О формировании при поддержке США и КСА антиэрдогановского альянса в Восточном Средиземноморье

Вашингтон поддерживает право Республики Кипр на освоение углеводородных ресурсов на своем шельфе. Об этом заявил в среду 5 февраля помощник госсекретаря США по вопросам использования энергетических ресурсов Фрэнсис Фэннон, участвующий в проходящем в Никосии учредительном заседании технической рабочей группы, которая является структурой ранее созданного механизма сотрудничества в энергетической сфере Греции, Израиля и Кипра, а также Соединенных Штатов в формате 3+1. «Мы поддерживаем освоение ресурсов Республикой Кипр в своей исключительной экономической зоне», — отметил Фэннон, чьи слова приводит Кипрское информационное агентство. При этом, добавил он, в Вашингтоне полагают, что доходы от продажи углеводородного сырья должны уже в общем контексте кипрского урегулирования распределяться между обеими общинами разделенного острова.  Представитель Госдепартамента подчеркнул, что американские власти рассматривают развитие энергетической отрасли в Восточном Средиземноморье в качестве средства более широкого распространения политической стабильности и процветания. Фэннон также сказал, что считает сам механизм 3+1 «важным средством содействия этому уровню сотрудничества между государствами». Кипр же, по его словам, «играет невероятно важную роль в этом новом энергетическом коридоре». Помощник госсекретаря США также сказал, что гордится тем, что американские компании участвуют во всех аспектах этого регионального сотрудничества, которое позволит странам развивать посредством этой модели свои собственные пути в энергетической сфере. Механизм сотрудничества в вопросах энергетики по модели 3+1 был создан в марте прошлого года на специальном саммите в Иерусалиме с участием лидеров Израиля, Греции и Кипра, а также госсекретаря США. В августе на министерской встрече в Афинах было решено сформировать в рамках этого механизма четыре технические рабочие группы. Учрежденная на нынешнем заседании в Никосии группа отвечает за «механизмы готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования при проведении морских нефтегазовых операций». Турция, не признающая Республику Кипр с 1963 года, оспаривает границы ее исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и заявляет, что не допустит проведения геолого-разведочного бурения у берегов острова без согласия турко-кипрской общины. Более того, Анкара сама постоянно направляет в ИЭЗ Кипра свои буровые суда, которые сопровождаются турецкими военными кораблями. По версии Анкары, эти суда находятся в зоне газового месторождения на основании лицензий, выданных самопровозглашенной Турецкой Республикой Северного Кипра, которую, кроме самой Анкары, не признает ни одно другое государство мира Никосия вечером 31 января отвергла предложение властей Турции о том, чтобы разведка углеводородного сырья и буровые работы на газовом месторождении у берегов Кипра были бы прекращены всеми сторонами до урегулирования кипрской проблемы. Об этом заявил официальный представитель правительства Республики Кипр Кириякос Кушос, который дал понять, что аргумент, лежащий в основе предложения Анкары, игнорирует международное право.    Ранее официальный представитель турецкого МИД Хами Аксой призвал Никосию соблюсти права турок-киприотов на получение выгод от освоения углеводородных запасов региона. Для этого, по его словам, греко-кипрским властям следует либо заморозить разведку и бурение газа на кипрском шельфе до разрешения кипрской проблемы, либо запустить механизм межобщинного сотрудничества на острове в соответствии с предложением Акынджи от 13 июля 2019 года о распределении доходов от продажи нефтегазовых ресурсов между греческой и турецкой общинами острова. При этом Аксой заявил, что при отказе греков-киприотов от данного предложения Анкара продолжит буровые работы на кипрском шельфе.  В начале второй половины января министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез объявил о том, что Анкара приступает к разведке газа в зоне под названием Lefkosia1 и что в этот район направлено буровое судно «Явуз». Администрация же Анастасиадиса в ответ напомнила, что данная зона находится в пределах 8-го разведочного блока кипрской ИЭЗ, и что лицензии на разведку газа в ней уже предоставлены двум европейским компаниям: итальянской Eni («Эни») и французской Total («Тоталь»). В контексте направления «Явуза» в 8-й блок и имеющегося у этого судна предписания вести там буровые работы с 18 января по 24 мая греко-кипрские власти тогда же заявили, что «Турция превращается в пиратское государство в Восточном Средиземноморье».

В этой связи ряд экспертов отмечают, что можно уверенно говорить  о том, что на сегодняшний день международный антитурецкий альянс уже сформировался и  активизирует свои дипломатические инициативы по противодействию действиям президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Средиземноморье, организуя региональный саммит, подписывая межгосударственное энергетическое соглашение и проводя двусторонние визиты. Министры иностранных дел Египта, Франции, Кипра и Греции выпустили заключительное коммюнике по итогам встречи в египетской столице Каире 8 января 2020 года. Министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо также присутствовал на встрече в качестве наблюдателя. Министры иностранных дел обсудили последние региональные события и ситуацию в Восточном Средиземноморье и договорились денонсировать соглашения, подписанные между Турцией и ливийским правительством национального согласия. В ноябре 2019 года ливийское ПНС и Анкара подписали два ключевых соглашения: одно о безопасности и военном сотрудничестве, а другое-о морских границах в Восточном Средиземноморье. В соответствии с морской сделкой, определяющей турецко-ливийский континентальный шельф, турецкие буровые суда проводят разведочные работы у берегов Кипра. Кроме того, парламент Турции 2 января 2020 года разрешил турецкому правительству развернуть вооруженные силы в Ливии в соответствии с соглашением о безопасности. В дополнение к направлению военного контингента, которые, как утверждал Эрдоган, должны были служить только в координационном и консультативном качестве, Турция уже переправила в Ливию порядка трех тысяч  сирийских джихадистов.

В европейском коммюнике  особо было подчеркнуто, что соглашения между Турцией и ПНС «еще больше подорвали региональную стабильность и их необходимо полагать считаются недействительными», добавляя, что «турецко-ливийский меморандум о взаимопонимании, направленный на делимитацию морских юрисдикций в Средиземном море, нарушает суверенные права третьих государств, не соответствует морскому праву и не может иметь никаких правовых последствий. Министры сочли меморандум по безопасности и любое решение о направлении войск в Ливию серьезным нарушением резолюции 2259 Совета Безопасности ООН и других соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, а также угрозой региональной безопасности и стабильности и призвали к немедленной деэскалации». На следующий день МИД Турции выступил с заявлением, в котором заявил, что заявление, сделанное в Каире, «полностью основано на вымышленных аргументах и ложных предпосылках».

Эксперты также отмерил, что дипломатические и военные усилия Турции по контролю над Восточным Средиземноморьем вызвали бурную реакцию в Европе и ускорили подписание проекта газопровода EastMed. Во второй день 2020 года Израиль, Греция и Кипр подписали соглашение по проекту EastMed для доставки газа из Восточного Средиземноморья в Европу. Во время церемонии подписания 2 января 2020 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пригласил другие страны, особенно Италию и Египет, присоединиться к проекту, подчеркнув, что EastMed поможет стабилизировать ситуацию в регионе в целом. В свою очередь Европейская комиссия высоко оценила сделку по газопроводу EastMed как позитивное событие для укрепления энергетической безопасности. «Трубопровод EastMed является одним из вариантов доставки этого газа на континент», — заявил представитель ЕС. Напомним, что трубопровод EastMed включает в себя 1300-километровый морской и 600-километровый наземный участки трубопровода и будет транспортировать природный газ из Израиля в Грецию и Италию. Стоимость прокладки трубы из Восточного Средиземноморья в Италию оценивается в 6 млрд евро.

Но помимо чисто средиземноморских государств и США, антитурецкий альянс укрепился и на Ближнем Востоке. Недавний визит министра иностранных дел Кипра Никоса Христодулидеса в Саудовскую Аравию продемонстрировал готовность королевства присоединиться к этому клубу, который было бы правильнее назвать не «антитурецким», а «антиэрдогановским». Христодулидес был принят королем Сальманом ибн Абдель Азизом Аль Саудом 19 января 2020 года. В ходе встречи обсуждались пути укрепления двусторонних отношений между двумя странами, а также региональные и международные вопросы, представляющие взаимный интерес, сообщает Саудовское агентство печати. Христодулидес также встретился в Эр-Рияде со своим саудовским коллегой принцем Фейсалом бен Фарханом бен Абдаллой. Согласно арабским новостям, принц Фейсал подчеркнул глубину отношений между двумя странами и стремление развивать их в нескольких областях, чтобы служить их общим интересам. «Королевство с большим интересом следит за текущими событиями в регионе Восточного Средиземноморья, проявляет свою заботу о безопасности и стабильности там и подчеркивает свою полную поддержку суверенитета Кипра над своими территориями», — цитирует агентство принца Фейсала. Позже министра иностранных дел Кипра принял и король Саудовской Аравии Сальман. В сентябре 2019 года Ибрагим ибн Абдель Азиз аль-Ассаф, тогдашний министр иностранных дел Саудовской Аравии, совершил исторический визит на Кипр, первый в истории дипломатических отношений между двумя странами. Символический визит состоялся через неделю после официального назначения первого посла Саудовской Аравии в Никосии. Такой прием министра в общем-то не самой первой страны в ЕС в Эр-Рияде не случаен. Это несомненно ясный сигнал о недовольстве большинства монархий Персидского залива турецкой политикой по  поддержке президентом Эрдоганом «Братьев-мусульман2 и усилиями турецкого правительства по подрыву антикатарского блока во главе с Саудовской Аравией и Египтом.

Таким образом, антиэрдогановский альянс оформился не только в Европе, но на Ближнем Востоке (за исключением Катара), что дает Москве в свою очередь больше возможности для маневра в рамках давления на Анкару по вопросу Идлиба. Нынешний расклад сил просто не дает турецкой стороне возможности идти на серьезный вооруженный конфликт в Идлибе с сирийскими правительственными силами с учетом их российской поддержки. Это обстоятельство предопределяет необходимость продолжение нынешней тактики по постепенному выдавливанию сирийских оппозиционных вооруженных групп и их турецких спонсоров из провинции, что является обязательным условием для реального запуска процесса мирного урегулирования в Сирии.

62.85MB | MySQL:102 | 0,447sec