Визит Джорджа Буша на Ближний Восток в свете ирано-арабских отношений

В январе с.г. президент США Джордж Буш совершил восьмидневный визит на Ближний Восток, в ходе которого посетил ряд стран региона — Израиль, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Египет, а также встретился с руководством Палестинской национальной администрации в Рамалле.

Визит президента США, в том числе к своим союзникам в Персидском заливе, наглядно демонстрирует, что главная цель этой поездки сконцентрирована в основном вокруг иранской ядерной проблемы, а не вокруг подготовки палестино-израильских переговоров, хотя этому уделялось также много внимания.

Накануне своего визита Джордж Буш заявил: «Одна из причин, по которым я отправляюсь на Ближний Восток, – дать совершенно ясно понять странам этой части света, что мы видим в Иране угрозу».

Конечно, убеждать в этом арабов, и прежде всего участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), нет необходимости. Ведь именно эта организация была создана для противодействия Ирану.

Большинство арабских государств Ближневосточного региона с опаской относятся к политической и военной гегемонии ИРИ в регионе и к ее стремлению к лидерству в мусульманском мире. Они отнюдь не заинтересованы в усилении позиций Ирана в «их Арабском заливе» и в целом на Ближнем и Среднем Востоке.

В последние годы эта обеспокоенность множилась в связи с грозными антиизраильскими заявлениями президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, чреватыми резким обострением ситуации, а также его упорством в осуществлении ядерной программы, которое вступило в противоречие с требованиями Совета Безопасности ООН и обеспечением режима нераспространения и ядерной безопасности. При этом перед лицом иранской угрозы арабские страны Персидского залива даже отводят на второй план разногласия с Израилем.

Более того, ССАГПЗ неоднозначно отнесся к возможности нанесения американцами удара по Ирану. Дубайский центр стратегических исследований – «мозговой трест» оборонных структур Совета — выпустил специальный доклад. В документе отмечается, что ядерные амбиции Ирана неминуемо приведут к конфронтации. Там говорится: «В Тегеране должны понимать, что если нам придется делать выбор между ситуацией, когда Иран будет обладать атомным оружием, и ситуацией, когда США нанесут по Ирану удар, мы поддержим вторую опцию, иного варианта нет».

Однако не все так просто вокруг обстановки в Персидском заливе и роли США. Как известно, на протяжении всех последних десятилетий арабские государства Персидского залива — члены ССАГПЗ — поддерживали американскую военную деятельность в регионе. Это касается операции «Буря в пустыне», завершившейся освобождением Кувейта от саддамовской оккупации, уничтожения режима талибов в Афганистане, свержения Саддама Хусейна в Ираке. Однако в итоге все это не укрепило безопасность и стабильность в регионе. Более того, американская ближневосточная политика на практике ввергла регион в затяжной период нестабильности и балансирования на грани большой войны. Вместе с тем результаты действий США в Ираке и Афганистане принесли выгоду прежде всего именно Тегерану, который благодаря Вашингтону лишился своих заклятых врагов – Саддама Хусейна и талибов. Это, несомненно, дало возможность Ирану укрепить свои позиции в соседних странах, да и в регионе в целом, а также побудило иранский истеблишмент резко активизировать и радикализировать свою политику по всем направлениями — будь то внешняя, внутренняя, в ядерной сфере или в плане усиления милитаризации страны. Кроме того, иранское руководство почувствовало, что складывающаяся региональная и геополитическая ситуация, мировые цены на углеводородное сырье дают Тегерану прекрасный шанс осуществить извечную мечту всех персидско-иранских правителей о превращении страны в «супердержаву региона». Недаром бывший президент ИРИ Мохаммад Хатами заявил не так давно: «Благодаря изменениям вокруг Ирана, он стал самым влиятельным государством в регионе».

Такое положение дел не совсем устраивает (или совсем не устраивает) арабских лидеров и беспокоит их. Справедливости ради следует отметить, что поводы для беспокойства по иранскому вопросу у арабских стран не совсем совпадают. Если Египет и Иордания волнуются прежде всего из-за того, что в связи с ростом влияния Ирана их лидирующая роль в регионе постепенно сходит на нет, то саудовцев-суннитов не устраивает стремление шиитской Исламской Республики к роли лидера мусульманского мира и ее активность в постсаддамовском Ираке. Арабские страны Залива, где наличествуют мощные диаспоры этнических персов или шиитов (Саудовская Аравия, Бахрейн, а также Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), обеспокоены деятельностью ИРИ, направленной на превращение этих диаспор в «пятую колонну» Тегерана.

Несмотря на различие взглядов на иранскую угрозу, арабы едины в резко отрицательном отношении к возможностям превращения ИРИ в ядерную державу и, с другой стороны, к тем мрачным перспективам, которые открываются в случае конфликта США и/или Израиля с Ираном. Точнее, с обещаниями Тегерана дать «асимметричный ответ» любому агрессору. (Этот ответ, по мнению военных специалистов, заключается в иранском плане под названием «Судный день». Он предусматривает уничтожение нефтегазовой инфраструктуры в странах Персидского залива и активизацию террористическо-диверсионной деятельности Тегерана в регионе и во всем мире против «врагов Ирана»).

Однако при всем настороженном отношении к Ирану, арабские страны по большому счету не удовлетворены политикой США на Ближнем и Среднем Востоке. Так, в арабских столицах не понимают цель недавнего оглашения Вашингтоном доклада разведывательного сообщества США по Ирану. Как полагают арабы, содержание доклада стало своеобразной «кислородной подушкой» для правительства Махмуда Ахмадинежада.

Противоречивость и в целом некомпетентность американской политики на Ближнем Востоке заставляет лидеров арабских стран постепенно менять свою позицию по отношению к Ирану и искать компромиссные пути для диалога с ним. Выражением этих тенденций в политике арабских стран региона стало выступление иранского президента на последнем саммите ССАГПЗ, приглашение на хадж, сделанное Ахмадинежаду королем Саудовской Аравии Абдаллой, и недавняя поездка Али Лариджани в Египет, с которым Исламская Республика приостановила дипломатические отношения 28 лет назад.

Не последнее место в общем смягчении позиции арабских государств (прежде всего, Персидского залива) по отношению к Ирану занимает торговля и экономика. Не секрет, что экономическое благополучие, например, Объединенных Арабских Эмиратов непосредственно связано с Ираном, крупнейшим торговым партнером страны. В Эмиратах живут почти полмиллиона иранцев, а в финансовой столице, Дубае, ведут свою деятельность около 10 тыс. иранских компаний.

Поэтому, пожалуй, стоит обратить внимание на заявление официального представителя МИДа ИРИ Мохаммада Али Хоссейни, который сказал: «Одной из заявленных целей поездки президента США Джорджа Буша по Ближнему Востоку была изоляция Ирана в регионе. Президент США уже на протяжении семи лет своего президентского срока проводит такую политику… Но Бушу в ходе поездки по Ближнему Востоку не удастся заставить страны региона проводить политику изоляции в отношении Ирана». Далее г-н Хоссейни добавил: «Однако мы видим, что страны региона выработали адекватный подход к такому политическому курсу США и продемонстрировали его бездейственность». По словам представителя МИДа ИРИ, Тегеран расширяет сотрудничество со странами региона, и все попытки нынешней американской администрации, направленные на изоляцию Ирана, будут «бесплодными»…

Таким образом, при усилении озабоченности политикой президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада сегодня арабы, принимая масштабную американскую военно-техническую помощь (только арабским странам Персидского залива Вашингтон выделил 11,5 млрд долларов) и военно-стратегическую и политическую поддержку, сохраняя близкие союзнические связи с США, стремятся уравновесить свои отношения с Тегераном. По всей вероятности, арабские государства Персидского залива в ближайшем будущем вряд ли обременят себя какими-либо конкретными официальными обязательствами перед США в их антииранской борьбе и будут руководствоваться прежде всего своими национальными интересами и решать все острые, спорные вопросы напрямую с руководством Ирана. Если, конечно, дело не дойдет до создания Ираном атомной бомбы. В этом случае, несмотря на всю озабоченность в связи с уже упомянутым иранским планом «Судный день», арабские страны Персидского залива вряд ли будут на практике противодействовать возможным и, надо отметить, вполне вероятным американо-израильским действиям. Ведь ослабление ИРИ им выгодно.

Однако в нынешней ситуации, характеризуемой бесконечно длительным, вязким, противоречивым политико-дипломатическим диалогом по иранской ядерной проблеме с Тегераном и даже финансово-экономическим прессингом на ИРИ со стороны мирового сообщества, арабы (прежде всего, Персидского залива) ищут компромисс между американским зонтиком и иранским грозовым ливнем.

Поэтому сомнительно, что визит президента США Джорджа Буша на Ближний Восток сможет сегодня коренным образом изменить ситуацию и инициировать формирование военно-политического союза арабских государств, направленного против Исламской Республики Иран.

52.27MB | MySQL:103 | 0,609sec