О финансово-экономических вызовах нового правительства Ливана

Вопреки ожиданиям местных политических элит, новое правительство Ливана во главе с премьер-министром Хасаном Диабом, получившее наконец вотум поддержки от парламентариев 11 февраля, не в состоянии пока вернуть доверие международных инвесторов и доноров. Расчет на то, что с нормализацией политической ситуации в стране Бейрут сможет быстро улучшить свою финансовую ситуацию пока не работает. Как западные, так и арабские доноры,  несмотря на имеющиеся различия на политическом поле, придерживаются схожих подходов в отношении Ливана на финансово-экономическом треке.

Cоответственно, новый кабинет премьер-министра Диаба с первых дней находится в очень сложном положении, по сути оказываясь перед угрозой  общенационального финансово-экономического кризиса. Это означает, четвертая (после Японии, Cудана и Греции) по уровню долгового бремени страна в мировой экономике будет вынуждена искать единственно возможный в сложившихся условиях путь — обращаться к многосторонним финансовым институтам за новыми кредитами на весьма невыгодных для себя условиях. По данным неофициальных источников,  ливанские власти уже вступили в первые негласные переговоры с МВФ относительно модальностей получения технической помощи для реструктуризации публичного долга. Впоследствии эти данные были подтверждены и официальными представителями МВФ, которые пояснили, что на этом этапе речь идет о предоставлении именно технической,  а не финансовой помощи, суть которой заключается в помощи в подготовке экономических реформ.

Однако, ситуация может развиваться еще более радикально еще до начала каких-либо проектов взаимодействия с МВФ. Уже в ближайшие месяцы угроза девальвации национальной валюты становится реальной: к концу апреля подходит срок погашения очередной партии евробондов на сумму 1.2  млрд долларов (общий вклад — 60 млрд долларов). При этом сейчас в государственных валютных запасах остается лишь 31 млрд долларов, из которых 19 млрд являются неприкасаемым национальным резервом.

Наряду с этим опережающими темпами растет отток капиталов из страны. Это происходит вопреки официальным запретам и ограничениям.  В период с октября 2019 по февраль 2020 с частных счетов по каналам местных банков в обход ограничений заграницу было совершено переводов на общую сумму 2.3 млрд долларов. Информация была впервые анонсирована только сейчас — ею в начале февраля поделился спикер парламента Н.Берри. Другая проблема — неуклонный рост государственного долга. К концу 2019 года он достиг рекордной отметки в 90 млрд долларов, что является эквивалентом 150% ВВП Ливана.

Обещанные средства в виде грантов и кредитов остаются замороженными. В охваченном политическими кризисами и коррупционными скандалами Ливане даже первоначальных попыток запустить столь амбициозные и масштабные реформы пока было. Но без запуска структурной трансформации ливанской экономики и старта качественных реформ, ни один крупный донор не готов вкладывать свои ресурсы. В конкретном плане речь идет о комплексной реформе по рационализации и оптимизации государственных расходов, сокращении рабочих мест в госсекторе, проведении пенсионной и налоговой реформы. В частности, в 2018 году общая сумма невыплаченных налогов в стране составила 5 млрд долларов, что составляет 10%  от ВВП Ливана.  Серьезной финансовой  проблемой является зависимость от импортных поставок электроэнергии из Турции, которая по оценкам экспертов обходится властям Ливана примерно в 600-800 млн  долларов совокупных потерь. Только за аренду судов с электрогенераторами Бейрут расходует 850 млн долларов на пятилетний период.

Символично,  что буквально за несколько дней до утверждения парламентом нового состава правительства с упреждающим заявлением выступил координатор ООН в Ливане Ян Кубиш, который вновь подтвердил, что обозначенный Международной группой поддержки Ливана в декабре алгоритм шагов является безусловным требованием для разморозки обещанных донорами активов на сумму 11 млрд долларов. В эту группу входят ООН, Лига арабских государств, ЕС, США, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Россия и Китай. Алгоритм действий предполагает прогресс одновременно по четырем большим блокам вопросов — налоги, борьба с коррупцией, энергетический сектор и независимость судебной системы.

Думается,  неуступчивая и довольно агрессивная позиция группы внешних доноров не сработает. Действительно,  по линии МВФ взаимодействие по блоку так называемого технического сотрудничества сдвинулось и будет только нарастать. Причем речь идет о исключительно о технической помощи в планировании макроэкономических реформенных шагов, и также о реструктуризации долга. Причем МВФ подчеркнуто самоустраняется от темы реструктуризации,  ссылаясь на прерогативу ливанского правительства и кредиторов в этом вопросе.

В то же время, для возвращения инвесторов от премьер-министра Ливана ждут реальных реформенных изменений, которые он по всей вероятности не будет в состоянии провести.  По одной простой причине — он был избран на этот пост при поддержке шиитской  «Хизбаллы» (обеспечила 70 голосов из 129 депутатов парламента). Для имплементации реальных реформ потребуется менять правила игры по сбору таможенных пошлин, налогов и сборов, а это  может сильно ударить как раз по интересам «Хизбаллы». Поэтому нужно полагать, что руки у нового правительства будут отчасти связаны. C другой стороны, социальные протесты в стране, пускай и в меньших масштабах, но продолжаются в связи в ухудшением экономической ситуации и особенно в контексте коллапса систем социальной поддержки. Насколько далеко и быстро будет готов продвигаться Диаб и его правительство, до сих пор не ясно. Пока в ответ на фактический ультиматум от доноров новый премьер-министр пообещал до конца февраля представить некий «чрезвычайный план» реформирования, который должен задать ориентиры по главным трекам и их продвижению.

52.34MB | MySQL:106 | 0,606sec