Некоторые тенденции в социально-экономической политике М.Ахмадинежада накануне парламентских выборов 2008 г.

По мере приближения мартовских выборов 2008 г. в парламент Ирана нового созыва явно ощущается рост напряженности в политической жизни страны. По мнению иранских аналитиков, критические высказывания в адрес президента М. Ахмадинежада и его кабинета министров, активно звучащие последние полгода, вышли на качественно новый уровень. Негативные заявления, которые ранее касались, как правило, экономического курса нынешнего правительства (который по-прежнему остается в центре внимания противников М. Ахмадинежада), связаны теперь и с его действиями в области внешней, социальной и кадровой политики, а также в сфере внешнеэкономической деятельности.

По поступающей информации, в меджлисе ИРИ происходит обсуждение возможности вызова ряда членов президентской команды, включая старшего министра, министров внутренних дел, сельского хозяйства, телекоммуникаций и информационных технологий. Не прекращают циркулировать слухи о возможной отставке министра экономики ИРИ.

После негативно воспринятого общественностью выступления М. Ахмадинежада по телевидению 16 декабря 2007 г. депутаты даже обсуждали возможность вызова в меджлис самого президента. Несмотря на то что данная инициатива, по мнению экспертов, в конечном итоге явилась не более чем фрондированием со стороны парламентариев, сопровождавшая ее жесткая критика в отношении ошибочности государственного социально-экономического курса была весьма показательна. При этом иранские аналитики подчеркивают значительное расширение состава противников нынешнего президента. Наряду с реформаторами и сторонниками А. Хашеми-Рафсанджани (выступившего 21 декабря 2007 г. с жесткими обращениями в адрес М. Ахмадинежада), М. Хатами и М. Кярруби политику нынешнего кабинета министров все чаще критикуют и консерваторы.

Правительство вынуждено давать ответ. Так, официальный представитель правительства Г.-Х.Эльхам в конце декабря 2007 г. выступил с заявлением, в котором опроверг недавние выпады А. Хашеми-Рафсанджани и акцентировал твердость и правильность государственной политики. Лояльные девятому кабинету министров аналитические организации, признавая возникшие в социально-экономической жизни страны сложности, указывают на активно принимаемые меры по выходу из сложившейся ситуации, а также на наличие определенных положительных тенденций. В частности, появляются сообщения о сокращении уровня безработицы, увеличении раскрываемости особо крупных экономических преступлений, попытках государства обуздать «безответственные» финансовые институты.

Наряду с этим правительство проводит ряд изменений в банковском секторе, системе принятия решений по наиболее актуальным экономическим вопросам, а также в методах разработки бюджета страны на грядущий 1387 иранский год (март 2008 – март 2009 гг.), которые имеют своей целью укрепление позиций девятого кабинета накануне парламентских выборов и должны способствовать улучшению существующей ситуации.

Особенно важные изменения проводятся в области принятия решений в социально-экономической сфере. Начало данным преобразованиям было положено еще 9 июля 2007 г., когда Высший административный совет ИРИ объявил о расформировании одного из наиболее важных государственных органов – Организации управления и планирования, которая в течение 50 лет отвечала за вопросы разработки и контроля над реализацией программ экономического развития Ирана, а также о роспуске целого ряда советов по вопросам занятости, развития экспорта, социального обеспечения, финансов, инжиниринга, промышленности, свободных торгово-экономических зон, валютного резерва. Все эти структуры обладали определенной независимостью, и их представители нередко выступали с критикой действующего правительства.

После расформирования советов их совещательные и наблюдательные функции должны были быть переданы некоему новому правительственному органу. В итоге в середине декабря 2007 г. М. Ахмадинежад одобрил создание Высшего совета управления и планирования, которому подчинены шесть комиссий по вопросам кредитов и финансов, инвестиций, занятости, развития торговли, свободных торгово-экономических зон, а также по общим экономическим вопросам. Главными членами новой структуры станут лояльные президенту люди – его заместители и министры. Сообщается, что отныне большинство решений в области экономики будет приниматься только с одобрения данного органа. Он же будет контролировать ход их выполнения. Таким образом, М. Ахмадинежад частично обезопасил себя от вмешательства своих противников в ход принятия ключевых решений.

Данный шаг правительства уже натолкнулся на активное противодействие со стороны депутатов меджлиса, выступивших с инициативой восстановления ряда расформированных советов, а также некоторых официальных чинов ИРИ. К наиболее яростным противникам действий девятого кабинета министров в вопросе создания единого Высшего совета управления и планирования относятся глава ЦБ ИРИ Т. Мозахери и член парламентской комиссии по финансово-кредитным вопросам Г-Р. Месбахи-Мокаддам.

Другой попыткой правительства сократить влияние оппозиции (теперь уже в лице негативно настроенного парламента) на систему принятия социально-экономических решений стало изменение методики разработки бюджета страны на будущий иранский год, который должен быть предоставлен на рассмотрение меджлиса на текущей неделе. По инициативе девятого кабинета министров с настоящего момента меджлисом будут утверждаться лишь общие статьи доходов и расходов, в результате чего объем документа, предлагаемого на рассмотрение депутатам, сократился с тысячи страниц до пятидесяти.

Необходимо отметить, что государственный бюджет является ключевым элементом финансовой системы ИРИ. Через него перераспределяется до 40% национального дохода страны. После утверждения парламентом государственный бюджет приобретает силу закона. На его основании формируются и расходуются фонды денежных средств, направленные на выполнение программ по развитию и структурной перестройке национального хозяйства, выравниванию социально-экономических условий в отдельных провинциях, повышению материального уровня жизни населения, развитию науки, культуры, содержанию органов государственного управления, финансированию обороны страны, образованию материальных и финансовых резервов.

В период президентства М. Ахмадинежада бюджет страны традиционно сохранял высокую зависимость от экспорта нефти и был отягощен затратными непродуманными популистскими социальными программами. Все это негативно сказывалось на экономике ИРИ и вызвало критику со стороны оппонентов М. Ахмадинежада в меджлисе. Практически каждый раз принятие бюджета затягивалось из-за несогласия парламентариев с распределением общих статей доходов и расходов, периодически требовавших их пересмотра. Теперь же после введения новой системы разработки данного документа правительство не обязано подробно отчитываться перед народными представителями в том, из каких именно источников оно будет получать средства и на какие именно нужды оно собирается их тратить.

Депутаты уже весьма бурно выразили свое несогласие с такой системой разработки и принятия бюджета, отметив, что тем самым они утрачивают возможность контроля за действиями государства. Они также сделали акцент на сохранении в существующем бюджете традиционных недостатков (чрезмерное финансирование государственных институтов, зависимость от экспорта нефти, затратные социальные программы). По мнению аналитиков, несмотря на заверения представителей правительства, принятие бюджета на будущий год затянется и совпадет с началом избирательной кампании, что также не будет способствовать принятию взвешенного и продуманного документа. В этой ситуации правительство явно затягивает время, надеясь в последний момент «протолкнуть» не пользующийся поддержкой депутатов законопроект, и не торопится начать его обсуждение в меджлисе.

Первая неделя января 2008 г. была ознаменована проявлением новой и, возможно, многообещающей тенденции в действиях девятого кабинета министров. Она оказалась связана с официальным пересмотром государственной политики в банковской и финансово-кредитной сфере. Именно данное направление является наиболее проблемным для М. Ахмадинежада в его внутренней политике. К началу 2008 г. рост потребительских цен составил 17% (в том числе на продукты питания на 20%). Во многом это связано с инфляцией, которая не только сохраняет, но и наращивает темпы. За последние месяцы 2007 г. официальные оценки данного показателя достигли 19%, тогда как независимые эксперты приводят цифру в 25% и более. Рост денежной массы к 2008 г. составил 13%.

Как заявил 5 января 2008 г. министр экономики ИРИ Д. Данеш-Джафари, для исправления существующей ситуации правительство признало деструктивно влияющим на экономику ранее принятое решение об обязательном сокращении процентной банковской ставки, отказалось от него и пообещало в перспективе сделать данный показатель свободным и независимым от государственного вмешательства. Новая процентная ставка на будущий год будет объявлена в марте текущего года. По заявлению правительственных чинов, она в обязательном порядке будет учитывать темпы инфляции в стране.

Другим шагом правительства по реформированию валютно-финансовой сферы, по словам Д. Данеш-Джафари, станет создание новой банковской системы, в которой фактически будут сосуществовать механизм кредитования, схожий с общемировым, но применяемый исключительно к инвестиционным проектам, а также традиционный для ИРИ беспроцентный кредит на остальные нужды. Фактически, данное действие является реализацией инициативы главы ЦБ ИРИ Т. Мозахери, который еще 23 сентября 2007 г. заявил о намерении пересмотреть ряд основополагающих принципов функционирования финансовых институтов страны. Он неоднократно выступал с критикой существующих подходов, подчеркивая, что сегодня в любой мусульманской стране наряду с исламским финансовым сектором существует и традиционный. Справедливо полагая, что работу банков затрудняют продолжающие довлеть над экономикой религиозные принципы, считающие процент в его европейском понимании неприемлемым, глава ЦБ ИРИ все же предложил частично видоизменить систему. По его мнению, нужно отказаться от существующего принципа распределения ответственности за риски между банком и заемщиком, а также учитывать при возврате кредита существующий уровень инфляции.

С точки зрения Т. Мозахери схема кредитования и предоставления ссуд должна будет выглядеть следующим образом: по истечении отведенного срока должник, независимо от успеха реализации своего проекта, возвращает тело кредита, проиндексированное на существующий уровень инфляции (19%), и вознаграждение за оказанные банком услуги (1–3% кредита). При этом формально сохраняется принцип беспроцентности: клиент как бы восстанавливает потери финансового института от инфляции плюс оплачивает затраты на оформление бумаг. Ни о каком доходе от «дачи денег в рост» речь не идет. Фактически же происходит сближение иранской и международной банковской систем. В мировой практике традиционно процентная ставка рассчитывается исходя из уровня инфляции с добавлением 1–3%, составляющих прибыль банка.

Необходимо отметить, что реализация инициативы Т. Мозахери правительством М. Ахмадинежада, традиционно выступавшим против нее, воспринимается оппонентами девятого кабинета как существенная победа. По мнению аналитиков, она явно символизирует начало возвращения к прежней прагматичной политике и отказ от популистских подходов. Фактически же это с высокой вероятностью означает, что М. Ахмадинежад и поддерживающая его часть консервативных кругов, столкнувшись с социально-экономическими реалиями, начали пересмотр своей пагубной для страны внутренней политики.

62.55MB | MySQL:102 | 0,584sec