Оценки иранских политиков и экспертов инцидента со сбитым украинским самолетом

После провала ядерной сделки иранское общество испытывает глубокое недоверие к политическим процессам, которые влияют на принятие решений иранскими политическими силами. До убийства Касема Сулеймани, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» КСИР в внутриполитической жизни Ирана была совсем другая ситуация. Реформаторы считали бессмысленным участвовать в серьезной политической борьбе в сложившейся ситуации, в то время как консерваторы критиковали экономическую политику президента Хасана Роухани и утверждали, что у них есть «миссия по спасению» экономики страны, пытаясь этим привлечь на свою сторону граждан, находящихся в сложных экономических условиях.

После убийства Касема Сулеймани на иранской политической арене произошла консолидация, обсуждение экономических вопросов заменили на обсуждения вопросов безопасности.

Объявление Генерального штаба ВС Ирана 11 января о крушении украинского самолета и заявление командующего ВВС КСИР Амира Али Гаджизаде шокировали иранское общество. В первые часы в иранском информационном поле была неопределенность, вопросов о крушении украинского самолета было больше, чем разъяснений. Иранские политики и эксперты больше интересовались следующими вопросами:

Почему власти раньше не объявили о сбитии самолета? Когда президент Роухани был проинформирован об этом инциденте? Будут ли отставки? Почему был разрешен полет гражданского самолета в напряженной ситуации?

Следует отметить, что вскоре после крушения самолета иранские СМИ распространили гипотезу о том, что причина крушения была технической. Однако после того, как КСИР взял на себя ответственность за авиакатастрофу, начались масштабные акции протеста в крупных городах Ирана. Если в первый день протестов демонстранты были возмущены инцидентом со сбитым самолетом, то в последующие дни они постепенно стали требовать отставки правительства.

Учитывая социально-экономическое ухудшение ситуации в стране, протесты против таких требований представляют серьезную угрозу для властей. Если в дни убийства Касема Сулеймани словом, наиболее часто используемым в информационном поле Ирана, было «месть», то после авиакатастрофы все говорили о «доверии». Почти все политики и эксперты подчеркивают необходимость создания атмосферы доверия между обществом и властью.

Известный иранский ученый-аналитик Садег Зибакалам, ссылаясь на напряженную ситуацию в Иране, назвал две проблемы: доверие и ответственность.

«Прежде всего, необходимо понять, какое учреждение несет ответственность за инцидент и почему сразу после инцидента не произошли отставки, как это обычно происходит в развитых странах», — отметил он.

Однако, по словам Зибакалама, самым важным является вопрос доверия. В связи с этим он отметил: «Некоторые высокопоставленные чиновники с самого начала знали, что был сбит украинский самолет. Три дня, в среду, четверг и пятницу, зная об этом молчали, независимо от причины их молчания, важно то, что они ожидают от общества после этого события, и теперь общество должно верить их словам?».

По мнению главы Союза социальных работников Ирана Мусави Чалака, «необходимо было сказать правду с самого начала, поскольку отрицание слухов о случайном событии  в первые дни и подтверждение этого на следующий день лишь усиливает недоверие общественности к иранским СМИ. После этого будет очень сложно сказать обществу, не верить каждой информации, распространенной в иностранных СМИ».

Реформистский деятель, лидер фракции Omid Меджлиса Мохаммад Реза Ареф, раскритиковал чиновников за то, что они не были честны с гражданами.

«Необходимо провести всестороннее расследование, чтобы выяснить все обстоятельства крушения самолета, и все виновные должностные лица должны уйти в отставку, должны быть привлечены к ответственности и дать объяснения обществу. Единство, которое общество обрело после убийства Касема Сулеймани, было разрушено после авиакатастрофы».

Главный редактор иранской ежедневной газеты Iran, считающейся официальной газетой правительства Ирана, подверг критике чиновников, ответственных за позднюю публикацию о крушении самолета.

«Разве не опасно, обидно и грустно, когда группа ответственных должностных лиц в течение 48 часов хранит в тайне от президента страны информацию о сбитии самолета? Когда Генштаб представляет результаты своего расследования второму лицу страны главе Совета национальной безопасности страны в пятницу вечером, разве это не катастрофа? Мы требуем, чтобы эти секретные действия высокопоставленных военных получили четкую оценку».

Элиас Хазрати, председатель комитета парламента Ирана по экономическим вопросам, подчеркнув важность СМИ в кризисных ситуациях, отметил. «В современном мире СМИ играют чрезвычайно важную роль. Трамп, прежде чем консультироваться с Конгрессом или Советом Безопасности, пишет «твит». Сообщения в Twitter действительно свидетельствуют о важности средств массовой информации для формирования общественного мнения»․

Касаясь крушения самолета, иранский депутат отметил: «Если ракета запускается из Персидского залива, это займет несколько минут, а не несколько секунд. Необходимо провести расследование и выяснить, по вине какого чиновника произошел этот инцидент».

Консервативный политик Джавад Арманеш, говоря об этом инциденте, уделил особое внимание несогласованной системе управления.

«Действия в системе государственного управления должны быть скоординированы. Например, мы критикуем Саудовскую Аравию за неправильную координацию процесса паломничества, когда люди умирают, но то же самое произошло в Кермане на похоронах Касема Сулеймани, когда 60 человек умерли. Что касается ответственности, чиновники, которые приносят извинения за ошибку, должны извиниться и уйти в отставку»,-добавил он.

О проблеме  системы управления известный реформистский политик Аббас Абади высказал следующее мнение: «Мы имеем дело со структурно-секретной деятельностью, которая хуже лжи. В таких кризисных ситуациях недопустимо лгать и действовать тайно».

В интервью газете Etemad член парламента Ирана Абдолреза Хашемзаи обратил внимание на два фактора. По словам депутата, «разница между пораженным гражданским самолетом и крылатой ракетой очевидна, просто невозможно, чтобы вся летающая техника попала под прицел ПВО страны. В связи с этим руководство вооруженных сил должно сделать серьезные выводы из этого инцидента».

Обращаясь к проблеме доверия, А.Хашемзаи добавил: «Гражданам сообщали ложную информацию по иранскому государственному телевидению. Ведь было решено, что мы должны быть честными с гражданами Исламской Республики Иран. Те ответственные чиновники, которые не были искренними с людьми в те дни, должны быть удалены с занимаемых постов».

А генеральный директор иранского государственного информационного агентства IRNA Зиа Хашеми прокомментировал проблему авиакатастрофы с точки зрения информационной безопасности.

«Проблема в том, что общественность хочет знать, были ли ответственные лица осведомлены об инциденте или знали о нем, но не хотели быть честными с гражданами. В любом случае, известие о крушении самолета на фоне спекуляций иностранных информационных ресурсов нанесло большой ущерб репутации иранских СМИ», — сказал Хашеми.

Эксперт по информационной безопасности Хамид Шокри Хангах, ссылаясь на деятельность иранских СМИ, отметил: «После авиакатастрофы иранские СМИ оказались в очень сложной ситуации, так что любое средство массовой информации можно обвинить в публикации материала, соответствующего содержанию информации, распространяемой в иностранных СМИ. Поэтому, чтобы избежать спекуляций, ответственные должностные лица должны подробно изложить причину того,почему так поздно сообщили о произошедшем».

Анализируя оценки иранских политиков и экспертов о сбитии самолета, можно сделать вывод, что КСИР может принимать решения по безопасности страны без согласования или консультации с президентом. Если эта реальность согласуется с логикой системы государственного управления Ирана, то такое поведение может создать проблемы в отношениях с партнерами.

Если мы посмотрим на проблему с точки зрения общественности, то в сложившейся сложной социально-экономической ситуации общество и так находится в отчаянном положении. Следовательно, непрозрачная информационная политика может еще больше усугубить недовольство общества, создав серьезные проблемы для правительства.

А с точки зрения пропаганды, этот инцидент также может оказать негативное влияние, так как в течение многих лет было заявлено, что иранские вооруженные силы способны стабильно выполнять свои задачи, но авиационный инцидент также выявил проблемы в системе противовоздушной обороны, относительно чего упомянул Хасана Роухани в своем заявлении.

 

Источники:

«Aftab» newspaper, No: 5647, 12 Jan 2020, p. 2

«Iran» newspaper, No: 7253, 12 Jan 2020, p. 2

«Kayhan» newspaper, No: 22379, 12 Jan 2020, p. 3

«Etemad» newspaper, No: 4560, 12 Jan 2020, p. 2

«SedayeEslahat» newspaper, No: 986, 12 Jan 2020, p. 3

«Ebtekar» newspaper, No: 986, 12 Jan 2020, p. 3

http://president.ir/fa/113270

https://bit.ly/2R4kYQa

https://www.isna.ir/news/98102116376/

https://www.asriran.com/fa/news/708377/

62.84MB | MySQL:102 | 0,514sec