Китайские специалисты оценивают Народное ополчение Ирака

Известно, что Народное ополчение (НО, «Аль-Хашд аш-Шааби») Республики Ирак занимает одно из ключевых мест в системе органов, обеспечивающих национальную безопасность государства. Его формирование было начато в июне 2014 года по инициативе действующего на тот момент премьер-министра Н.аль-Малики с целью противостояния террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в Российской Федерации).

Китайские специалисты отмечают, что данная идея была поддержана духовным лидером иракских шиитов А.ас-Систани. Это было вызвано необходимостью оказания дополнительной поддержки вооруженным силам, которым не удавалось остановить наступление экстремистов. Религиозный призыв к иракцам в совокупности с финансовой и материальной помощью, оказываемой Исламской Республикой Иран (ИРИ), дали Багдаду возможность с минимальными затратами создать новую силовую структуру.

Это позволило в кратчайшие сроки увеличить численность личного состава федеральных сил республики, непосредственно задействованных в вооруженном противостоянии группировке ИГ. По данным китайских  источников, на начальном этапе основу ополчения составляли шиитские отряды, действовавшие под руководством Министерства внутренних дел Ирака. Впоследствии к ним присоединились формирования курдов, езидов, туркоман, христиан и суннитов. Отмечается, что в апреле 2015 года премьер-министр Ирака Х.аль-Абади специальным указом вывел «Аль-Хашд аш-Шааби» из состава МВД в непосредственное личное подчинение. В ноябре 2016 г. иракский парламент одобрил законопроект, предусматривающий включение данной структуры в систему органов национальной безопасности на правах отдельного ведомства. Таким образом, ополченцы «Аль Хашд аш-Шааби» были уравнены в юридических, финансовых и социальных правах с военнослужащими правительственных войск.

По данным китайских СМИ, с 2014 по 2017 год отряды «Аль-Хашд аш-Шааби» принимали участие в операциях на наиболее угрожаемых участках и сыграли важную роль в ходе освобождения от террористов городов Мосул, Рамади, Самарра, Тикрит и Эль-Фаллуджа. В настоящее время формирования народного ополчения решают следующие задачи:

— проведение самостоятельных или участие в совместных специальных операциях федеральных сил по поиску и уничтожению разрозненных бандформирований ИГ и инфраструктуры террористов;

— охрана государственной границы;

— обеспечение безопасности стратегических объектов инфраструктуры и транспортных коммуникаций;

— разминирование освобожденных территорий.

Управление формированиями «Аль-Хашд аш-Шааби» и координацию их действий с другими иракскими силовыми структурами обеспечивает Главное управление (ГУ) народного ополчения (ГУНО), которое подчиняется непосредственно верховному главнокомандующему (премьер-министру). Штаб-квартира ГУ расположена в г. Багдад. Общее руководство ополчением осуществляет советник премьер-министра по вопросам национальной безопасности. Он определяет политическую и военную концепции развития ведомства, кадровую политику, представляет интересы ополченцев в правительстве и совете безопасности Ирака, решает вопросы финансирования, вооружения и координации с другими государственными структурами. Заместитель руководителя НО отвечает за боевую подготовку подчиненных формирований и организацию их взаимодействия. Задачи всестороннего обеспечения подразделений ополчения возложены на заместителя по административным вопросам. Структурно главное управление состоит из следующих подразделений:

— 6 основных управлений (оперативное, планирования, генерального инспектора, тылового обеспечения, административное и финансовое);

— 12 специализированных управлений (боевой подготовки, разведки, безопасности, связи, армейской авиации, инженерное, медицинское, юридическое, по работе со средствами массовой информации, по делам религии, подготовки молодежи и поддержки ветеранов).

По данным китайских военно-технических изданий, в состав «Аль-Хашд аш-Шааби» входит 56 бригад, сформированных на основе различных, в основном шиитских (около 90%), военизированных организаций. Наиболее крупными из них являются «Бадр», «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Катаиб Хизбалла», «Хавза» и «Сарая ас-Салям». В провинциях Анбар, Найнава и Таамим сформированы отряды народного ополчения из суннитского населения, не принявшего идеи лидеров ИГ по «воссозданию халифата», а также езидские, курдские и христианские вооруженные группы самообороны. При этом данные силы играют незначительную роль и в основном решают задачи охраны и обороны районов компактного проживания национальных меньшинств. Общая численность ополчения около 120 тыс. человек.

Китайские военные специалисты отмечают, что бригады «Аль-Хашд аш-Шааби» представляют собой легкие пехотные соединения, подчиняющиеся как ГУНО, так и оперативным командованиям ВС Ирака, в зоне ответственности которых выполняют свои задачи. Они значительно различаются по структуре и численности, которая может составлять от 1 до 3 тыс. человек. На вооружении подразделений ополчения имеются артиллерийские орудия, минометы и стрелковое оружие. Отдельным бригадам на период проведения операций придается бронетехника из состава ВС Ирака (танки и БМП). Транспортные средства, составляющие основу технического оснащения, представляют собой дооборудованные для боевого применения коммерческие автомобили повышенной проходимости. С 2017 года НО финансируется в рамках бюджета страны (2017 год — 1,63 млрд, 2018-й — 1,68 млрд и в 2019-м — 2,1 млрд долларов США).

Известно, что руководство Ирака принимает меры по реформированию «Аль-Хашд аш-Шааби». Предполагается включить данную структуру в состав вооруженных сил. Все формирования планируется привести в соответствие с действующей организационно-штатной структурой сухопутных войск (бригада, полк, батальон, рота). В рамках предстоящих преобразований предусматривается закупить за рубежом необходимое количество вооружения и военной техники, а также организовать подготовку специалистов с привлечением иностранных военных советников.

Китайские специалисты отмечают, что значительная часть представителей командования НО выступает против присутствия США и других стран Запада на территории республики, рассматривая их в качестве оккупантов. Руководящий состав ополченцев, а также религиозные и политические лидеры, связанные с ними, оказывают целенаправленное давление на действующие власти с целью принятия ими решения о выводе воинских контингентов США и их союзников из Ирака. В свою очередь, Белый дом продолжает прикладывать усилия по всестороннему воздействию на иракское правительство в интересах роспуска формирований «Аль-Хашд аш-Шааби».

Таким образом, Народное ополчение в настоящее время имеет значительное влияние на расстановку политических и религиозных сил в стране. Оно пользуется существенной поддержкой в структурах государственной власти. Глава организации Ф.аль-Файяд является одной из важнейших фигур на политической арене республики. Лидеры НО также сформировали политическую коалицию «Аль-Фатх», которая получила 47 из 329 депутатских мест в парламенте республики. Это всего на 7 мандатов меньше, чем у занявшего первое место блока «Саирун». При этом сторонники ополчения опередили шиитские блоки «Наср» (42 места) и «Государство закона» (25 мест). Китайские специалисты отмечают, что народное ополчение прочно закрепилось в системе национальных силовых органов Республики Ирак. Дальнейшее развитие «Аль-Хашд аш-Шааби» будет определяться ходом интеграции данной структуры в вооруженные силы страны.

52.22MB | MySQL:103 | 0,467sec