Об инфраструктурной стратегии нового руководства Алжира

Одним из главных векторов своей социально-экономической стратегии избранный в декабре 2019 года президент Алжира Абдельмаджид Теббун обозначил развитие инфраструктурных проектов. В первую очередь, речь идет о структурной модернизации до сих пор отсталой системы железнодорожного и автомобильного транспорта, развитие которой может принести огромный экономический эффект и стать позитивным сигналом для внешних инвесторов. Особенно, это направление является актуальным в контексте роли, которую Алжир потенциально сможет играть в качестве связующего моста для амбициозных инфраструктурных проектов ведущих игроков на африканском континенте.

Не случайно, согласно данным ведущей мировой аудиторской компании «Деллойт», Алжир входит в первую тройку ведущих партнеров Китая в Африке и является лидирующим партнером в регионе Северной Африки в рамках глобального инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». Только в 2015-2018 гг. инвестиционные вложения китайских компаний в инфраструктуру Алжира составили 23 млрд долларов США (Нигерия – 36.4 млрд долл., Эфиопия – 22.5 млрд долларов). Большие инвестиционные виды в Алжире имеют и другие крупные игроки, особенно страны Евросоюза, рассматривающие эту страну не только в качестве одного из крупнейших поставщиков газа на европейские рынки, но и как важного партнера для региональной, в том числе инфраструктурной, интеграции в средиземноморском регионе (особенно на фоне растущей дестабилизации в соседней Ливии).

Сейчас, c началом политической стабилизации и ростом доверия к Алжиру со стороны инвесторов, появляются отличные возможности для нового руководства страны в полной мере задействовать нереализованный инвестиционный потенциал и привлечь требуемые инвестиции в инфраструктурный сектор. Этому должен способствовать и обнародованный в январе текущего года новый, значительно улучшенный прогноз Всемирного банка относительно перспектив экономического развития Алжира. Согласно этому прогнозу, рост экономики в Алжире в 2019 году составит 1.9% (вместо ранее прогнозированного роста в 0.2%). Пересмотрен в позитивную сторону также и прогноз на 2021 год: эксперты Всемирного банка считают, что рост экономики может достигнуть 2.2% (вместо ранее прогнозируемых 0.8%).

Позитивные новости на экономическом фронте наряду с политической стабилизацией и относительным умиротворением социальных протестов сулят Алжиру значительными бонусами в форме возвращаемых инвестиций. Отток инвестиций в страну в начале 2020 года как минимум приостановился. С учетом последних колебаний на углеводородных рынках, которые пока ведут к снижению нефтегазовых доходов Алжира, инвестиционный блок приобретает важное значение для правительства в плане стабилизации ситуации.

Что касается собственно инфраструктурного сектора и перспектив инвестирования на этом фронте, здесь нужно учитывать свою специфику и имеющиеся вызовы. Главная проблема – сам факт сильной отсталости и неразвитости автомобильных и железнодорожных сетей Алжира в принципе. Согласно оценкам Всемирного банка, по уровню развития инфраструктуры наземного транспорта Алжир занимает 14 место из 17 стран региона Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по качеству автомобильных дорог и по индикатору смертности на транспорте Алжир имеет второй худший показатель среди стран региона. Чтобы добиться прогресса и повысить эффективность автомобильных перевозок, нужны очень большие капиталовложения.

Что касается конкретных перспектив развития транспортной инфраструктуры, то в приоритетах правительства запустить сооружение высокоскоростной автомагистрали протяженностью 1000 километров на юг Алжира, строительство которой было анонсировано в 2018 году, но заморожено из-за отсутствия адекватного финансирования. Этот проект позволит полностью интегрировать Алжир в Транссахарский коридор, который соединяет алжирскую столицу с Нигерией (Лагос). На железнодорожном треке ситуация деградирует – с 2000 года увеличения протяженности железных дорог так и не произошло, а совокупный трафик перевозок снизился на 50%. К началу 2020 года наблюдается восстановление объемов пассажиропотока, однако планы нового правительства по расширению сети железных дорог пока остаются неопределенными. В долгосрочной стратегии Алжира предусмотрено увеличить общую сеть втрое – с нынешних 4 тысяч до 12 тысяч километров. На 2020-2021 гг запланировано сооружение 2300 километров, а также модернизация/электрификация действующих линий. Однако будущее сформулированных конкретных планов и проектов, включая их финансовое обеспечение, правительством А.Теббуна пока не озвучено. В конце 2019 года правительство отчиталось о планах по завершению в нынешнем году отдельных проектов, включая 125-километровую железнодорожную ветку по маршруту Мечерия-Эль Баяд. Но общая стратегия пока не анонсирована.

С точки зрения интересов и приоритетов инвесторов, главная сложность заключается в том, что с учетом отсталости инфраструктуры, требуется еще и достаточно длительный срок для возврата инвестиций. В течение последнего десятилетия прогресс в модернизации автомобильных сетей был медленным, а развитие железнодорожного транспорта и вовсе буксовало. Проекты реализовывались с большой задержкой, а после кризиса 2014-2016 гг и соответствующего 70-процентного снижения цен на углеводороды их выполнение приостановилось. Правительство в 2017-2019 гг было вынуждено резко сократить капитальные расходы на транспортную инфраструктуру и строительство, что привело к расторжению долгосрочных партнерских соглашений с подрядчиками и потере доверия со стороны инвесторов. Только за прошлый год они были урезаны на 10%. В 2020 году новое правительство во главе с А.Теббуном продолжило тренд и приняло решение о дальнейшем сокращении капитальных расходов в новом бюджете страны еще на 20.1%. При этом, именно в секторе общественного транспорта и строительства сокращение бюджета составит в этом году 37% (три четверти этой суммы предназначалась на сокращение финансирования действующих проектов).

Нужно отметить, что кризис в инфраструктурном секторе и подрыв доверия инвесторов был спровоцирован не только политикой правительства по сокращению капитальных расходов на инфраструктуру. Этот кризис также сопровождался усилением за последние годы административных барьеров и бюрократических препон в согласовании новых проектов.  Впоследствии на это наложился и политический кризис, охвативший страну в начале прошлого года и в конечном итоге приведший к смене политического режима в стране.

Резюмируя, правительству Алжира будет непросто в сложившихся условиях запустить реформу транспортного сектора и привлечь крупных международных государственных и частных инвесторов. Направленность нового бюджета на 2020 год, в котором заложено очередное массовое сокращение капитальных расходов на транспорт, тому наглядное подтверждение. В то же время, на фоне улучшения экономических показателей и политической стабилизации правительство Алжира имеет хорошие шансы для придания нового импульса развитию транспортной инфраструктуры страны как важнейшего компонента назревших структурных реформ национальной экономики.

62.84MB | MySQL:102 | 0,503sec