О приоритетах израильской политики в Африке

Африка стала одним из важных направлений внешнеполитической активности действующего главы правительства Израиля Б.Нетаньяху. При этом, как уже отмечалось ранее, большинство обозревателей видят в этом предвыборный ход, необходимый партии Ликуд для победы на голосовании в марте. Как бы там ни было, у нового африканского курса есть ряд отличительных особенностей.

Главной тенденцией здесь является заметный отход от того, чтобы делать ставку исключительно на сферу сельского хозяйства и экспорт инновационных методов решения проблем государств континента. Взамен Израиль все чаще заявляет о важности совместной борьбы с терроризмом. Причем акцент на этом компоненте взаимодействия стал проявляться еще летом прошлого года, т.е. до третьей волны выборов в Кнессет. В июле 2019 г. в Уганде был арестован гражданин Ливана, подозреваемый в связях с «Хизбаллой». В сборе информации, приведшей к задержанию, участвовали израильские спецслужбы, поскольку, по имеющимся в открытых источниках данным, одной из задач, порученных ливанской шиитской группировкой агенту, была слежка за объектами, связанными с Израилем.

В середине декабря 2019 г. премьер-министр Судана А.Хамдок заявил о намерении закрытия офисов ХАМАСа и «Хизбаллы». Мотивация у Судана и Уганды различна, однако принципиального значения для Израиля это не имеет. Особенно Иерусалиму важно, что в обсуждениях фигурирует «Хизбалла», поскольку это облегчает задачу признания группировки  террористической организацией во всем мире без разделения на боевое и политическое крыло. Определенного успеха на этом направлении Израилю удалось добиться в Европе. Привлечение к раскрытию террористической сети Африки, а согласно опубликованным данным, агент «Хизбаллы» из Уганды также совершал поездки в Эфиопию, дает возможность говорить о действительно глобальной угрозе, связанной в том числе и с Ираном, использующим ливанскую группировку как свою «прокси».

Борьба с терроризмом вписывается и в повестку дня Африканского союза, 33-й саммит которого стартовал в Аддис-Абебе в конце минувшей недели. Там продвижением темы занимается в основном Египет. Представители Каира лоббируют идею создания африканских сил по борьбе с терроризмом, а также отдельной площадки для обсуждения всего комплекса контртеррористических мер с особым акцентом на трансграничном характере террористической активности. В свою очередь, аналогичная угроза характерна для Египта и Израиля на Синае, а потому открывается возможность приглашения к взаимодействию и Иерусалима.

Второй важный акцент африканской политики Израиля на современном этапе заключается в попытке привлечь к т.н. широкому региональному миру Израиля с соседями и представителей Северной Африки. Наиболее актуальной эта задача является для Израиля и Марокко. Так, в конце минувшей недели бывший премьер-министр Катара Хамид бен Джасим бен Джабер Аль Тани написал в твиттере, что после «сделки века» следующим шагом станет подписание ранее уже обсуждавшегося соглашения о ненападении между Израилем и арабскими странами, к которому также может присоединиться Марокко.

При этом у Рабата весьма конкретные требования для нормализации отношений с Иерусалимом, заключающиеся в признании Вашингтоном суверенитета Марокко над Западной Сахарой. У 13 канала израильского ТВ есть версия о намерении подписать для этого соответствующее трехстороннее соглашение, однако, противником его сначала был экс-советник президента США по национальной безопасности Дж.Болтон, а потом не поддержал и обновленный состав администрации. При этом любопытно, что, как утверждают СМИ ближневосточной страны, Д.Трампу в качестве выигрыша от этой сделки предлагалось повышение международного авторитета за счет выполнения обещания примирить Израиль не только с палестинцами, но и соседями по региону в целом.

Аналогичные запросы есть и у Судана, который намерен при помощи Израиля добиться снятия со страны американских санкций.  Однако в таком случае ставка все же будет сделана не на политический, а экономический компонент отношений. В случае с Суданом следует отметить еще одну интересную тенденцию. На нее обратил внимание Абдель Вахид аль-Нур, возглавляющий Суданскую освободительную армию, по мнению которого общественное мнение в стране в целом можно подготовить к сближению с Израилем, поскольку «при всем уважении к палестинцам, суданцы должны прежде всего заботиться о себе».

В целом стратегия, предлагаемая израильским правительством на африканском направлении при отходе от традиционной опоры на экспорт инноваций в области сельского хозяйства и природных ресурсов, а также экономику, представляет собой в значительной степени заимствование того, что ранее было использовано в отношениях с европейскими странами. Прежде всего, это касается попыток добиться преференций для себя через организацию переговоров этих стран-партнеров с США. Однако здесь в отличие от использующих такой канал коммуникации  с Вашингтоном стран Восточной Европы, у администрации Д.Трампа несколько иной подход. При таком раскладе Израиль даже в некоторой степени проигрывает, поскольку невыполнение обещаний зачастую провоцирует недовольство этих государств, что характерно, к примеру, для Марокко, а потому только осложняет процесс сближения, а также заставляет прибегать к давлению, для оказания которого может использоваться позиция африканских игроков по палестинской проблеме. Более того смена акцентов с экономических на политические в случае с Израилем и Африкой является, скорее, ситуационным реагированием, не позволяющим  обеспечить преемственность курса. Причем здесь речь идет прежде всего не о смене власти в Израиле и государстве-партнере с африканского континента, а о США, поскольку фактически последние хотят наладить коммуникацию не с Вашингтоном, а с Д.Трампом.

52.19MB | MySQL:103 | 0,472sec