Оценки китайских специалистов продолжения военно-технического сотрудничества РФ и Алжира в области истребительной авиации

Как известно, военно-политическое руководство Алжира давно поддерживает тесные военно-технические контакты с Российской Федерацией и благодаря этому ВС североафриканского государства одними из первых получают на вооружение новейшие разработки оборонно-промышленного комплекса РФ, а именно основные боевые танки, истребители и другую военную технику.

Внимание китайских специалистов к военно-техническому сотрудничеству Алжира и Москвы обусловлено тем, что рассматриваемое государство Северной Африки принимает на вооружение некоторые образцы продукции ОПК КНР, а именно реактивные системы залпового огня, артиллерийские орудия и надводные корабли. В данном аспекте китайские производители вооружения и военной техники постепенно навязывают конкурентную борьбу как российским, так и западным производителям.

Внимание китайских специалистов и аналитиков в области ВВТ привлекает информация о том, что Алжир и Москва подписали контракт на поставку истребителей Су-35С и Су-57Э по 14 единиц каждой модели. Вполне очевидно, что истребители второй модели являются объектом более пристального наблюдения и тщательного изучения китайскими специалистами, поскольку в КНР существует две полярные оценки этого самолета.

Группа представителей ВВС НОАК отмечает необходимость приобретения небольшой партии (не более 24 самолетов) Су-57Э с полным комплектом авиационных средств поражения. После поступления таких самолетов в Китай у ВВС НОАК появится возможность сформировать подразделение, имитирующее действия вероятного противника – ВВС США, укомплектованных F-22A.

У китайских самолетостроителей и производителей комплектующих появится возможность тщательно изучить самолет вблизи и установить в чем ОПК РФ превосходит китайские самолеты, а в каких областях ОПК КНР опередил российских производителей боевых самолетов.

Представители ОПК КНР отмечают, что Су-57Э это не полноценный истребитель пятого поколения поскольку он имеет большую радиолокационную заметность – эффективная площадь рассеивания достигает 0,4 – 0,5 кв. м, тогда как у американского F-22A данный параметр значительно меньше и составляет 0,04 кв. м. В остальном новейший российский истребитель превосходит американский F-22A и китайский «Цзянь-20».

По данным китайских источников, Су-57Э это сверхманевренный двухмоторный истребитель, способный выполнять фигуры высшего и сверхсложного пилотажа благодаря мощным двигателям, известным под условным обозначением «Изделие 30» (вероятно он  же Ал-41Ф-С2), которые оснащены соплами, отклоняющими вектор тяги. К настоящему моменту указанные двигатели являются единственными конкурентами продукции ОПК США в мире, поскольку остальные производители ТРДД не продвинулись по теме ОВТ в силу сложности конструкции и отсутствия опытных конструкторов.

Основное достоинство российских силовых установок – топливная экономичность. Истребитель Су-57Э при полной заправке топливом – 9,4 тонны обладает наибольшей дальностью полета и боевым радиусом по сравнению с F-22, F-35 и «Цзянь-202.

Экономичный двигатель позволит алжирским пилотам дольше оставаться на патрулировании воздушных границ или находится в зоне ожидания боевого приказа. Кроме того, высокая топливная экономичность Су-57Э позволит ВВС Алжира избежать закупки и применения воздушных танкеров типа Ил-78.

По данным китайских источников, двигатель «Изделие-30» гарантирует пилоту возможность выполнения крейсерского полета на сверхзвуковой скорости без перехода на форсажный режим. Высокая маневренность самолета обусловлена отличными характеристиками управляющих плоскостей.

Благодаря такому двигателю ВВС Алжира получат лучший истребитель в сравнении с другими странами африканского континента и Большого Ближнего Востока. В данном аспекте необходимо указать, что только ВВС ОАЭ могут получить на вооружение F-35, тогда как ВВС КСА оставили эти планы из-за понимания сущности позиции военно-политического руководства США, которое диктует свою волю национальному ОПК – фактически, сдерживает рост боевых возможностей ключевой аравийской монархии.

Второй элемент Су-57Э, который привлекает интерес китайских производителей бортового радиоэлектронного оборудования – радиолокационный комплекс самолета, который состоит из нескольких   станций серии Н-036-1, размещенных в разных частях планера и работающих в нескольких диапазонах, что позволяет обнаруживать все аэродинамические цели – самолеты, вертолеты, ракеты. Благодаря такому развитому радиолокационному комплексу рассматриваемый истребитель способен обнаруживать воздушные угрозы без применения дополнительных оптико-электронных средств или инфракрасных/инфрафиолетовых/лазерных датчиков.

Третий элемент Су-57Э, который позволит ВВС Алжира расширить свои боевые/ударные возможности – это новейшие управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», позволяющие поражать укрепленные объекты в глубине обороны вероятного противника, находящиеся под прикрытием систем противовоздушной обороны. Китайские специалисты полагают, что Су-57Э обладает не только центральным ракетно-бомбовым отсеком, расположенным между двигателями, но и двумя малыми отсеками, позволяющим  разместить по одной УР ВВ ближнего боя Р-30.

По данным китайских источников, в номенклатуру авиационных средств поражения Су-57Э входит семь наименований боеприпасов различного назначения, которые можно разместить именно внутри самолета, что позволяет удерживать радиолокационную заметность в указанных ранее параметрах. Большинство других образцов вооружения придется размещать на внешних точках подвески, что приведет к повышению заметности Су-57Э и негативно повлияет на выполнение боевой задачи в целом.

Вероятно, что решение официального Алжира о закупке Су-57Э основано на вполне доступной цене этого самолета. По расчетам китайских специалистов, реальная себестоимость серийного производства одного Су-57Э  составляет около 35-40 млн долл. США, т.е. при продаже иностранным клиентам за 70 млн долл. США российская сторона получает почти двойную прибыль.

Анализ ценовых показателей современных истребителей западного производства показывает, что за 70 млн долл. США у большинства стран есть возможность приобрести одномоторный истребитель типа F-16V или JAS-шведский 39E Gripen и оба эти самолета будут уступать российскому истребителю Су-57 по большинству параметров.

В дополнение к вышесказанному отметим, что  при условии безаварийной эксплуатации Су-57Э в ВВС Алжира возможность покупки такого самолета рассмотрят и другие страны Большого Ближнего Востока, что приведет к повышению уровня конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений между США и РФ. Подводя итог вышесказанному, необходимо указать, что ОПК КНР пока не может участвовать в тендерах на поставку новейших истребителей «Цзянь-20», поскольку военно-политическое руководство страны не намерено подписывать разрешение на создание экспортной версии данного боевого самолета.

62.89MB | MySQL:102 | 0,596sec