О третьих внеочередных парламентских выборах в Израиле. Часть 12

Партийный рейтинг замерз

Израиль всегда «славился» количеством опросов на душу населения, проводимых всеми заинтересованными лицами, по любому поводу и в любое время. При этом «заинтересованными» лицами обычно выступают не только партийные структуры и различные институты, проводящие опросы, но и чаще всего политизированные средства массовой информации, которые подыгрывая своим протеже, славятся собственной интерпретацией проводимых опросов, в угоду лоббируемых ими политиков.

Пик всех опросов, обычно приходился на начало и конец любой избирательной кампании. И вдруг, практически на финишной прямой, третьих досрочных выборов, количество проводимых опросов резко уменьшилось. И дело даже не в бедственном экономическом положении СМИ, которые едва ли могут позволить себе заказывать опросы каждую неделю. Главная причина состоит в том, что последнее время политическая картина практически статична. Несмотря на дискуссию по поводу иммунитета премьер-министра, несмотря на «сделку века» и возвращение Наамы Иссахар из России, ситуация в опросах не меняется. «Кахоль-лаван» немного опережает Ликуд, блок «только не Биби» немного опережает блок «только Биби» (при условии, что Объединенный арабский список относится к первым), над всеми ними парит НДИ, по поводу которой прогноз также статичен (7-8, за исключением единственного опроса газеты «Исраэль гпйом», предрекшего партии Либермана 6 мандатов). При этом оба блока находятся на расстоянии 4-5 мандатов от заветного числа 61 мандат.

Так согласно данным последнего по времени опроса, проведенного компанией «Маагар Мохот» по заказу газеты «Исраэль гайом» и телеканала i24NEWS, события минувшей недели не привели к выходу из политического тупика, в котором страна находится последний год. Крупные партии незначительно укрепили свои позиции, однако ни одна из них не может сформировать коалицию. «Кахоль-лаван» набирает 36 мандатов, на 3 больше, чем неделю назад. Ликуд увеличивает свое представительство на 2 мандата до 34.

Объединенный арабский список сохраняет свои 13 мандатов, блок «Авода-Гешер-МЕРЕЦ» сокращается с 11 до 8 мандатов, блок «Ямина», напротив, набирает дополнительный мандат и получает 8 мандатов. ШАС получает на мандат меньше и остается с 8 мандатами, «Еврейство Торы» сохраняет свои 7 мандатов, НДИ сокращается с 8 до 6 мандатов.

Таким образом, право-религиозный лагерь набирает 57 мандатов, левоцентристский лагерь при поддержке арабского блока – 57 мандатов, и ключи от коалиции остаются у партии НДИ. При этом только 55% респондентов полностью уверены, что голосовать они будут именно так, как указали в опросе, еще 27% уверены в значительной степени. 56% полностью уверены, что придут на выборы, 28% уверены в значительной степени.

К этой ситуации партии пришли еще 17 сентября прошлого года, на выборах в Кнессет 22-го созыва. С того момента партийный рейтинг практически замерз. И никакие партийные потуги никак не влияют на мнение избирателей. Можно констатировать, что, разделившись на лагеря и утвердившись в своем мнении, избиратели заявляют, это наше устоявшееся мнение и личное понимание ситуации, теперь вам решать, что с этим делать.

Но как показывает ситуация, решать эту тупиковую ситуацию никто из партий не собирается. Фактически сегодня партию Ликуд и блок «Кахоль -лаван» сближает только одна общая заветная мечта: лишь бы только собрать вместе с сателлитами 61 мандат в Кнессете 23-го созыва. Ведь это позволило бы одному из соперников создать то или иное узкое правительство с собою во главе. И хотя такой неубедительный перевес делает коалицию слишком уязвимой, а кабинет, сформированный на ее хлипкой основе, рискует вскоре расписаться в своей неспособности управлять страной, это мало кого волнует, на фоне очень личностных целей, каждого из претендентов на роль лидера нации.

Отставной генерал Бени Ганц жаждет, наконец, отведать вкус премьерства, а обвиняемый по трем делам Биньямин Нетаньяху бьется за то, чтобы заключить досудебную сделку в ранге главы правительства. Эти устремления имеют отношение исключительно к ним самим, членам их семей и их партий, но никак не к массам израильтян, втянутым в третьи за год парламентские выборы.

В нынешней статичной ситуации ключи от будущей коалиции вновь остаются у Авигдора Либермана. Если исходить из очевидного допуска, что блок Ликуда и ультраортодоксальных партий сохранится и после выборов, и что правительства не будет, то логично предположить, что лидер НДИ порекомендует Бени Ганца или сформулирует свои рекомендации таким образом, что в сторонники блока Нетаньяху его никак нельзя будет отнести. Это означает лишь одно: если не произойдет «супер» сенсации, и блок Нетаньяху не наберет 61 мандат, то право «первой руки» после ближайших выборов получит Бени Ганц. Что сделает Ганц, не знает никто, тем более что до сегодняшнего дня не было ни одного опроса, в котором «либерально-сионистская» коалиция получала бы 61 мандат.

На прошлой неделе депутат Кнессета Йоаз Хендель («Кахоль-лаван») невзначай пролил свет на коалиционные планы блока. «Если Ликуд не захочет присоединиться, то на первом этапе мы создадим коалицию меньшинства с Либерманом и остальными», – сказал Хендель. Очень быстро стало ясно, что под «остальными» многие поняли Объединенный арабский список. «Слова Хенделя или поняли неправильно, или он оговорился. Ни о каком правительстве с Объединенным списком речь идти не может», – поспешили заявить в «Кахоль-лаван».

Напомним лишь, что после прошлых выборов рассматривалась возможность правительства меньшинства, основанного на левоцентристском блоке, НДИ и поддержке нескольких депутатов от Объединенного арабского списка. В «Кахоль-лаван» утверждают, что Либерман в последний момент отказался участвовать в этом проекте. В других партиях говорят о том, что правительство не состоялось из-за разногласий в «Кахоль-лаван».

После  выборов 2 марта стремление создать правительство любой ценой и вывести страну из тупика будет таким сильным, что разногласия отойдут на второй план. У проекта правительства меньшинства есть немало подводных камней, но в настоящий момент это кажется наиболее вероятным развитием событий.

В окружении Нетаньяху опасаются того, что может произойти 3 марта, если выяснится, что у право-религиозной коалиции вновь нет 61 мандата. Еще перед прошлыми выборами приближенные премьер-министра говорили, что он опасается внутрипартийного путча на фоне предъявления ему обвинений во взяточничестве. Тогда Нетаньяху удалось предотвратить раскол. Удастся ли на сей раз? Никто не знает.

До выборов осталось чуть более трех недель. Партии выходят на финишную прямую, сохраняя прежнюю тактику: Ликуд фокусируется на встречах Нетаньяху с избирателями и не пытается привлечь избирателей «Кахоль-лаван» или НДИ, в штабе Нетаньяху, прежде всего, хотят привести на выборы всех потенциальных избирателей своей партии. «Кахоль-лаван» продолжает позиционировать себя как правоцентристская партия. Помехой могут стать несанкционированные высказывания депутатов. Сначала Яэль Герман путает «размежевание» с «отделением», затем Офер Шелах заявляет, что предложение по обмену территориями, содержащееся в «сделке века», является «недостойным и неприемлемым» (напомним, что Бени Ганц собирался выносить план Трампа на декларативное голосование в Кнессете), а в довершение всего Габи Ашкенази заявил, что правительство «Кахоль-лаван» продолжит переводить деньги ХАМАСу и искать пути долгосрочного урегулирования. Каждое из этих высказываний можно объяснить, однако на имидже «правоцентристской» партии это сказывается.

Авигдор Либерман продолжает позиционировать себя как политика, формирующего будущее правительство. Особое раздражение это вызывает в ультраортодоксальных партиях. В ШАС и «Еврействе Торы» приняли решение не комментировать ничего, что связано с НДИ, чтобы не способствовать таким образом росту рейтинга партии Либермана.

Но все это пока никак не отражается на избирателях, практически никак не желающих менять свое мнение на противоположное. При этом как показывают последний по времени опрос, в народе нет и единства, по поводу глобальных изменений в политике страны, связанных со взятой на вооружения практически всеми партиями «сделки века». Так лишь 30% респондентов поддерживают немедленное распространение суверенитета на Иорданскую долину, 23% считают, что это должно быть сделано только после выборов, 20% выступают против, 25% не имеют позиции. 35% считают, что Израилю следует принять план Д.Трампа в полном объеме, 31% считают, что этот план принимать не следует, 34% не имеют позиции. То есть и здесь патовая ситуация, а ведь до выборов осталось совсем немного. И хотя практически никто не говорит о том, что это не последние выборы в этом году, ситуация более чем критическая и непрогнозируемая.

62.83MB | MySQL:102 | 0,473sec