О третьих внеочередных парламентских выборах в Израиле. Часть 14

Договоры об «остаточных голосах»

Накануне выборов обычно партии, претендующие на прохождение в Кнессет, подписывают соглашение («эскем одафим» — договор об остаточных голосах), согласно которому после подсчета мандатов оставшиеся голоса, не хватающие до целого мандата, перераспределяются между партиями – участниками соглашения. Этот шаг призван предотвратить потерю голосов, которых не хватает для получения целиком мандата, чтобы они не оказались выброшенными на ветер.

Согласно «эскем одафим» после того, как определен электоральный барьер  и произведен окончательный подсчет бюллетеней, полученных каждым списком, преодолевшим этот барьер, общее число голосов делится на 120. Полученный показатель называется это «стоимость» одного мандата в Кнессете. На следующем этапе количество действительных голосов делится на «стоимость», и, таким образом, определятся количество мандатов, которые получила каждая из партий. Однако так не получается в точности 120 мандатов: в дополнение к «полным» мандатам партии получают также остаточные голоса, которых не хватает на полный мандат. Они и распределяются между партиями, подписавшими соглашение, в соответствие с моделью «Бадера-Офера», по закону об остаточных голосах, принятом в 1973 году.

Согласно данной модели, после того, когда голоса избирателей окончательно подсчитаны, количество мандатов распределено, то дробные доли мандатов, принадлежащие одной партии, могут перейти к другой партии, если между ними заключено соглашение об остаточных голосах. Таким образом, из сложения дробных частей может получиться целый мандат. Закон позволяет любым двум партийным спискам, баллотирующимся в Кнессет, подписывать соглашение между собой. Остаточные голоса, оставшиеся у партии, не подписавшей соглашение, не учитываются для перераспределения мандатов, и она лишается возможности получить дополнительный мандат. То же произойдет и с партией, которая подписала соглашение со списком, не преодолевшим электоральный барьер.

Обычно подобные соглашения об остаточных голосах подписывают идеологически совместимые партии, которые в дальнейшем собираются работать в одной коалиции, но бывали и исключения, в основном связанные с партией НДИ.

Так в 1999 году, когда Авигдор Либерман впервые принял участие в выборах во главе партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), он заключил договор с партией «Ам эхад» во главе с Амиром Перецом. Это не было свидетельством того, что Либерман является идеологическим сторонником профсоюзного лидера. Это не означало, что Амир Перец сменил левую идеологию на правую. Это означало только одно: они договорились о распределении остаточных голосов. На апрельских выборах 2019 года партия НДИ заключила соглашение об остаточных голосах с партией «Новые правые», которые в день выборов рассылали СМС русскоязычным израильтянам, что НДИ не проходит электоральный барьер, а потому Либерман призывает всех голосовать за «Новых правых» во главе с Нафтали Беннетом. Не прошли электоральный барьер именно «Новые правые».

На прошлых выборах партия «Кахоль-лаван» заключила договор с НДИ. Бени Ганц надеялся, что это соглашение даст ему еще один мандат за счет голосов из правого лагеря, а в НДИ назвали данное решение техническим шагом. Хотя уже тогда уже предполагалось, что такое соглашение намекает и на гипотетическое сотрудничество двух идеологически разных партий после выборов. В итоге история соглашений об остаточных голосах показывает, что стороны, заключающие подобные договора, вовсе не обязательно могут быть друзьями, единомышленниками или политическими союзниками. Однако на выборах 2 марта все подписанные соглашения об остаточных голосах, были сделаны только между политическими союзниками.

Партия «Кахоль-лаван» на днях подписала соглашение о распределении остаточных голосов с левым блоком Авода-Гешер-МЕРЕЦ. Лидер левого блока Амир Перец заявил, что оппозиции «не имеет право упустить шанс на смену правительства и его политики». «Решение было принято из понимания, что размер блока, а не размер партии, определит, кто будет формировать будущее правительство».

Еще ранее, в конце января Ликуд подписал «эксем одафим» с правым блоком «Ямина». Так же подписано соглашения между двумя религиозными партиями из правого блока, ШАС и «Еврейство Торы». На мартовских выборах НДИ остается без партнера по дележу голосов. Еще в списке «сирот» остались Объединенный арабский список и крайне правая партия «Оцма йеудит».

Кому «улыбнётся» удача и достанется за счет партнера лишний мандат, пока не знает никто, но ясно только одно, что практически все голоса, что правого, что левого блока, окажутся в своём блоке, а значить «ничья» не позволяющая преодолеть заветный рубеж в 61 мандат становиться все более реальней.

52.17MB | MySQL:103 | 0,494sec