.

Также Альманах отмечает ту активность и ту эффективность, которые демонстрируются в Катаре со стороны Института Юнуса Эмре и флагмана турецких перевозчиков – авиакомпании «Турецкие авиалинии», которые действуют в координации с Посольством Турции в Дохе.

Важным направлением сотрудничества между Турецкой Республикой и Государством Катар в 2019-м году продолжило оставаться взаимодействие в сфере оборонно-промышленного комплекса. В частности, в 2019-м году начались поставки турецких беспилотных летательных аппаратов марки «Bayraktar TB2» Катару. Также стороны, в 2019-м году договорились о том, что турецкая военная база в Катаре будет расширена до возможности размещения на ней 5 тыс. турецких военнослужащих. Как указывает Альманах, таким образом, Катар обезопасил себя от угрозы «окружения» в регионе.

Катарские банки финансируют реализацию Турцией различных проектов на сумму приблизительно в 3 млрд долларов.

Следующий раздел посвящен отношениям между Турцией, с одной стороны, и ОАЭ, КСА и Бахрейном, с другой стороны.

Как указывает Альманах, отношения между Турцией и тремя вышеупомянутыми странами продолжают развиваться в тени кризиса вокруг Катара, который разразился в 2017-м году (когда Турция вмешалась в ситуацию и сорвала планы по региональной блокаде Катара, а также продемонстрировала готовность оказать стране не только политическую, но, при необходимости, и военную поддержку, в противостоянии страны с региональными противниками – В.К.).

Как пишут авторы документа, упомянутые три страны прилагают значительные усилия к тому, чтобы «не допустить становление Турции, в качестве влиятельного регионального государства». Заметны попытки упомянутых стран строить хорошие отношения со всеми противниками Турции и по снижению уровня отношений с турецкими партнёрами.

Дело убитого в генконсульстве КСА в Стамбуле саудовского журналиста Джемаля Хашогги, по-прежнему, занимает важное место в турецко-саудовских отношениях. КСА, как указывается Альманахом, предпринимают заметные усилия по тому, чтобы формировать отрицательный образ Турции за рубежом. Ещё одной причиной наблюдающейся напряженности в отношениях между Турцией и КСА является то, что в ливийском конфликте страны поддерживают разные стороны.

С другой стороны, Альманах говорит о том, что торгово-экономические отношения между Турцией и КСА не слишком пострадали от крайне непростых отношений: турецкий экспорт в Саудовскую Аравию в 2019-м году составил 2,6 млрд долл., а импорт, в свою очередь, — 2,3 млрд долл. (на самом деле, говорить о том, что отношения не пострадали, является некоторым преувеличением: все же объем притязаний турецких строительных подрядчиков в КСА пришлось существенно сократить и это при том, что саудовский рынок крупных строительных проектов является одновременно емким и платежеспособным – В.К.). И сам же Альманах указывает на те случаи давления на турецких экспортеров в КСА, которые начали возникать в связи с обострением в отношениях между двумя странами.

Тем не менее, диалог между Турцией и КСА продолжается: как на полях Организации исламского сотрудничества, так и в ходе прямых контактов (в частности, телефонных разговоров – В.К.) между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и королем КСА Сальманом.

Весьма характерный эпизод из повестки дня турецко-саудовских отношений в 2019-м году: 11 сентября 2019 года министр иностранных дел Саудовской Аравии Ибрагим аль-Ассаф, впервые, посетил Республику Кипр. Сделанные им заявления позволяют турецкой стороне рассматривать КСА в качестве союзника греческого Кипра в вопросе раздела газовых и нефтяных месторождений Восточного Средиземноморья.

Где же прошла «трещина» в отношениях между Турецкой Республикой и Королевством Саудовская Аравия?

На самом деле, Альманах говорит о том, что Турция ратует за перемены в регионе в то время, как КСА, слепо и безусловно, поддерживает ригидный порядок, установившийся на Ближнем Востоке.

Аналогичным образом, как и в случае с КСА, напряженные отношения складываются у Турции и с Объединенными Арабскими Эмиратами.

Как указывается в документе, ОАЭ настойчиво проводят антитурецкую политику. По словам автора документа, ОАЭ и КСА сформировали блок, который пользуется поддержкой США и отражает их стратегическое видение в регионе.

ОАЭ выступают против внешней политики Турции, в частности, в Сирийской Арабской Республике. 9 октября 2019 года, с первых часов операции «Источник мира», ОАЭ выразили свое осуждение турецкому шагу. Как указали официальные лица ОАЭ, Турция, своими действиями, нарушила суверенитет Сирии. Также это заявление было поддержано со стороны Бахрейна.

ОАЭ, как указывается в Альманахе, всеми своими действиями демонстрирует раздражение «укреплением турецкого видения» в регионе.

19 апреля 2019 года в Стамбуле были задержаны два человека по обвинению в работе на эмиратскую разведку. При этом было отмечено, что они прибыли в стране сразу после убийства оппозиционного саудовского журналиста Дж.Хашогги.

Что же до Бахрейна, то Альманах именует эту страну «неважной и беспомощной» и следующей в фарватере Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Каких-либо важных событий в отношениях между Бахрейном и Турцией в 2019 году не происходило. Аналогичным образом, торгово-экономические отношения между Турцией и Бахрейном находятся на минимальном уровне в 486 тысяч долларов.

Следующий раздел Альманаха посвящен отношениям между Турцией и Кувейтом, а также Оманом.

Указывается на то, что эти две страны, в ходе противостояния в Заливе, приложили усилия к тому, чтобы поддерживать нейтралитет.

В этой связи, в 2019-м году между Турцией и Кувейтом наблюдалась положительная динамика в отношениях. Кувейт при этом пытается выполнять посредническую роль в отношениях между лагерями конфликта в странах Залива.

Торгово-экономические отношения между Турцией и Кувейтом находятся на достаточно невысоком уровне: товарооборот в 2017-м году составил лишь 88 млн долларов. Также в 2019 году Соглашение об обмене кодами было подписано между Турецкими Авиалиниями и Кувейтскими Авиалиниями.

Оман характеризуется Альманахом в качестве страны, которая пытается не вмешиваться в региональные «уравнения» на Ближнем Востоке. Такая политика была продолжена страной и в 2019-м году в ходе различных продолжающихся региональных конфликтов, в том числе, в том же Йемене.

Товарооборот между Турцией и Оманом в 2019-м году продолжил оставаться на минимальном уровне в 355 тыс. долларов. С целью изменения этой ситуации, в истекшем году, Турция пошла по пути подписания различных соглашений. В частности, страна продолжает переговоры по импорту сжиженного природного газа из Омана. В 2019 году Турция импортировала 11,3 млн тонн оманского СПГ. Также в 2019-м году Турецкие Авиалинии подписали с Оманскими Авиалиниями соглашение об обмене кодами.

Следующий раздел Альманах посвящен отношениям, которые складывались в 2019 году между Турцией и странами Северной Африки.

В перечне стран, отношения с которыми рассматриваются, Альманах на первое место поставил Ливию. Это – довольно характерно, особенно, на фоне последних по времени дипломатических маневров Турции в регионе Восточного Средиземноморья.

Как указывается в Альманахе, в 2019 году самопровозглашенному фельдмаршалу Х.Хафтару не удалось взять Триполи и обвинил он в этом именно Турцию. С его стороны, в адрес Турции и турецких граждан начали звучать угрозы. В течение года разразился конфликт с задержанием 6 турецких моряков, которые, впрочем, по требованию Министерства иностранных дел Турции были выпущены на свободу.

С другой стороны, Турция в 2019-м году продолжила активные контакты с «международно признанным» правительством национального согласия, в том числе, на высшем уровне – между президентом страны Р.Т.Эрдоганом и главой ПНС Фаизом Сарраджем.

В целом, развивается интенсивный положительный диалог между Турецкой Республикой и правительством национального согласия (ПНС). В частности, ПНС оказалось одной из немногих сторон арабского мира, которые поддержали турецкую операцию «Источник мира».

Следующей страной в списке является Тунис.

Тунис указывается Альманахом в качестве страны, с которой у Турции – политические отношения продолжают оставаться на самом высоком уровне. Это нашло свое отражение в близких отношениях между Турцией и происламским движением «Ан-Нахда».

Так, в октябре 2019 года, президент Р.Т.Эрдоган в Стамбульском центре конгрессов принял главу движения Рашида аль-Ганнуши. Спустя непродолжительное время, как напоминает Альманах, тот занял пост главы тунисского парламента.

Также активно работают в Тунисе турецкие агентства «мягкой силы». Это касается Фонда «Маариф», Института Юнуса Эмре, а также Турецкого агентства по координации и сотрудничеству (TİKA).

В январе прошлого года двумя странами было подписано Кредитное соглашение. В рамках этого документа, Турецкий экспортно-импортный банк выделил Министерству обороны Туниса кредит в 150 млн долларов, а Министерству внутренних дел Туниса ещё 50 млн долларов. При этом, надо понимать, что подобного рода кредиты выделяются строго под покупку турецкой продукции. А это значит, что речь идет о контрактах турецкого ОПК с тунисскими партнёрами.

52.28MB | MySQL:103 | 0,502sec