Судан открывает гуманитарные коридоры

Сформированное летом 2019 года технократическое правительство Судана во главе с Абдуллой Хамдоком четко очертило новые контуры своей гуманитарной политики. В последнее время оно ведёт последовательную линию на открытие полного и безусловного гуманитарного доступа всем международным организациям в охваченные конфликтами регионы страны, включая Дарфур, Голубой Нил и Южный Кордофан.

Это кардинальный перелом в гуманитарной  политике Судана. Подход разительности отличается о проводимого прежним суданским режимом курса, направленного на всяческое ограничение и ущемление  деятельности международных гуманитарных агентств и организаций ООН, особенно в политически чувствительных регионах Судана. В том числе в целях использования фактора гуманитарной помощи для оказания давления на оппозиционные силы.

В конце января текущего года новые власти Судана сменили риторику. Они призвали все без исключения международные гуманитарные организации буквально «вернуться в Судан» и возобновить в полном объёме свою миссию и проекты. Об этом, в частности, публично поведал 26 января с.г. комиссар по гуманитарной помощи правительства Судана Аббас Фадлаллах, который пообещал снять все возможные ограничения, в том числе по гуманитарному доступу и свободному перемещению.

Власти Судана особо подчеркнули, что новая политика «открытых дверей» также распространяется на неправительственные организации (НПО),  которые отныне могут свободно вести операционную деятельность во всех провинциях Судана. Это означает на практике, что ведущие гуманитарные НПО, включая Save the Children, Oxfam, Merci Corp могут возобновить свою оперативную деятельность в полном объёме. Особенно высокой оценки новых властей Судана удостоилась деятельность организации «Врачи без границ», которая сыграла и продолжит играть ключевую роль в оказании помощи беженцам из соседнего Южного Судана, а также гуманитарного содействия местным общинам в провинции Голубой Нил. В частности, здесь при содействии этой неправительственной организации на базе лагеря беженцев Эль Кашава намечено открытие нового медицинского центра в 2020 году.

Новый либеральный курс правительства А.Хамдока носит не просто декларативный характер. Так, в январе премьер-министр лично посетил город Кадугли, фактическую нефтяную столицу Судана в провинции Южный Кордофан. Это был первый визит суданских официальных властей туда с начала конфликта в 2011-2012 гг. А в начале февраля с. г. члены делегации созданного совместного механизма по мониторингу за прекращением огня Судана встретились с действующим губернатором провинции Южный Кордофан Рашадом Абдельхамидом Исмаилом, с которым в рамках проживания мирного процесса договорились о модальностях доступа гуманитарных организаций и поставок в контролируемые повстанцами регионы этой провинции.

Вовлечение гуманитарных партнёров обусловлено чисто практическими интересами. Контролируемые повстанцами регионы сегодня находятся в сложном гуманитарном положении, решение которых Хартуму с его амбициозным планом политической консолидации в одиночку не под силу. Особенно актуальны там проблемы продовольственной безопасности. Так, по данным Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), общее число нуждающихся в гуманитарном содействии в Судане выросло с 5.7 млн человек в начале 2019 года до 8.5 млн человек в ноябре. Это стало прямым следствием смены политического режима и сопутствующих экономических шоков. При этом большая часть нуждающихся проживает как раз в регионах, контролируемых повстанцами, доступа в которые международные организации фактически лишены с 2012 года. Кроме того, с ноября прошлого года цены на продовольственные товары в Судана вновь резко возросли, особенно на главные местные культуры — сорго и просо. Только за несколько месяцев они в среднем возросли на 25-40%, что сильно ударило по бедным слоям, большая часть которых проживает именно в регионах, подконтрольных повстанцам. В целом же цены на зерновые на 200-300% выше средних цен пятилетнего периода, что также обусловлено сильной девальвацией национальной валюты. Рост цен в конце 2019 года был спровоцирован низкой производительностью местного аграрного сектора и срывом целевых показателей производства зерновых из-за сильных наводнений и климатических шоков, а также распространения инфекций и заболеваний растений. Также к росту цен привело удорожание с прошлого года транспортных и логистических услуг из-за общего финансово-экономического кризиса. Наконец, структурной проблемой является крайне неэффективная система хранения продовольствия в Судане — ежегодные потери урожая составляют до 30%. Доступ гуманитарных организаций в проблемные регионы позволит привнести необходимые технологии и решения, чтобы сократить эти послеурожайные потери.

Но очевидно, за новой политикой суданских властей на гуманитарном фронте стоит нечто большее. И это не не столько самоцель возобновить взаимодействие с международными гуманитарными партнерами, что разумеется важно, поскольку является частью усилий по либерализации всего курса отношений с международным сообществом и восстановления контактов с западными странами. Думается, власти в Хартуме смотрят дальше и пытаются в полной мере задействовать потенциал гуманитарного содействия для окончательного примирения с оппозиционными силами, восстановления доверия и их вовлечения в полномасштабный мирный процесс.

Открытие гуманитарных коридоров позволит по мысли Хартума продемонстрировать первые реальные результаты тех политических договорённостей, которые правительство А.Хамдока заключило в декабре 2019 года с лидером Суданским народно-освободительным движением-Север А.Хилу. Это движение с 2011 года контролирует территории провинций Южный Кордофан и Голубой Нил, и начавшийся в 2020 году гуманитарный процесс позволит сделать первые шаги по реинтеграции.

52.33MB | MySQL:106 | 0,667sec