О позициях США и «евротройки» по сохранению СВПД по иранской ядерной программе

Президент США Дональд Трамп угрожал Франции, Великобритании и Германии ввести пошлины в размере 25% на европейские автомобили, если они не обвинят Иран в нарушении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по его ядерной программе. Об этом в среду 15 января сообщила газета «Вашингтон пост» со ссылкой на источники. По ее данным, предупреждение было сделано за неделю до того, как указанные страны запустили механизм по разрешению споров в рамках ядерной сделки. Один из источников газеты назвал этот шаг со стороны США «вымогательством».  Отмечается, что прежде Трамп уже угрожал ввести пошлины на автомобили, чтобы добиться более выгодных условий в торговле с европейскими странами. При этом неясно, насколько действенной была угроза на этот раз, так как европейские страны на протяжении нескольких недель выражали желание инициировать запуск этого механизма. Более того, европейские источники также отметили, что угроза со стороны Трампа едва не вынудила их отказаться от этой идеи из опасений, что их могут посчитать «марионетками» Вашингтона, если эта информация попадет в СМИ. Как указывает «Вашингтон пост», угроза была передана напрямую чиновникам в Лондон, Париж и Берлин. Во вторник 14 января главы МИД ФРГ, Франции и Великобритании объявили о запуске механизма урегулирования споров в рамках реализации СВПД. МИД РФ выразил разочарование в связи с их решением.

Будущее сделки оказалось под вопросом после одностороннего выхода из нее США 8 мая 2018 года и введения Вашингтоном санкций в отношении Тегерана в сфере нефтяного экспорта. По версии Ирана, остальные участники, прежде всего европейцы, не в полной мере придерживаются своих обязательств в экономической части соглашения, поэтому в сегодняшнем виде оно не имеет смысла. В связи с этим Иран приступил к поэтапной приостановке своих обязательств по СВПД, касающихся обогащения урана и исследовательской деятельности, а в начале январе заявил о завершении этого процесса. Будущее Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана зависит от его европейских участников — Франции, Германии и Великобритании. Об этом написал в среду 15 января на своей странице в «Твиттере» министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.  «Будущее СВПД зависит от евротройки (Германия, Франция и Великобритания — прим. ТАСС), а не от Ирана», — сказал он. Министр добавил, что «ответом европейцев на разрушение США ядерной сделки стало сокращение инвестиций в иранскую [экономику] и снижение импорта нефти». По словам Зарифа, европейцы не выполнили своих обязательств в рамках соглашения. «На деле мы имеем нулевой импорт иранской нефти [Европой], ограничение деятельности иранских банков и отключение страны от глобальной системы обмена финансовыми данными SWIFT, уход европейских фирм из Ирана, невозможность торговли продовольствием и лекарствами», — написал он.  Будущее СВПД оказалось под вопросом после одностороннего выхода из него США 8 мая 2018 года и введения Вашингтоном санкций в отношении Тегерана в сфере нефтяного экспорта. По версии Исламской Республики, остальные участники, прежде всего европейцы, не в полной мере придерживаются своих обязательств в экономической части соглашения, поэтому сделка в ее нынешнем виде не имеет смысла. В связи с этим Иран приступил к поэтапной приостановке своих обязательств по СВПД, касающихся обогащения урана и исследовательской деятельности, а в начале января заявил о завершении этого процесса. С тех пор как Соединенные Штаты вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной сделке в мае 2018 года и впоследствии сократили все отказы для нефтяных клиентов Ирана годом позже, Иран сократил свое соблюдение СВПД, чтобы восстановить некоторые рычаги влияния на переговорах с Европейским союзом и Соединенными Штатами. Но теперь, когда Иран сократил свои обязательства пять раз за последние девять месяцев, европейцы, наконец, решили запустить механизм урегулирования споров соглашения в ответ на шаги Ирана.

Франция, Германия и Великобритания, так называемая группа Е3, подписавшая соглашение по иранской ядерной программе, объявили 14 января,  что они запускают механизм разрешения споров Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в надежде заставить Иран вернуться к соблюдению соглашения. Е3 телеграфировал свое решение в течение нескольких недель; оно приходит, когда Соединенные Штаты призывают Е3, Китай и Россию выйти из СВПД и вести переговоры о новом соглашении с Ираном. Несмотря на возросшее давление со стороны Соединенных Штатов, Е3 заявила, что они «не присоединяются к кампании по осуществлению максимального давления против Ирана», и что их намерение состояло в том, чтобы «сохранить» иранскую ядерную сделку. В то время как для Ирана или Соединенных Штатов нереально вернуться к соглашению, от которого они сейчас отказались, европейцы не хотят, чтобы два года дипломатических переговоров, ведущих к сделке, пошли насмарку, и считают, что СВПД следует использовать в качестве отправной точки для нового соглашения. Сейчас администрация Трампа даже не рассматривает этот вариант.

Механизм разрешения споров запускает процесс, который может вернуть санкции Совета Безопасности ООН в отношении Ирана в течение двух месяцев. Но ускоренное урегулирование, по-видимому, не является намерением Е3. Пока все стороны согласны, что большинство шагов в процессе разрешения споров могут быть продлены на неопределенный срок. Европейцы, скорее всего, попытаются затянуть этот процесс как можно дольше и использовать его в качестве рычага для принуждения Ирана к новым переговорам. Они, вероятно, признают, что Иран вряд ли вернется к полному соблюдению самой сделки, если не произойдет серьезного изменения санкционной политики США. Таким образом, они будут надеяться, что, инициировав процесс, который может «откатить» санкции ООН и ЕС в отношении Ирана, они смогут удержать Тегеран от более агрессивных действий с его ядерной программой.

Следующие шаги Ирана будут иметь важное значение. Новый год уже принес самый большой кризис между Ираном и Соединенными Штатами за последние десятилетия, и он легко мог привести к тому, что Соединенные Штаты нанесут удар по целям внутри Ирана. Поскольку президент Дональд Трамп настаивает на том, что Иран никогда не приобретет ядерное оружие на его глазах, военный ответ США на дальнейшую эскалацию ядерного фронта со стороны Тегерана возможен. Уточним, что такой вариант реален только после переизбрания Трампа на второй срок: рисковать глобальным конфликтом в период перевыборной кампании он не будет.  Эта возможность в сочетании с европейской позицией может побудить Иран замедлить темпы, с которыми он готов возобновить некоторые аспекты своей ядерной программы, хотя Иран, вероятно, продолжит свой процесс ядерной эскалации. Позиция Соединенного Королевства также важна. Об этом заявил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в январе, сказавший, что СВПД может быть заменен «сделкой Трампа», и вполне возможно, что Соединенные Штаты попытаются использовать этот раскол любой, который проявляется между позицией Соединенного Королевства и остальной Европой, учитывая тесные отношения между Лондоном и Вашингтоном.

Следующие шаги Соединенных Штатов также будут иметь решающее значение. Администрация Трампа будет настаивать на том, чтобы Франция, Германия и Великобритания быстро прошли через процесс урегулирования споров, но в настоящее время позиция США заключается в том, что они больше не являются стороной ядерной сделки. Но если европейцы будут стремиться к продлению и позволят процессу разрешения споров максимально  замедлиться, администрация Трампа может заявить, что она является стороной СВПД, и пойти прямо в Совет Безопасности ООН, чтобы доказать, что Иран не выполняет свои обязательства. Резолюция Совета Безопасности, касающаяся ядерной сделки, не требует от членов СВПД использовать процесс урегулирования споров в рамках соглашения для определения факта несоблюдения. И если Соединенные Штаты примут такое решение, то санкции ООН снова обрушатся на Иран, если только Совет Безопасности — с учетом американского вето —  примет резолюцию о продлении санкций в отношении Ирана. При этом отметим, что практически наверняка добиться единой позиции по этому вопросу среди постоянных членов Совбеза ООН американцы не смогут: Россия и Китай практически наверняка отвергнут возможность для Вашингтона  инициировать такие санкции и не будут признавать их.  Запуск механизма урегулирования споров в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной сделке показал, что ее участники, хотя и продолжают поддерживать ее, не согласны друг с другом относительно дальнейших действий. Об этом в среду 15 января заявил постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов. «К сожалению, запуск механизма ядерной сделки «евротройкой» показал, что оставшиеся участники СВПД, несмотря на поддержку сделки, существенно расходятся во мнениях о том, что делать дальше. Это не трагично, но вряд ли полезно», — написал постпред в «Твиттере». Ульянов отметил, что противники СВПД воспринимают механизм разрешения споров как «последний гвоздь в гроб ядерной сделки». «Участникам СВПД надо бы их [противников] разочаровать и имплементировать механизм наиболее разумным образом, минимизировав связанные с ним риски», — добавил он. Таким образом, налицо четкий отход европейцев от участия в СВПД, что в принципе просто юридически оформляет их позицию практического соглашательства с позицией Вашингтона. Как собственно и предполагалось изначально, Европа не захотела входить в клинч с США по иранской теме, исходя из простого соотношения экономического значения американского рынка для ЕС по сравнению с иранским.

В этой связи американские эксперты полагают, что чем ближе к октябрю, когда истекает срок действия эмбарго ООН на поставки оружия Ирану в соответствии с СВПД, тем больше вероятность того, что Соединенные Штаты попытаются использовать новые  аргументы для того, чтобы попытаться вернуть санкции ООН против Ирана. При этом продолжающаяся ядерная эскалация Ирана как возможный аргумент США о введении санкций против Тегерана, скорее всего, приведут к «фактическому или юридическому завершению Совместного всеобъемлющего плана действий». И с таким выводом американских экспертов можно полностью согласиться и четко взять за основу тезис о том, что о СВПД можно забыть и надо начинать выстраивать политику на этом треке уже в новых обстоятельствах. Чем быстрее Москва поймет это и перестанет цепляться за попытки сохранить СВПД в том или ином качестве, тем лучше она сможет реагировать на новые вызовы коллективного Запада в отношении ужесточения прессинга против Тегерана. В данной ситуации единственное, что может сделать Кремль — это блокировать в Совете Безопасности ООН все попытки введения полномасштабных санкций под  зонтиком ООН, что собственно и является  ключевой задачей США. При всем своем запале Трамп (как собственно и все остальные американские президенты) очень не любит нести ответственность за свои санкционные действия в одиночку, ему жизненно необходимо различные коалиции и прикрытие со стороны ООН. И сорвать этот план и оставить коллективный Запад в роли полностью ответственного за все последствия разрушения СВПД — это фактически единственное (за исключением возможно каких-то контрактов по ВТС с Ираном), что может сделать Москва в этой ситуации.

52.23MB | MySQL:103 | 0,618sec