Об экономической устойчивости нефтедобывающих стран Персидского залива

Секретариат ОПЕК 10 февраля опубликовал рекомендацию технического комитета ОПЕК+, который ранее предложил странам альянса дополнительно сократить добычу нефти во втором квартале 2020 года из-за влияния эпидемии коронавируса. «Рекомендация [техкомитета] является ответом на тот факт, что эпидемия коронавируса оказала негативное влияние на спрос на нефть и рынки нефти. Ситуация ясна, она требует корректировки добычи во имя интересов всех сторон», — приводятся в пресс-релизе слова министра энергетики Алжира Мухаммеда Аркаба, президента конференции ОПЕК в этом году. Технический комитет ОПЕК+ рекомендовал продлить сделку до конца 2020 года и дополнительно снизить добычу нефти на 600 тыс. баррелей в сутки во втором квартале. При этом источник ТАСС говорил, что Россия не поддержала предложение о дополнительном ограничении добычи и запросила время на внутренние консультации.  Действующее соглашение предполагает снижение нефтедобычи странами ОПЕК+ на 1,7 млн баррелей в сутки по сравнению с уровнем октября 2018 года. Ранее участники склонялись к тому, чтобы продлить эту квоту до конца года с возможностью пересмотра в июне. Однако в конце декабря 2019 года в Китае был зафиксирован новый тип коронавируса. Реакцией на эпидемию стало снижение мировых цен на нефть и глобальных фондовых индексов. Спрос на нефть в Китае уже упал на 20%. Это чревато спадом потреблений углеводородов одним из самых главных потребителей, что несет в себе  риски падения доходов стран-экспортеров нефти. Но и помимо этого монархии Аравийского полуострова вскоре могут столкнуться с долгосрочным вызовом: что произойдет, если добыча нефти и газа, которая составляет основу их бюджетных наполнений более  не сможет в достаточной степени поддержать их экономику? Недавнее исследование Международного валютного фонда предполагает, что финансовые показатели большинства членов Совета сотрудничества стран Залива могут стать негативными всего за ближайшие 15 лет. Международный валютный фонд 6 февраля опубликовал результаты своего исследования финансовой устойчивости стран Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), которые не предвещают ничего хорошего для региона в 2030-х гг. Исследование пришло к выводу, что при его нынешней бюджетной позиции ССАГПЗ как регион неизбежно столкнется с тем, что его финансовые поступления  станут отрицательными уже в 2034 г. при базовом сценарии реальных цен на нефть в $55 за баррель.  Бахрейн, Оман и Саудовская Аравия-это три страны, наиболее подверженные влиянию цен на нефть. В базовом нефтяном сценарии исследования долги правительства Бахрейна превзойдут его активы примерно в ближайшие пять лет, Оман достигнет примерно той же точки в течение десятилетия, а Саудовская Аравия столкнется с аналогичной проблемой  примерно в следующие 15 лет. При самом сильном финансовом положении Кувейт, тем временем, не достигнет отрицательного сальдо своего национального богатства до 2050-х годов при тех же условиях исследования. Для того чтобы сделать свое финансовое положение более устойчивым и сохранить большую часть своего национального богатства для будущих поколений, страны ССАГПЗ сейчас изучают способы внесения значительных корректив в финансовую политику, включая структурные экономические реформы с тем чтобы сделать экономический рост более устойчивым и диверсифицированным. Они также ищут источники доходов помимо добычи нефти и планируют резко сократить государственные расходы. Но политические ограничения уже сегодня резко ограничили темпы этих реформ.

Например, Саудовская Аравия была готова повысить некоторые налоги на частный сектор для получения значительных доходов, но она не провела достаточно принципиальных реформ, чтобы помочь частному сектору выйти в устойчивый рост, оставляя инвестиции главным образом в руках государства. Первоначальное публичное предложение Saudi Aramco в декабре было выдвинуто в основном для увеличения размера саудовского государственного инвестиционного фонда, причем большая часть доходов должна быть инвестирована в стимулирование экономики и оплату саудовских мега-проектов, таких как футуристический город Неом. Эти виды инвестиций действительно обеспечивают краткосрочный рост, но являются неэффективным способом использования капитала в долгосрочной перспективе, по крайней мере по сравнению с инвестициями, например, в высокодоходные зарубежные активы.  Кроме того, неясно, смогут ли богатые страны Персидского залива найти устойчивую экономическую модель, подобную нынешней нефтяной. Дубай принял сингапурскую модель, основанную на торговле и финансах, но этот вариант доступен не всем странам региона, тем более что он оказался эффективным только для небольших городов-государств и не будет эффективным для крупных стран, таких как Саудовская Аравия.  Кроме того, Саудовская Аравия до сих пор не желала идти на риск стимулирования социальных беспорядков, которые могли бы сопровождать значительное сокращение государственных расходов. Другие страны ССАГПЗ, такие как Оман и Кувейт, попадают в ту же категорию рисков. Эти факторы делают маловероятным, что эти страны смогут избежать судьбы, изложенной в докладе МВФ, если только не произойдет серьезных изменений на мировом нефтяном рынке, которые приведут к росту цен на нефть.   Учитывая современные тенденции, существует высокая вероятность того, что регион столкнется со значительным экономическим кризисом в 2030-х годах, а возможно,  первыми в этом списке будут такие  страны, как Оман и Бахрейн. Эти кризисы будут сопровождаться высоким уровнем безработицы. Это, в свою очередь, приведет к социальным беспорядкам, которые, безусловно, могут создать благоприятную почву  для роста влияния экстремистских группировок в рамках вербовки новых рекрутов на Аравийском полуострове и совершения терактов в регионе, хотя вооруженные силы ССАГПЗ в целом пока сохранят свою способность справляться с внутренними угрозами в среднесрочной перспективе. Это заставит государства ССАГПЗ обратить свое внимание на внутренние вызовы и проблемы  и сократить масштабы своей деятельности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Внутренняя борьба как в Саудовской Аравии, так и среди основных военных партнеров США в ССАГПЗ предоставит другим странам в более широком регионе возможность играть более активную роль в делах своих соседей, активизируя некоторые исторические соперничества. Например, давние конкуренты Турция и Египет как чистые импортеры нефти не столкнутся с теми же финансовыми ограничениями, что и арабские монархии, что позволит им заполнить любой вакуум силы, возникающий по мере ослабления внешнеполитической активности стран ССАГПЗ. Несмотря на то, что в настоящее время Иран сильно зависит от экспорта нефти, он также имеет более развитую промышленную и производственную базу, которая смягчит его экономику от последствий снижения цены на углеводороды.

62.83MB | MySQL:102 | 0,609sec