К вопросу о перспективах российско-турецких отношений на фоне обстановки вокруг Идлиба. Часть 1

Российско-турецкие отношения в начале 2020 года, из-за обстановки в Сирии – вокруг Идлиба, подошли к критической отметке. Дипломатические усилия двух сторон, предпринятые в ходе телефонного разговора между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, а также после двух раундов переговоров в Анкаре, не привели к успеху. Стороны ограничиваются констатацией самого факта переговоров.

На момент написания данной статьи, ожидаются переговоры между министрами иностранных дел С.Лавровым и М.Чавушоглу в Мюнхене (намечены на 16 февраля с.г.), а также возможен визит делегации турецкого МИДа в Москву, на  следующей неделе — в период с 17 по 21 февраля.

Заметим, что Турция, в лице президента Р.Т.Эрдогана, выдвинула ультиматум с требованием к официальному Дамаску отойти на изначальные границы зоны деэскалации в Идлибе. Срок ультиматума истекает в конце месяца, в противном случае, турецкий лидер пообещал перейти в наступление.

Понятно, что турецкий лидер взял на себя огромный риск в глазах внутритурецкого общественного мнения – ему надо будет предпринимать какие-то шаги в конце месяца. И это шаги должны быть достаточно решительными в прямой пропорции к тому громкому тону, который Р.Т.Эрдоган взял, выступая с высокой трибуны. Особенно, в условиях, когда пролилась кровь турецких военнослужащих (именно, на этот случай, как представляется, турецкое руководство говорит про кратные потери со стороны сирийской армии – надо же показать, что Турция включила «обратку» и, с лихвой, отомстила за свои потери – В.К.).

Накануне российская сторона, устами посла РФ в Турции А.В.Ерхова, обозначила свою переговорную позицию по Идлибу, которая заключается в том, что «сирийцы воюют на своей земле и хотят её вернуть».

Сразу скажем, что позиция эта, прозвучавшая от главного российского дипломата в Анкаре, вызвала среди турок изрядный переполох.

Во-первых, мы видим крайне редкий случай, когда российский посол в Анкаре выступает на публике столь развернуто по какой-либо острой теме. Российская дипломатия, все же, — это дипломатия тишины и крайне скупых и выверенных фраз. Если, допустим А.В.Ерхов, до сих пор, и писал какие-то развернутые статьи для широкой турецкой публики в газетах и давал интервью в СМИ, то они были — либо очень скупые, либо на общерегиональные и общечеловеческие темы, со сглаживанием углов в отношениях между Россией и Турцией. А тут достаточно резкий и сухой, непривычный от российского дипломата тон.

Во-вторых, вот этого самого сглаживания углов не произошло. Напротив, российский дипломат предельно конкретно и жестко озвучил требования российской стороны.

Эти требования стали «контрастным душем» для турок, привыкших и к большей округлости фраз и большего рефлексирования на тему российско-турецких отношений и тех стратегических проектов, которые Россию и Турцию связывают, включая газопровод «Турецкий поток», АЭС «Аккую» и поставки российских систем ПВО С-400, которые Москва пытается конвертировать в новые сделки с турецким ОПК, на фоне проблем у Турции с Западом (имея в виду оружейное эмбарго Германии и исключение Турции из американского проекта производства и продажи истребителя пятого поколения F-35 – В.К.).

В Турции принято считать, что эти сделки являются «священной коровой» для России, которая пойдет на очень многое, лишь бы избежать проблем в их реализации. Самое интересное, что и в России так многими принято считать. Однако, попробуем чуть глубже взглянуть на этот вопрос, который, при ближайшем рассмотрении оказывается не столь сложным для российской стороны, как принято думать.

Отчасти это все — правда, однако, если задуматься, то в какой именно пропорции? Почему именно Россия должна волноваться на тему упомянутых и ещё каких-либо других своих проектов в Турции? Где она попала в зависимость от Турции, как торгово-экономического партнёра?

Начинаем с газопровода «Турецкого потока», торжественный пуск которого состоялся в начале января месяца этого года в Стамбуле, при участии президентов двух стран – В.Путина и Р.Т.Эрдогана.

Подчеркнем, проект «Турецкий поток» завершен и первые поставки газа в Турцию по нему уже начаты. Если этого не было бы, то тогда Турция вполне могла бы блокировать газопровод (допустим затягиванием в выдаче разрешений, согласований и т.д. – В.К.), стратегически важный для России в качестве маршрута, обходящего Украину. При этом не теряя в поставках газа для своей энергосистемы (а это около 20 процентов турецкой электроэнергии и значительная доля отопления, в условиях февраля месяца – В.К.). А теперь все, проект заработал и поделать с ним уже ничего нельзя. Путь на Европу, через Турцию, уже открыт и перекрыть его не получится.

АЭС «Аккую», специально для наших читателей заметим, практически с самого начала своей реализации перестал быть проектом коммерческим. Это, в первую очередь, — политический проект. Прежде всего, потому что любая АЭС – это большая политика. Ну, а ещё и потому, что в случае АЭС «Аккую» российская сторона изначально взвалила на себя большие обязательства по этому проекту, не имеющему прецедентов в мировой энергетике. Монетизировать модель «Строй – эксплуатируй – владей», в условиях АЭС, можно силами только очень и очень грамотной команды управленцев, энергетиков и прочих специалистов самого разного профиля. Каковых в российской природе уже практически нет. Тем более, сложно их собрать вместе и запустить совместную работу. Зато есть плеяда «технократов» — что это на практике, в российских реалиях, означает, думается, объяснять не надо.

В этих условиях, АЭС «Аккую» — это дотационный политический проект, финансируемый на 100% из российского бюджета (хотя турки обещали выкупить 49% долей акций – В.К.), витрина двусторонних отношений и какой-то там переговорный фактор, который можно, время от времени, в том или ином контексте, разыгрывать.

Пример: президенту Турции Р.Т.Эрдогану нужна мирная атомная энергетика и об этом ему можно, время от времени, напоминать. Как вариант. Поскольку он обещал своему избирателю, в рамках программы «Турция – 2023» (приурочена к 100-летию провозглашения Турецкой Республики — В.К.) мирный атом, а вторая атомная электростанция «Синоп», плод турецко-японского Межправительственного соглашения, поддержанного Францией — просто заморожена.

Так что, вся надежда для турецкого руководства сегодня — на АЭС «Аккую», которая нужна и как часть энергосистемы и технологически для страны. Ведь у турецкого руководства разные мысли есть: и по поводу атома «мирного» и отнюдь не мирного.  Не говоря уже о пропагандистском эффекте для Партии справедливости и развития и лично для президента Р.Т.Эрдогана, который, вообще, львиную долю своей внутренней политики строит вокруг реализации крупных инфраструктурных проектов.

Поставки Россией системы С-400 Турции продолжаются и, по идее, должны быть завершены. Турции просто некуда деваться в том смысле, что она либо сделает это «здесь и сейчас» с Россией, либо не сделает в обозримой перспективе.

Американцы Турции The Patriot давать не хотят и уж, тем более, если сделка между Турцией и России пойдет «не так» (для них, разумеется, это самый желательный сценарий – В.К.), то выставят «тройной» счет.

А туркам, кровь из носу, нужна система ПВО, которая прикроет их небо. Причем срочно, в условиях постоянных региональных «разборок» — в том числе, в Восточном Средиземноморье. Та же Греция, с которой Турция активно борется в регионе, является обладательницей С-300. Тем самым, на сегодняшний момент, военного паритета между Турцией и Грецией нет, что, безусловно, ослабляет переговорную позицию страны по тому же Восточному Средиземноморью. Причем в тот момент, когда решается судьба принадлежности газовых месторождений, которые могут фундаментально изменить характер всей турецкой экономике. Причем, уже в обозримой перспективе, Турция могла бы уйти и от отрицательного бюджета, и от отрицательного сальдо по текущим операциям, и от отрицательного баланса между своим экспортом и импортом (который, как раз, во многом, и формируется поставками энергоносителей – В.К.).

Даже если Турция и остановит закупку С-400 у России, то, во-первых, это – не энергетическое оборудование. В том смысле, что там штучный товар, а здесь – серийный. И спокойно этот непроданный товар может быть использован Россией самостоятельно или же перепродан другому заказчику с выставлением претензии в адрес Турции.

Благо С-400 – это товар нарасхват на мировых оружейных рынках. А о том, чтобы после С-400 «быстро» зайти на турецкий оружейный рынок – про это, если кто и думал, можно забыть. Как показывает практика, турки – крайне вязкие переговорщики, и не настроены распахивать перед российской стороной свой оружейный рынок. Сейчас они продолжают давить на американцев и европейцев поставкой С-400 с целью посмотреть, какие преимущества они сейчас могут получить после того, как преподали Западу «урок». «Урок», показавший, что у Турции – всегда есть альтернативный поставщик.

Но это – слишком длинная история, чтобы Россия здесь что-либо реально теряла. Даже, если бы не было идлибского кризиса в отношениях между Россией и Турцией, то, все равно, быстрых сделок, как стало понятно, ожидать не следует. А, следовательно, можно заниматься ими в Турции в фоновом режиме или, вовсе, поставить на паузу. Поскольку турецкий оружейный рынок, все же, традиционно — не наш и сильно на него «заморачиваться» не стоит, особенно, если ситуация складывается неблагоприятно. Россия сделала первый заход с С-400 в Турцию и теперь может пожинать плоды и на других рынках.

От стратегических проектов к российскому экспорту: на 90% и даже больше, экспорт из России в Турцию – это газ, нефть, нефтепродукты, лес, пшеница и прочее «сырье». Это то, что называется «естественный экспорт» и от чего Турция, быстро и оперативно, отказаться не может. Потому что, в особенности, по энергетическим сделкам речь идет о ежедневном отоплении и энергоснабжении Турции в феврале месяце — даже не летом. Турция постепенно диверсифицирует источники закупки энергоносителей и это то, что надо России иметь в виду. Однако, это происходит, все же, достаточно медленно для того, чтобы сейчас на эту тему не слишком беспокоиться.

К чему мы все это говорим? – Да, действительно, есть стратегические проекты между Россией и Турцией, но что из этого может выпасть для России в случае обострения отношений между двумя странами?

Разумеется, это – не повод «размахивать шашкой» и тыкать туркам, что они «все равно ничего не сделают». Умные люди себя так за переговорным столом не ведут, а просто делают удивленное лицо, если им напоминают про тех самых «священных коров».

Подчеркнем, что даже простое осознание за переговорным столом наличие у себя свободы для маневра и минимального количества уязвимостей, придает уверенности и все переговоры идут совершенно иначе. Тем более, что турки эту ситуацию, по определению, не могут не понимать. Прирожденные торговцы, все же. А, следовательно, и они не могут не понимать, что Россия сегодня является для них малоуязвимой. Самым важным было завершение строительство «Турецкого потока», но, повторим, эта сделка – уже завершена, поставки начаты и обратить эту ситуацию вспять не получится.

Если посмотреть на экономику с другой, уже турецкой стороны, то здесь ситуация складывается «чуть» другим образом. «Чуть» — то есть, кардинально другим образом.

Просто обратимся к публикации на РИА Новости от 14 февраля.

Приведем характерную выдержку из заявлений пресс-секретаря президента Д.Пескова:

«Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков перенаправил в Министерство иностранных дел вопрос журналистов о необходимости рекомендовать российским туристам не ехать сейчас в Турцию или вводить какие-то ограничения.

Ему задали вопрос о том, будут ли в Кремле рекомендовать МИД выпустить сообщение о том, что российским туристам сейчас не стоит посещать Турцию, или ввести какие-то ограничения для граждан.

«Это вопрос к министерству иностранных дел… но каких-то в настоящий момент индикаций в эту сторону нету. Но в то же время, еще раз повторяю — это вопрос для министерства иностранных дел», — сказал Песков журналистам».

Надеемся, что ни у кого из читателей не вызывает сомнений тот факт, что и сам вопрос, и ответ на него – это заготовка российской стороны, рассчитанная на турецкую публику. Это тот сигнал, который туркам предлагается принять и осмыслить.

Напомним, что общее число туристов, посетивших Турцию в прошлом году, составило 51 млн человек, из которых 7 млн человек – это граждане России. Это – доход для турецкой казны в размере около 7 млрд долларов, как минимум. Только на покупку туров. Не говоря уже о всякого рода дополнительных расходах отдыхающих в поездке, которые обеспечивают функционирование всей турецкой индустрии гостеприимства на средиземноморском и (частично) на эгейском побережье страны. Плюс сюда следует добавить и туристический Стамбул.

И перекрыть этот поток России не будет стоить ровным счетом ничего. Конечно, пострадают простые российские потребители, которым придется переплачивать за другие направления. Конечно, некомфортно будет туроператорам и турагентствам, акцент деятельности которых сделан на Турцию. Но это, собственно, и все. Думается, что российские игроки туриндустрии уже начали готовить себе план «Б» на случай, если Турция опять будет «заморожена» на карте направлений продаж.

А вот туристическая отрасль Турции второго «самолетного кризиса» в отношениях просто не выдержит. Сколько средств было вложено в перезапуск Турции в 2016 – 2017 годах? Турецкие отели работали в убыток лишь бы потеснить воспрявших конкурентов. Огромные средства были потрачены на рекламные кампании и на продвижение. И только сейчас турки эти деньги начинают постепенно возвращать.

А если ещё вспомнить про коронавирус и про то, что и Китай на некоторое время выпадает, то туриндустрии Турции может стать совсем тяжело. Вот это – факт.

И никаких помидоров не нужно, хотя начинают поступать первые неявные сигналы, указывающие на то, что у турок стали возникать трудности со ввозом своей продукции в Россию. Опять же, такие вещи считать случайными не надо. И эти сигналы турецкая сторона уже почувствовала.

Строительно-подрядный сектор Турции в России – это, конечно, отдельная тема. Хотя он и приносит туркам большие деньги (по разным оценкам, турки держат около 30% рынка РФ). В силу того, что России нужны турецкие строители, особенно, на промышленных объектах. Коль скоро, своя отрасль после распада СССР окончательно упала и пока не восстанавливается.

И с этим приходится считаться, однако, туризма и импорта – более чем, достаточно. Особенно, туризма. Потому, что 3 млрд экспорта из Турции в РФ – это много, но не стоит преувеличивать значения этой цифры для турецкой стороны.

52.25MB | MySQL:103 | 0,727sec