О третьих внеочередных парламентских выборах в Израиле. Часть 8

Завершена подача партийных списков в ЦИК

15 января истек срок подачи в ЦИК партийных списков в Кнессет 23-го созыва. Главный вопрос, который оставался открытым, до последнего мгновения: как будут выглядеть списки на правом фланге, после того как на левом фланге произошло практически полное объединение.

Дело в том, что практически все последние опросы общественного мнения, показывали крах малых партий как на левом, так и на правом фланге, что естественно подталкивало даже непримиримых соперников к переговорам.

В итоге еще неделю назад, после длительных переговоров лидеры партий «Авода-Гешер» и МЕРЕЦ провели пресс-конференцию, в ходе которой Амир Перец объявил создание единого списка «главным событием, влияющим на ход предвыборной кампании». Был создан единый блок левых партий, который пока еще не получил официального названия, в который вошли представители списков «Авода», «Гешер», МЕРЕЦ, «Демократический лагерь». Блок пойдет на выборы с бюллетенем партии Авода, как наиболее узнаваемым.

После слияния в один предвыборных блок ее представители рассчитывают повысить количество мандатов за счет электората этих партий, однако изначально произошёл скандал. Предвыборный список блока вызвал недовольство арабских членов этих партий — кандидат Исауи Фрейдж из МЕРЕЦ был поставлен на заведомо непроходное 11-е место. Сам Фрейдж сказал, что в апреле арабская общественность спасла МЕРЕЦ своими голосами и теперь он чувствует себя обманутым.

Арабские депутаты считают, что это слияние — движение к центру, а левый фланг остается пустым. С точки зрения Объединенного арабского списка (ОАС) это даже хорошо. В настоящий момент они собираются сосредоточить агитацию на левых евреях, которые выступают за сотрудничество с арабской общественностью. Тем более, вторые досрочные выборы показали, что арабские избиратели становятся все более активными и ОАС получил третий результат на выборах в сентябре. Задача состоит в том, чтобы увеличить успех, в том числе, за счет еврейских избирателей, и добиться 14 или даже 15 мандатов.

В попытке как-то разрешить кризис со своими арабскими избирателями, представители нового левого блока, обратились к «Кахоль-лаван» с предложением забронировать тридцатое место в его спискедля одного из кандидатов, находящегося в первой десятке объединенного левого списка. Это позволит, в свою очередь, продвинуть бывшего депутата от МЕРЕЦ Исауи Фрейджа на проходное место. Речь шла о техническом бронировании до выборов. После выборов фракция «Кахоль-лаван» отпустит депутата в его изначальную партию. «Мы много сделали для того, чтобы ни один голос не пропал. Пусть Бени Ганц будет любезен и сделает минимум для того, чтобы помочь нам», — заявляют в Аводе.

Однако в партии «Кахоль Лаван» были свои проблемы. Высинилось, что депутат эфиопского происхождения Гади Еваркана занимающий 33 место в списке «Кахоль-лаван», вступил в переговоры с партией Биньямина Нетаньяху. За любое более высокое место он был готов перебежать в Ликуд. Ликуд же был готов раскрыл объятия в ожидании притока «эфиопских» голосов и Гади Еваркану пообещали забронировать хорошее место. Центр Ликуда даже собрался после полудня на срочное заседание, чтобы утвердить ему бронь на 20-е место. При этом оказалось, что Еваркан повел переговоры на два фронта. Он поставил ультиматум Бени Ганцу: если хотите, чтобы я остался — дайте лучшее место. Такое двурушничество не пришлось по вкусу лидеру «Кахоль-лаван». Он опубликовал твит, в котором написал, что после согласования с Моше Яалоном принял решение исключить из списка Гади Еваркана.

В «Кахоль-лаван» так же были озабоченные опросами, которые показывали, что в партии очень мало женщин и всего один русскоязычный депутатат. Для решения этих проблем партия вела переговоры с Тали Плосковой, русскоязычным депутатом от партии «Кулану», которая после объединения с Ликудом, заняла непроходное там 35 место. Привлечение в список такого «социального» депутата, значительно бы расширило возможности партии на «русской улице», но по имевшимся сведениям, данная кандидатура была отвергнута после проработки вопроса, как считают в партии, с будущим партнером, лидером партии НДИ Авигдором Либерманом. В итоге после подачи списков в ЦИК стало известно, что Андрей Кожинов, до настоящего времени являющийся руководителем «русской» пресс-службы «Кахоль-лаван», зарегистрирован кандидатом в депутаты Кнессета: он 33-й в списке этого блока.

Согласно опубликованным на этой неделе опросам общественного мнения, блок «Кахоль-лаван» на выборах в Кнессет 23-го созыва получает 34 мандата. До сегодняшнего дня в списке блока «Кахоль-лаван» на «проходном» 17 месте был только один русскоязычный кандидат – депутат Кнессета Константин (Йоэль) Развозов.

На правом фланге, изначально было объявлено, что практически все идут самостоятельными списками, но опросы, постепенно подтолкнули всех к переговорам по созданию единого правого списка. В итоге сначала был достигнут прогресс у партии «Новые правые» во главе с Нафтали Беннетом и «Ихуд леуми» во главе с Бецалелем Смотричем которые решили баллотироваться в Кнессет единым списком. Такое решение было принято после того, как переговоры между Смотричем и «Еврейским домом» завершились провалом. Параллельно Беннет вел переговоры с главой партии «Зеут» Моше Фейглиным, предлагая ему баллотироваться в рамках совместного списка. Лишь после того, как Фейглин отказался, Беннет дал согласие на начало переговоров со Смотричем, которые завершились подписанием соглашения.

Параллельно было заключено соглашение между партией «Еврейский дом» и «Оцма йегудит». Заседание ЦК сопровождалось скандалом между сторонниками Рафи Переца и депутата Моти Йогева. Перепалка едва не переросла в драку.

При этом объединённый список Беннета и Смотрича, был готов соединиться с «Еврейский дом», но был категорически против лидера списка «Оцма йегудит» Бени Гвира. Перед Рафи Перецем стоял выбор: либо решиться на разрыв союза с «Оцма йегудит» и присоединение к блоку Беннет-Шакед-Смотрич, что потребует срочного созыва ЦК «Еврейского дома» и обновленного одобрения, либо сохранить союз с «Оцма йегудит» и, вероятно, – не преодолеть электоральный барьер.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, попытался сделать все, чтоб объединить в единый блок все четыре списка. Он дважды приглашал Рафи Переца и Нафтали Беннета в свою канцелярию для попытки прийти к соглашению об объединении правого лагеря. Нетаньяху даже угрожал лидеру «Новых правых» Нафтали Беннету отобрать у него портфель министра обороны, если он не согласится объединиться с «Еврейским домом» и «Оцма йеудит». Аналогичное предупреждение поступило в адрес министра транспорта Бецалеля Смотрича.

Как и на прошлых выборах, лидер Ликуда пытался заставить все правые партии объединиться, чтобы не потерять голоса и нейтрализовать возможную критику справа. В итоге «Новые правые» предложили лидеру «Еврейского дома» раввину Рафи Перецу второе место в общем списке правых партий, если он откажется от союза с крайне правой партией «Оцма йеудит» но это не привело к прогрессу на переговорах. За несколько часов до окончания подачи партийных списков в ЦИК Нафтали Беннет сообщил об окончательном решении не объединяться с блоком «Еврейский Дом — Оцма йеудит». После встречи с лидером этого блока раввином Рафи Перецем Беннет написал в «Фейсбуке»: «Я не включу в свой список того, кто хранит в своем доме фото человека, убившего 29 невинных людей». Речь идет о Бен-Гвире и фотографии Баруха Гольдштейна. Этот член партии КАХ расстрелял в 1994 году в Пещере Патриархов 29 молящихся палестинцев.

Однако за двадцать минут до истечения последнего срока, отведенного для подачи предвыборных списков, стало известно, что партии «Новые правые», «Еврейский дом» и «Ихуд леуми» примут участие в выборах единым списком, без Итамара Бен-Гвира (партия «Оцма йегудит»). Итамар Бен-Гвир подал документы в Центризбирком для самостоятельного участия в выборах.

Решение о совместном участии в выборах было принято после длительных переговоров и вопреки договору, подписанному между «Оцма йегудит» и «Еврейским домом». На протяжении двух часов шли переговоры в канцелярии главы правительства при участии Биньямина Нетаньяху, Нафтали Беннета, Рафи Переца, к которым потом присоединились министр туризма Ярив Левин, министр транспорта Бецалель Смотрич и раввин Хаим Друкман. Для того, чтобы иметь возможность завершить переговоры, партия «Новые правые» дважды обращалась в ЦИК за отсрочкой. Наибольшее давление оказывал на партии премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который предупредил, что сделает все возможное, чтобы отобрать мандаты у партий, которые по опросам не будут проходить электоральный барьер.

В остальных партиях, проходящих электоральный барьер, подача списков прошла значительно спокойней. Так списки партий ШАС и «Еврейство Торы», были изначально утверждены на собраниях Советов мудрецов, список партии НДИ, формировался единолично лидером партии и был озвучен на последнем заседании фракции. Во всех этих партиях не произошло изменений в составе кандидатов, находящихся на реальных местах.

На данный момент пока точно неизвестно сколько вообще партий подало свои списки. По информации из ЦИК известно, что бланки для подачи списков запросили представители 31 партии. На выборах в Кнессет 22-го созыва были поданы 42 списка. В течение двух дней ЦИК должен рассмотреть все подданные заявки и вынести по ним решения.

52.24MB | MySQL:103 | 0,484sec