Израиль: о работе 13-ой международной ежегодной конференции INSS. Часть 8

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел ежегодную международную конференцию в Тель-Авивском университете 28-30 января 2020 года. Тема конференции этого года – «Стратегическая оценка Израиля: взгляд в следующее десятилетие». Действующие политики, лица, принимающие решения и формирующие общественное мнение, а также эксперты из Израиля и других стран обсуждали проблемы безопасности и открывающиеся в следующем десятилетии возможности по четырем основным направлениям: международная арена, Ближний Восток, вызовы внешней безопасности Израиля и внутренние социальные проблемы еврейского государства.

Конференция проходила в дни первого визита в Вашингтон председателя оппозиционного блока «Кахоль-лаван», генерал-лейтенант (в отставке) Бени Ганца.  27 января 2020 года в Белом доме  он встретился с президентом США Дональдом Трампом. На следующий день американский лидер в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху обнародовал параметры «сделки века», американского плана урегулирования палестино-израильского конфликта. В целом, тема ближневосточного предложения администрации Д.Трампа легла в основу большей части выступлений, особенно с учетом того, что в Израиле, где 2 марта 2020 года пройдут очередные всеобщие выборы, полным ходом идет сложная предвыборная кампания.

Сессию, в ходе которой участники обсудили то, как на «сделку века» Д.Трампа смотрят в арабском мире, провела д-р Сара Фойер (научный сотрудник INSS и внештатный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики,  автор книги «Регулирование ислама: религия и государство в современном Марокко и Тунисе» (Кембридж, 2018), а также многочисленных программных документов и монографий; в INSS она разрабатывает исследовательскую программу, в которой рассматривается ситуация на арабском Ближнем Востоке; она занимается отслеживанием политического процесса и события в сфере безопасности в Северной Африке).

Модератор отметила, что наблюдается снижение уровня враждебности со стороны арабского мира в отношении Израиля, хотя по-прежнему почти не реально добиться участия экспертов или действующих политиков из арабских стран в мероприятиях, подобных данной конференции. Поэтому организаторы решили пригласить бывших американских послов, а именно: посла США в Катаре (2014-2017) Дану Шелл Смит и посла США в Объединенных Арабских Эмиратах (2014-2018) Барбару А. Лиф, которые поделились своим видением реакции арабского мира на «сделку века» Д.Трмпа[i].

По мнению Б.Лиф, удивительным стало то, что при обнародовании мирного плана Дональда Трампа отсутствовали представители Иордании и Египта, которые имеют мирные договоры с Израилем, а также Саудовской Аравии. Последовали общие заявления о поддержке усилий, но так и не было комментариев к содержанию «сделки века». По ее словам, план Д.Трампа стал навязанной инициативой сверху, которая была представлена общественности на оценку, хотя необходим был совместный подход.

Посол Б.Лиф отметила, что в ближневосточном регионе произошли изменения. Лет 15-20 назад вполне можно было ожидать, что власти постарались бы вывести народ на улицы или как минимум не чинили бы препятствий для самовыражения толпы. Впрочем, таких действий по-прежнему не стоит списывать со счетов. Однако ситуация стремительно меняется, и люди больше озабочены своими внутренними проблемами или внешними вызовами, которые относятся к их странам. Тот факт, что арабские правительства не мобилизуют население на выражение протеста, уже является значительным положительным сдвигом.

По поводу причины сдержанной или сравнительно нейтральной реакции арабского мира на «сделку века», посол Лиф отметила, что план Д.Трампа не отражал положения Арабской мирной инициативы (2002), которая предусматривала решение конфликта на основе создания двух государств в границах до Шестидневной войны 1967 года, на справедливой основе и т.п.

Что касается изменений в отношении к Израилю, то она отметила разные динамики в отдельных странах региона. Если в традиционную и закрытую Саудовскую Аравию свет только пробивается, люди постепенно начинают говорить о заинтересованности их страны в израильских технологиях, а в ОАЭ, наиболее модернизированном арабском обществе, люди прагматично настроены в отношении еврейского государства, то в Алжире и Ираке Израиль остается фактором раздражения. В Ираке с Израилем, как правило, связаны неожиданные атаки по военным объектам. В любом случае, в каждой стране есть свои особенности в восприятии Израиля и везде видны изменения, но они происходят разными темпами.

Посол отметила, что лет 30 назад взгляды и настроение обществ в арабских странах создавались их правительствами, но за последние 10–15 лет информационный ландшафт претерпел серьезные изменения. Например, в Ираке в 2010 году население все еще слушало радио и читало правительственные газеты и относилось к Израилю «по старинке». Сейчас проникновение интернета достигло таких масштабов, что правительства больше не могут формировать мнение людей. У народа наблюдается интерес к Израилю и стремление взаимодействовать с израильтянами.

Посол Смит согласилась с Б.Лиф относительно того, что «сделка века» «свалилась как камень на голову». Она также считает, что в регионе существуют более насущные проблемы, чем палестино-израильский конфликт. В частности, в Катаре, в котором она работала, более обеспокоены угрозой со стороны Ирана, и другими проблемами, которые больше относятся к их стране.

Что касается отличий в реакции на «сделку века» в арабском мире, то говоря о Катаре, посол Смит отметила помощь Дохи Израилю во взаимоотношениях с ХАМАСом. Хотя бы по причине наличия отношений с палестинцами в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан, катарское руководство держит дистанцию по отношению к американскому предложению. К тому же препятствием для них было не только содержание плана Д.Трампа, но и тот факт, что палестинцы не были той стороной, с которой консультировались при разработке документа.  Она также заметила, что вряд ли кто-то из арабских лидеров хочет стать следующей жертвой Д.Трампа в Twitter.

Рассуждая относительно интересов и опасений арабских государств и места Израиля в их картине мира, посол Смит, прежде всего, напомнила, что Катар находится в блокаде со стороны своих соседей. Именно это является приоритетным направлением в политике и вызовом для государства. Воздушное авиасообщение возможно только через Иран. Доха в своей политике зажата между Ираном и Саудовской Аравией. Но при этом она рассказала о молодых гражданах Катара, проявляющих интересе к Израилю, его инновациям, инвестициям, которые уже сделаны или которые они хотели бы разместить. Таким образом, на общественном уровне людей больше интересуют местные проблемы и перспективы развития, тогда как политика остается очень сложной и запутанной.

Модератор спросила посла Смит относительно того, каким образом можно было бы совместить то, что она рассказала об открытости катарцев в отношении израильтян и тот факт, что Катар в Израиле воспринимается как основное государство региона, которое поддерживает исламистские движения, такие как «Братья-мусульмане», ХАМАС в секторе Газа и др. Во-первых, по словам посла Смит, Катар – очень маленькое государство [население составляет около 2 780 000 чел.], его первоочередной задачей является выживание в агрессивной окружающей среде. Из этого следует исходить, анализируя политику Дохи, включая поддержку таких организаций, что вызывает негативную реакцию со стороны США и Израиля. Во-вторых, тесное взаимодействие с ХАМАСом последовало после просьбы израильтян.

Посол Смит отметила, что катарцы, особенно молодое поколение, осознают, что они являются богатыми людьми, они счастливы от этого, и когда они видят (в репортажах «Аль-Джазиры») положение палестинцев, начинают сочувствовать своим братьям и считают своим долгом им помочь.

Модератор спросила посла Смит каково это быть женщиной послом в Катаре, да еще и еврейкой. По словам г-жи Смит она была не единственной женщиной послом в этой стране, что касается национальности, то вспомнила свою беседу с эмиром Катара. В ходе разговора она спросила его, в курсе ли он, что она еврейка. Эмир ответил двумя встречными вопросами: допускает ли она вероятность, что он может об этом не знать, и какое это имеет отношение к делу.

На этот же вопрос модератора посол Лиф ответила следующим образом. Тот факт, что она женщина было преимуществом в ее работе. Безусловно, к ней относились как к официальному представителю США, да еще владеющему арабским языком, но ее пол давал ей возможность взаимодействовать по рабочим вопросам, как с мужчинами, так и женщинами, что в противном случае вызвало бы определенные затруднения в работе, даже в такой относительной модернизированном обществе как ОАЭ.

Когда ее спросили, чтобы она посоветовала администрации США предпринять, чтобы продвинуть процесс нормализации отношений между арабскими странами и Израилем, она напомнила, что «сделка века» разрабатывалась в секрете и была обнародовано в качестве факта, которым можно было восхищаться, отвергать или просто проигнорировать. По ее мнению, необходимо действовать в тесном взаимодействии со сторонами, преодолевая серьезные региональные противоречия, своего рода принять роль доброго тренера. Палестинцам и израильтянам следует использовать каналы для коммуникации, и помочь им в этом могла бы администрация США.

Посол Смит, в свою очередь, посоветовала бы следующему президенту США четко определить роль Америки в регионе, а не метаться между противоречивыми заявлениями, объявляя то об уходе Америки из региона, то о намерении остаться. Она отметила, что Соединенные Штаты действительно имеют интересы на Ближнем Востоке, и сильный Израиль является одним из таких интересов.

[i]                      Views from the Arab World // INSS — https://www.inss.org.il/voices-from-the-middle-east/?offset=undefined&posts=undefined&outher=undefined&from_date=undefined&to_date=undefined

52.17MB | MySQL:103 | 0,610sec