Ближневосточная поездка Буша: взгляд из Ирана

Завершившийся 17 января визит американского президента Дж. Буша в шесть стран Ближнего Востока – Израиль, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовскую Аравию и Египет, стал для Ирана поводом для реализации очередного витка антиамериканской истерии. Еще накануне визита в стране в очередной раз коснулись проблемы двусторонних ирано-американских отношений, прерванных, как известно, после прихода к власти в стране исламистов. Выступая 3 января перед студентами, духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи обозначил условия налаживания диалога между двумя странами. Определив США как страну, катящуюся в пропасть, он сказал, что ИРИ успешно противостоит Америке. «США терпят поражение за поражением в своей ближневосточной политике. Они не могут ничего сделать и в направлении противодействия нашей программе развития мирной ядерной энергетики. Вспомните, что еще несколько месяцев тому назад они противились тому, чтобы мы использовали всего пять имеющихся у нас центрифуг. Мы не пошли у них на поводу, и теперь счет установленных нами центрифуг пошел на десятки тысяч. Так что все их попытки тщетны и бесполезны, как бесполезны сотни миллионов долларов, которые они выделяют на поддержку демократии в нашей стране, подпитку противников режима, которых они называют модным нынче словом «оппозиция». Мы разорвали после революции отношения с Америкой, но мы никогда не говорили, что сделали это навсегда. Мы готовы к диалогу с любой страной, с любым правительством. Что касается конкретно США, то их условия для нас не просто неприемлемы, они вредят нашим интересам. Все это потому, что во главе страны стоит Буш, поместивший нас на ось зла, будучи сам олицетворением этого зла».

Как видно из слов Хаменеи, Иран на нынешнем этапе не перечеркивает возможность прямого диалога с США, что было доказано на прошедшей весной 2007 г. конференции в Шарм аш-Шейхе (Египет). Значимость этого форума, помимо его основной темы — обсуждения проблемы безопасности Ирака и его послевоенной реконструкции, состояла в реализации потенциальной возможности встречи руководителей внешнеполитических США и ИРИ. Это была бы первая подобная встреча за 28 лет, прошедших после победы в Иране исламской революции. Впрочем, направляя в Египет главу МИДа, в Иране не были убеждены в необходимости его встречи с американской коллегой, ибо в Иране много принципиальных противников идеи сближения со своим главным идеологическим антиподом. Мотивируя этот спектр взглядов, Али Ага-Мохаммади, член Совета по определению целесообразности принимаемых решений, заявил накануне открытия конференции, что никаких переговоров с США в Египте не будет до тех пор, пока США не преодолеют враждебность по отношению к Ирану. Президент Ахмадинежад, тем не менее, огласил за неделю до конференции в Шарм аш-Шейхе готовность его страны к диалогу с Америкой. Однако эта возможность продвижения двух стран навстречу друг другу не была реализована, что можно было предвидеть заранее. Уже по прибытии в Шарм аш-Шейх глава МИДа ИРИ М. Моттаки заявил в интервью тегеранскому телеканалу IRINN, что проблемы взаимоотношений между Ираном и США настолько сложны и отягощены такими наслоениями прошлого, что решать их на лету не представляется разумным. Это могло означать, что ни к каким серьезным переговорам Иран не готов и предпочтет ограничиться минимальными протокольными формальностями, потому что у иранской дипломатии еще не выработана стратегия диалога с США. Но в любом случае, это была первая попытка контактов двух стран на уровне глав МИДов.

Однако на этот раз накануне приезда Буша в регион на уровне иранского МИДа было заявлено, что Тегеран не планирует нормализовывать отношения с США. «Учитывая то, что США продолжают проводить враждебную политику по отношению к Ирану, нормализация отношений с этой страной не стоит в повестке дня Ирана», — добавил официальный представитель МИДа Мохаммад Али Хоссейни.

Вместе с тем в Иране нынешний визит Буша вызвал повышенный интерес. Во время пятничного намаза 11 января в Куме – религиозном центре страны, популярный в стране аятолла Абдулла Джавади-Амоли назвал американские претензии на лидерство в регионе бессмысленными и сказал, что главная цель США здесь отведена давлению на арабские страны с целью заставить их признать Израиль и установить с ним дипломатические отношения. «Столь же негативна и позиция Буша по Ирану. На этом направлении он пытается сколотить союз послушных ему арабских режимов с целью противостояния тому, что он называет иранской угрозой». В тот же день на пятничном намазе в главной мечети Тегерана с резкими нападками на американского президента обрушился ходжат-оль-эслам Ахмад Хатами. Цель визита Буша на Ближний Восток, по его версии, состоит в том, что организованная США конференция по ближневосточному мирному процессу в Анаполисе потерпела сокрушительную неудачу, поэтому и понадобилось нынешнее турне. По словам Хатами, поездка Буша преследует две цели. Во-первых, он хотел бы интенсифицировать мирный процесс между арабами и Израилем. «В регионе не раз бывала глава Госдепартамента Кондолиза Райс, сюда же приезжал глава Пентагона, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Пусть Буш убедится в том, что все его попытки тоже ни к чему не приведут». Что касается второй цели поездки Буша в Израиль и пять арабских государств, то, как сказал А. Хатами, она заключается в том, чтобы еще раз обратить внимание на иранскую ядерную программу, показать ее опасность для всего региона, а это – страшная ложь, которую американцы вместе с Израилем повторяют как заклинание. «К счастью для нас, — сказал он, — им в нашем мире мало кто внимает и верит».

В Иране подробно комментировали весь ход визита Буша и сделанные им во время посещения столиц стран региона политические заявления. Так, в Абу-Даби президент США сказал, что Иран несет угрозу безопасности странам Ближневосточного региона и необходимо объединиться, чтобы эффективно этому противостоять. Реагируя на этот беспрецедентно однозначный призыв к созданию антииранской коалиции в регионе, представитель иранского МИДа Мохаммад Али Хоссейни назвал источником таких высказываний «безысходность и осознание глубокого поражения, которые испытывает в последние месяцы президент США». «Наши страны, — сказал Хоссейни, — жили в мире и дружбе задолго до того, как появились США. Все попытки изолировать нас от естественных соседей — не более чем обреченная на неудачу политика».

Выступая в Эр-Рияде в последний день своего пребывания в Саудовской Аравии, Дж. Буш отметил, что публикация доклада отечественных спецслужб по поводу иранской атомной программы не изменила его отношения к этой жгучей проблеме. «Мы, — сказал он, — оставляем открытыми все возможности обуздания иранской атомной угрозы, включая и силовую, однако в данный момент предпочитаем полагаться на дипломатическое решение». В беседе с королем Саудовской Аравии Дж. Буш еще раз повторил, что Иран, как и прежде, представляет несомненную опасность для регионального мира. В ответ на это Генеральный прокурор ИРИ ходжат-эль-эслам Дорри-Наджафабади призвал к созданию международного трибунала с широкими полномочиями, который должен был бы сурово наказать американского президента за все его преступления перед иранским народом. На прошедшем в тот же день пленарном заседании меджлиса от имени группы парламентариев выступил депутат от столицы Иранского Курдистана – Санандаджа — Хушанг Хейдари, обвинивший Буша в безосновательных нападках на Иран и попытках рассорить Иран со своими арабскими соседями. Одновременно высказался по этому поводу и глава иранского МИДа Манучехр Моттаки: «Лучшее, что может сделать сегодня Буш – извиниться перед иранским народом и признаться в ошибках американской политики на ближневосточном направлении». Резкую иранскую реакцию вызвало и сделанное в ходе визита Дж. Буша в Саудовскую Аравию заявление по поводу произошедшего несколькими днями ранее инцидента в водах Персидского залива, когда иранские военные катера чуть было не вступили в прямую конфронтацию с американскими ВМС.

В Тегеране посчитали провокационными и сказанные Бушем в Абу-Даби слова о том, что Иран руководит международным терроризмом, подрывая тем самым стабильность во всем регионе Ближнего Востока. При этом Дж. Буш обратился к народу Ирана: «Вы – носители богатой культуры, обладаете феноменальными способностями и достойны правительства, способного реализовать все ваши чаяния. Вы достойны лучшей жизни». Это, написало 15 января агентство Фарс, является беспрецедентным вмешательством во внутренние дела суверенной страны.

Подводя итоги поездки Дж. Буша по шести странам Ближневосточного региона, иранские СМИ сходятся на том, что она не достигла ожидаемого результата. В комментарии Тегеранского радио от 17 января отмечается: «Главной целью визита было сколотить новый антииранский блок, создать в регионе обстановку страха и боязни по отношению к Ирану и отвратить от нас страны по ту сторону Персидского залива. Для достижения этой задачи использовалась разнообразная риторика, но она ни к чему не привела». Газета «Иран » – орган государственного информационного агентства ИРНА – написала в тот же день, что, приехав в регион, Буш сформулировал свои задачи следующим образом: достижение перемирия между Израилем и палестинцами, окончательное согласование предоставления военной помощи Израилю и ряду арабских стран. «Однако реальность такова, — пишет газета, — что в регионе давно уже никто, кроме сионистов, не верит Америке. Она не годится на роль миротворца. Да и палестинцы не связывают с США никаких чаяний. Вот почему Буш преуспел лишь в одном – укреплении своих связей с сионистским режимом».

Праворадикальная «Джомхурийе эслами», занеся в своем редакционном комментарии 17 января Дж. Буша в разряд самых непопулярных лидеров Америки, написала, что он завершает свою каденцию с грузом неудач и созданных им проблем. «Его приезд в регион связан с потугами исправить, насколько это возможно, свое реноме. Однако то, с чем он реально столкнулся на Ближнем Востоке, – это ненависть и презрение, причем как по отношению к себе, так и к стране, которую он представляет. Здесь он стал свидетелем многотысячных антиамериканских демонстраций. Вспомним, что это происходило в странах, которые Буш считает своими союзниками. Нежелание лидеров этих стран считаться с истинными настроениями населения приведет их к тому, что они испытают судьбу Саддама Хусейна».

Разумеется, свое мнение по поводу визита Дж. Буша высказал и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, сумевший за короткий срок снискать славу ярого антиамериканиста. Для этого он воспользовался 17 января передачей телеканала «аль-Джазира» «Взгляд на Иран». Согласно расшифровке выступления, опубликованной информационным агентством mehrnews.com, обращаясь к многочисленной аудитории в арабском мире, Ахмадинежад сказал, что визит потерпел сокрушительную неудачу, а послание американского президента региону – это унижение человека, его достоинства, зло, разложение, лицемерие, проповедь раздора и раскола. Все действия Дж. Буша диктовались рамками политической ситуации в США и проходящей там предвыборной кампанией. «Поездкой на Ближний Восток он хотел привлечь внимание граждан Америки к своей партии. Была еще одна цель – поощрить сионистский режим на новые злодеяния против палестинской нации, продолжить сеять раздор между народами региона».

Как несомненный провал охарактеризовал ближневосточный тур Дж. Буша и выступивший на пятничном намазе в Тегеране 18 января экс-президент Ирана аятолла Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани. «У Буша были две цели, о которых достаточно много трубили все СМИ. Первая — реализация договоренностей, достигнутых на конференции в Анаполисе. Вторая – объединить все страны, которые он посетил, в рамках единого антииранского фронта. К счастью для нас, он не преуспел ни на одном из этих направлений».

Таким образом, иранская оценка визита американского президента в страны Ближневосточного региона показывает нежелание и неготовность религиозно-политического истеблишмента ИРИ нормализовать отношения с США, пересмотреть свою политику по отношению к проблеме ближневосточного урегулирования, ответить на призывы международного сообщества приостановить реализацию военного компонента своей ядерной программы. Такая тенденция консервирует политико-экономическую изоляцию Ирана и сталкивает страну с новыми серьезными вызовами ее безопасности.

52.29MB | MySQL:103 | 0,626sec