О перспективе программы военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана в области истребительной авиации

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что программа серийного строительства легкого истребителя JF-17, который разработан конструкторами Чэндусского авиапромышленного предприятия, развивается вполне планомерно. Основным свидетельством успешного сотрудничества китайских и пакистанских самолетостроителей является тот факт, что первые партии истребителей каждой модификации собирают на заводе №132 в г.Чэнду, КНР, а последующие серийные машины на авиастроительном заводе «Камра» — расположен на территории авиационной базы «Камра-Минас» ВВС Пакистана.

К настоящему моменту на вооружении пакистанских военных находится три модификации истребителя JF-17 Block I, II и III. Самолеты второй модификации отличаются наличиеv фиксированной штанги для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус» от воздушных танкеров Ил-78, которые ВВС Пакистана получили благодаря сотрудничеству с Украиной.

Кроме того, по мере продолжения программы выпуска данного истребителя китайские подрядчики модернизируют бортовой радиоэлектронный комплекс. Так, если первая модификация самолета была оснащена радиолокационной станцией, заимствованной от штурмовика «Цзяньхун-7», то истребители второй модификации получили обновленную РЛС.

Необходимо обратить внимание, что в ходе разработки истребителей третьей модификации в КНР развернулась конкурентная борьба между двумя компаниями, специализирующимися на создании РЛС с активными фазированными антенными решетками.

Одновременно с внесением изменений в бортовые компоненты китайские конструкторы активно работают над расширением номенклатуры авиационных средств поражения (АСП). Если на первом этапе JF-17 имел на вооружении только две модели управляемых ракет класса «воздух-воздух», то к настоящему моменту усилия пакистанских и китайских, а также южноафриканских программистов позволили включить более 10 моделей УР ВВ малой, средней и большой дальности.

Бортовой баллистический вычислитель истребителя позволяет применять свободнопадающие и корректируемые оперенные авиационные бомбы. В номенклатуре АСП также находятся противокорабельные и противорадилокационные ракеты.

В ближайшее время одна из эскадрилий ВВС Пакистана получит первую партию (12 ед.) рассматриваемых истребителей в двухместной модификации JF-17B. Данные самолеты оснащены более развитой системой цифровой связи, позволяющей координировать действия эскадрильи в воздухе. Также, истребители JF-17B оснащены фиксированной штангой для дозаправки.

Данная система позволяет этим самолетам увеличить продолжительность патрулирования или дальность перелета на учения в дружественные страны или на международные выставки вооружений.   Следует отметить, что китайские специалисты не внедряют в конструкцию JF-17 выдвижную штангу дозаправки, поскольку внутренний объем передней части фюзеляжа крайне ограничен.

Кроме радиоэлектронных систем (встраиваемых и контейнерных) и вооружения китайские специалисты активно работают над повышением мощности силовой установки истребителя JF-17.

Как известно, ВВС Пакистана первоначально выбрали российский турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) РД-93, однако, осознавая важность независимости от импорта подобных компонентов, специалисты 624-ого НИО и нескольких заводов Китайской авиапромышленной корпорации сделали копию российского мотора, которой присвоили индекс WS-13 и обозначение «Тайшань». Однако, пакистанские военные летчики остались недовольны результатами работы и потребовали продолжения установки РД-93.

Благодаря целевой финансовой поддержке со стороны военно-политического руководства конструкторы 624-го НИО продолжили работы по повышению мощности, надежности и экономичности ТРДД WS-13, который по их замыслу при массе около 1027 кг должен был обеспечивать мощность на форсажном режиме до 9000 кгс/см кв.

Повышение мощности двигателя стало возможным благодаря получению данных от других национальных предприятий, которые анализируют российские ТРДД Ал-31 и Ал-41 и разрабатывают на их базе собственные моторы серий WS-10 «Тайхан» и WS-15 «Чжуфэн». В настоящее время китайские производители авиационных двигателей предлагают ВВС Пакистана устанавливать либо WS-13E, либо WS-19, который в перспективе может обеспечить тягу на форсаже до 10000 кгс/см кв.

Основной способ повышения КПД современного ТРДД – увеличение температуры в камере сгорания с целью повышения калорийности авиационного керосина. В настоящее время, температура газов перед турбиной высокого давления в двигателе WS-13E составляет 1700 К, а в двигателе WS-19 этот показатель повышен до 1800К, однако это практически температурный предел для монокристаллических материалов третьего поколения.

Для повышения эффективности ТРДД китайским специалистам придется увеличивать долю редкоземельных металлов в монокристаллических сплавах или активнее внедрять технологию трехмерного лазерного нанесения слоев металло-керамического состава, содержащего рений, тантал и ниобий.  Некоторые китайские специалисты высказывают мнение о необходимости пересмотра варианта силовой установки и применения в перспективной модификации JF-17 более мощного ТРДД под обозначением WS-10B – тяга на форсаже 14000 кгс/см.кв. Установка такого двигателя в легкий самолет потребует радикального усиления фюзеляжа.

Повышение мощности ТРДД WS-13 и появление  WS-19 обусловлено тем, что еще два года назад конструкторы Чэндусского авиастроительного предприятия перешли к проектированию четвертой модификации истребителя JF-17 (вероятно обозначение будет изменено на JF-20), которая будет иметь увеличенные размеры и двухкилевое хвостовое оперение. Самолет будет выполнен с максимальным количеством углеволоконных и других композитных материалов, что позволит сдержать рост массы самолета и создать прочный корпус с более вместительными топливными баками.

По расчетам китайских специалистов, эффективная площадь рассеивания  перспективного JF-20 не должна превышать 0,5 кв. м, что значительно меньше, чем у большинства современных истребителей четвертого поколения западного производства. Кроме того, новый более объемный фюзеляж позволит разместить внутри дополнительные компактные РЛС с АФАР (в крыльях), системы радиоэлектронного противодействия (в верхней плоскости центроплана), а также оптико-электронные системы разведки и наведения (под кабиной пилота), позволяющие обнаруживать наземные и воздушные цели при выключенной основной РЛС.

Применение композитных материалов в сочетании с новейшими лакокрасочными материалами позволит китайским инженерам, фактически, создать новый малозаметный легкий истребитель, в корпусе которого будет размещен ракетный отсек, рассчитанный на четыре УР ВВ средней дальности. Дополнительное или более тяжелое/габаритное вооружение планируется устанавливать на внешние точки подвески.

В дополнение к вышесказанному отметим, что пакистано-китайский проект истребителя JF-17 является одним из примеров долгосрочного и вполне взаимовыгодного сотрудничества ВВС и ОПК двух стран, поскольку китайские авиастроители получают данные об эксплуатации своих самолетов, а органы разведки ВВС НОАК бесценную информацию об индийских визави.

52.26MB | MySQL:103 | 0,476sec