О развитии турецко-пакистанского военно-технического сотрудничества в сфере вертолетной техники

Обозреватели китайского военно-технического издания «Мир авиации» (официальный печатный орган Китайской авиастроительной корпорации) в своих публикациях от 12 февраля сообщают, что официальные представители Turkish Aerospace Industries (TAI) уверены, что необходимые для продажи в Пакистан ударного вертолета T-129 ATAK разрешения от США вскоре будут получены. Как сообщил китайскому издательству представитель турецкой компании в кулуарах проходящего 11-16 февраля в Сингапуре авиасалона, необходимые разрешения могут быть подписаны в течение следующих двух месяцев с учетом налаживания отношений между правительствами Турции и США.

Известно, что в июле 2018 года военно-политическое руководство Турции подтвердило подписание Turkish Aerospace Industries контракта стоимостью 1,5 млрд долл. на поставку 30 ударных вертолетов T-129 ATAK Пакистану, предполагая, что правительство США разрешит реэкспорт американских двигателей LHTEC T800-4A. Сделка рекламировалась, как крупнейший экспортный контракт в истории оборонной промышленности Турции. Тем не менее, из-за ухудшения отношений политическое руководство Соединенных Штатов данного разрешения не предоставило. В настоящее время представители TAI заявляют, что дипломатические отношения между США и Турцией улучшаются, и проблема с задержкой поставок T-129 будет вскоре решена.

Представитель TAI также сообщил обозревателям китайского военно-технического издания, что турецкая компания намерена участвовать в конкурсе на поставку ударных вертолетов в интересах Вооруженных Сил (ВС) Филиппин. В 2017 году Министерство национальной обороны Филиппин заявило о намерении до конца 2022 года закупить до 24 ударных вертолетов для ВВС. Проект, вероятно, будет осуществляться с привлечение кредитов от страны-поставщика. В ноябре 2018 года рабочая группа, сформированная ВВС Филиппин для поддержки программы поставки вертолетов, назвала турецкую платформу T-129 в наибольшей степени соответствующей предъявляемым требованиям.

Анализ тактико-технических характеристик и фотоматериалов, приведенных китайскими экспертами позволяет судить о возможностях турецкого ударного вертолета. T-129 разработан на базе спроектированного Agusta Westland ударного вертолета A-129CBT «Мангуста», состоящего на вооружении СВ Италии с 2002 года. T-129 отличается модифицированным планером, новыми двигателями и хвостовым винтом, современными средствами отображения информации и улучшенным вооружением. Представитель TAI заявил, что компания рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион в качестве основного рынка сбыта для своего тяжелого боевого вертолета, который в настоящее время находится в стадии разработки. TAI планирует передать прототип платформы ВС Турции для испытаний в течение четырех лет. Поддерживая контракт на продажу T-129 Пакистану, TAI в декабре 2019 года открыла завод в этой стране.

По данным СМИ КНР, в последние годы отмечается активизация военно-технического сотрудничества Анкары и Исламабада в области авиационной техники:

  1. Турецкая компания Aselsan выиграла тендер на поставку 16 контейнерных систем прицеливания ASELPOD в интересах ВВС Пакистана общей стоимостью 25 млн долл. США. Данные системы будут встроены в комплекс бортового радиоэлектронного оборудования истребителя JF-17. Турецкий ВПК выиграл данный тендер у французской компании Thales и американской Lockheed Martin, которые предложили свои комплексы Damocles и Sniper. Известно, что ASELPOD позволяет обнаруживать и классифицировать наземные цели на дальности от 15 до 55 км благодаря комплексу электронно-оптического и инфракрасного обнаружения. Вероятно, указанная система позволит пилотам истребителей JF-17 применять корректируемые авиационные бомбы типа JDAM, а также боеприпасы с системами наведения по каналу GPS или по лазерному лучу. Известно, что ВВС Турции приобрели 74 системы ASELPOD, которые установлены на истребители F-16, F-4 и военно-транспортные вертолеты CN-235. Кроме того, для испытаний ВВС Пакистана будут представлены аналогичные системы производства компаний TUBITAK-SAGE и Roketsan.
  2. Предприятия ВПК Турции предлагают ВС Пакистана продукцию в секторе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Турецкие компании планируют поставлять Исламабаду как БПЛА «Байрактар-ТВ2», так и тяжелые «Анка-S» и сверхлегкие «Байкар», которые при весе 4,6 кг способны находиться в воздухе в течение часа и совершать полеты на дальность до 15 км.
  3. Представители турецкой компании Turkish Aerospace Industries подписали в 2016 году контракт с Министерством обороны Пакистана на поставку 40 ударных вертолетов Т-129 АТАК. Фактически данный контракт нарушает давние планы представителей ВПК КНР на поставку вертолетной техники в Пакистан, а именно легких ударных вертолетов «Учжи-10». Известно, что пакистанские военные ведут переговоры о приобретении вертолетов Т-129 с турецкой стороной уже пять лет, поскольку подобный легкий ударный вертолет полностью отвечает требованиям военного руководства Исламабада. Затягивание реализации сделки обусловлено опасениями турецких специалистов возможным попаданием национальных разработок в руки китайской военной разведки, которая активно сотрудничает со своими пакистанскими коллегами.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Турецкий ВПК пытается составить конкуренцию китайским разработкам на пакистанском рынке вооружений, который в КНР некоторые специалисты считают «своим». Вероятно, турецкий ВПК может получить значительные контракты в сфере вертолетной техники, если будет выполнять следующие условия: передача более 50% технологических решений, проведение работ по изготовлению/модернизации/ремонту вооружения и военной техники на территории Пакистана, а также предоставление более выгодных условий оплаты.

52.21MB | MySQL:103 | 0,713sec