Ситуация в Судане: декабрь 2007 г.

Открывшиеся 27 октября при широком международном содействии переговоры в г.Сирт (Ливия) между правительством и представителями вооруженной оппозиции западного региона страны – Дарфура – после первого раунда быстро сошли на нет. Дарфурские повстанцы оказались очень слабо представлены на переговорах; серьезным ударом для посредников – спецпредставителей ООН и АС Яна Элиассона и Салима Ахмеда Салима – оказался бойкот переговоров со стороны одного из самых влиятельных лидеров повстанцев – Абдулвахида Мухаммеда Нура (Суданское освободительное движение/армия – СОД/А). После открытия первого раунда переговоров посредникам вновь пришлось заняться «челночной» дипломатией с целью убедить лидеров дарфурских повстанцев все же приехать в Сирт.

8 декабря скептически относительно продолжения переговоров высказались и представители суданского правительства. Советник президента Мустафа Осман Исмаил заявил: «Мы не видим никакого прогресса на переговорах в и вне Судана, который мог бы указать на возможность проведения следующего раунда переговоров до конца текущего года». Суданец раскритиковал недостаток усилий со стороны вооруженных группировок и слабость международного сообщества, но отметил, что правительство страны будет надеяться на успех переговоров посредников с лидерами оппозиции.

Однако уже на следующий день Ян Элиассон, вернувшись из четырехдневной поездки в Дарфур, признал, что ему не удалось убедить руководство крупнейшего народа африканского происхождения – фур – принять участие в переговорах в Сирте. Фур выдвинули слишком много предварительных условий, чтобы можно было найти компромисс. Одним из таких условий, в частности, оказалось требование прежде всего развернуть в регионе совместную операцию ООН и Африканского Союза – ЮНАМИД, что, напомним, по резолюции Совбеза ООН 1769 было предусмотрено сделать уже к началу 2008 г. Развертывание, однако, задерживается по ряду причин, и прежде всего из-за нехватки летательной техники и снаряжения. Так, 15 декабря Африканский союз заявил, что без необходимых 24 вертолетов ЮНАМИД не будет успешной.

Другим немаловажным препятствием является административное противодействие развертыванию ЮНАМИД со стороны суданских властей. Пытаясь противодействовать затягиванию суданцами административных процедур, 3 декабря Залмай Халилзад, постоянный представитель США при ООН, выступая в на конференции по Дарфуру в Колумбийском университете (Нью-Йорк), заявил, что у Соединенных Штатов может возникнуть необходимость ужесточить свои санкции против Судана, если Хартум не согласится на быстрое развертывание ЮНАМИД. Халилзад подчеркнул, что международное сообщество должно оказывать на Хартум жесткое давление в этом вопросе, потому что под угрозой оказался авторитет Совета Безопасности ООН.

Между тем, ситуация в западном суданском регионе, Дарфуре, остается далекой от стабильности. По данным экспертов ООН, правительственные войска и проправительственные племенные формирования за последние шесть месяцев, т.е. уже после принятия резолюции Совбеза ООН 1769, уничтожили сотни мирных жителей, инициируют массовые грабежи, практикуют пытки и насилие.

Дарфурская вооруженная оппозиция также дает о себе знать. На повестку дня выходит новое направление деятельности боевиков – нападение на нефтяные месторождения и похищения иностранных специалистов, что вызывает широкий резонанс и имеет очень неприятные последствия для работающих в Судане нефтяных компаний и, следовательно, правительства страны. 8 декабря один из самых влиятельных лидеров региона Абдулвахид Мухаммед Нур заявил, что его группировки (СОД/А) будет целенаправленно нападать на сотрудников китайских нефтяных компаний, т.к., по его словам, китайцы поставляют суданскому правительству оружие, которое оно потом использует против дарфурских повстанцев. Положительным моментом, позволяющим все же надеяться на возможность выработки единой позиции на переговорах, стало объединение нескольких фракций СОД на встрече в Джубе.

Другая крупная оппозиционная группировка региона – Движение за равенство и справедливость (ДРС) Халиля Ибрагима – 11 декабря заявило о том, что совершило нападение на нефтяные вышки месторождения Хеглиг в Южнмо Кордофане. Однако суданские военные опровергли это заявление, сообщив, в свою очередь, что группа из 20 боевиков попыталась напасть на лагерь нефтяников, но их постигла неудача, и они ретировались.

По-прежнему случались и столкновения между правительственными войсками и бойцами оппозиционных группировок. В середине декабря в штате Западный Дарфур бойцы ДРС захватили у правительственных сил 32 автомобиля и пленили 50 военнослужащих, в т.ч. нескольких офицеров. По заявлению ДРС, инцидент случился из-за того, что правительственные войска проникли на контролируемую оппозиционерами территорию.

Продолжались и межплеменные столкновения – лишь в результате перестрелки бойцов племен салямат и хаббания в середине месяца погибли 14 человек.

Другой важной темой политической жизни Судана в декабре оставались разногласия между НК и СНОД, обострившиеся еще в сентябре, достигшие кульминации в октябре и продолжившиеся в ноябре уже с менее конфликтной окраской. 3 декабря состоялось совещание Президентства Республики Судан, посвященное поиску путей окончательного решения затянувшихся политических разногласий между НК и СНОД. По итогам совещания специальная правительственная комиссия НК и СНОД, сформированная в ноябре для разрешения кризиса, получила указания представить окончательный доклад по реализации Всеобъемлющего мирного соглашения не позднее 11 декабря. Значительное внимание на совещании было уделено и обсуждению сложного вопроса определения границ в спорном районе Абьей, однако существенного прогресса в поиске компромисса по этому направлению, как и ранее, не удалось.

На 5 декабря планировалась встреча между представителями НК и СНОД в столице Эфиопии Аддис-Абебе, где они должны были обсудить прогресс в реализации Всеобъемлющего мирного соглашения. Предполагалось, что председательствовать на переговорах будет Госсекретарь США Кондолиза Райс. Однако 4 декабря официальные источнике в Аддис-Абебе сообщили, что НК не сможет принять участие во встрече. Однако представители СНОД не отменили встречу, а провели консультации с американцами самостоятельно.

Позднее, в конце первой декады декабря, советник президента Судана Мустафа Осман Исмаил заявил, что эти консультации не имели смысла, т.к. все возможные вопросы во взаимоотношениях южносуданцев и американцев были прояснены еще во время визита Сальвы Кира в Вашингтон. Кондолиза Райс, по его словам, теперь хорошо информирована о позиции южносуданцев, «если же она хочет узнать взгляды НК на ситуацию», то может приехать в Хартум. Комментируя ситуацию, поверенный в делах США в Судане Альберто Фернандес заявил, что американцы придают большое значение политическому диалогу между НК и СНОД, и встреча представителя правящей суданской партии с Кондолизой Райс в Аддис-Абебе была очень желательной.

12 декабря пресс-секретарь НК Ахмед ад-Дирдири заявил, что на совещании специальной совместной комиссии НК и СНОД, сформированной в ноябре для разрешения кризиса, удалось прийти к компромиссу по всем спорным вопросам Всеобъемлющего мирного соглашения, за исключением проблемы границ района Абьей.

17 декабря состоялась очередная встреча президента Омара Башира и первого вице-президента Сальвы Кира, в ходе которой стороны наконец пришли к компромиссу и договорились о восстановлении участия СНОД в правительстве. 27 декабря была проведена церемония вступления в должность федеральных министров от СНОД, фактически же указ о назначении новых министров был подписан Баширом еще 26 декабря. Таким образом, коалиционное правительство национального единство к концу года удалось восстановить. Таким образом, удалось хотя бы на время реализовать высказывание Омара Башира о разногласиях между НК и СНОД, как о «летнем облаке, которое скоро уйдет».

Однако проблема нефтеносного района Абьей остается нерешенной и очень острой. 22 декабря произошло столкновение со СНОА арабов племени миссерия, претендующего на земли района наряду с нилотами-динка. Сообщалось, что в результате перестрелки погибли десятки человек с каждой стороны, много раненных пришлось отправлять на лечение в Хартум.

Том Враалсен, председатель Оценочной комиссии, призванной проводить мониторинг выполнения Всеобъемлющего мирного соглашения, в декабре подал в отставку. Выступая 3 декабря на своей последней пресс-конференции в качестве председателя комиссии, Враалсен заявил, что принял решение об отставке не из-за давления со стороны НК или СНОД, а просто из-за того, что партнеры по мирному соглашению проводят курс на «маргинализацию» комиссии. При этом он подчеркнул, что имеющая место слишком медленная реализация мирного соглашения угрожает стране и даже всему региону, отметив, что данное мнение принадлежит уже ему лично, а не комиссии в целом.

В начале декабря завершилась громкая и скандальная история с британской учительницей Джилиан Гиббонс, обвиненной суданскими властями в оскорблении ислама на основании того, что один из ее учеников-суданцев назвал своего игрушечного медведя Мухаммедом. Получившая политическую окраску история закончилась тем, что суданский суд в условиях широкой кампании «народного возмущения» вынес обвинительный приговор, предусматривавший, в частности, телесные наказания. Для урегулирования ситуации потребовалось вмешательство правительства Великобритании. В итоге в первых числах декабря президент Омар Башир помиловал Джилиан Гиббонс, и она отбыла на родину. В беседе с официальными британскими представителями Омар Башир подчеркнул, что сложившееся положение – знак Лондону, что ему необходимо пересмотреть свою политику в отношении Судана и, шире, мусульман.

5 декабря, выступая на массовом народном празднике урожая в штате Гедареф, президент Башир высказал мысль, что гуманитарная продовольственная помощь Судану – это целенаправленный заговор, «цель которого – поставить Судан на колени». В связи с этим президент похвалил фермеров за хороший урожай, который позволит ослабить продовольственную зависимость страны.

В декабре в правительстве Судана, еще до возобновления участия в нем СНОД, были проведены масштабные перестановки, но в основном лишь на уровне госминистров министерств «второго эшелона». Из перемен на действительно влиятельных постах следует упомянуть назначение Садыка аль-Хасабаллы госминистром экономики и финансов и назначение Садыка Абдеррахмана аль-Махди помощником президента.

Как и следовало ожидать в сложившейся неоднозначной обстановке, в Судане вновь отложена перепись населения – теперь с февраля уже на апрель 2008 г. Ранее перепись переносилась уже дважды, и, напомним, это свидетельствует о серьезных задержках в реализации мирного соглашения и «тянет» за собой возможную отсрочку запланированных на 2009 г. Всеобщих выборов.

Национальный совет по прессе и печати в декабре принял ряд новых законов, которые, в частности, нацелены на повышение качества издаваемых в стране СМИ и улучшение условий работы журналистов. Минимальная зарплата профессионального журналиста обозначена как 670 суданских фунтов (335 долл. США) в месяц, что является очень высоким показателем даже для столицы страны. В то же время, новые законы позволяют властям страны принимать меры против «газет, которые разжигают религиозную, расовую или этническую ненависть и защищают насилие». Эти положения по сути своей, конечно, правильны, но в суданских условиях будут трактоваться очень вольно и позволят властям при необходимости на законных основаниях усиливать нажим на прессу.

52.34MB | MySQL:103 | 0,456sec