О прогрессе Саудовской Аравии в реализации национальных проектов по устойчивому развитию

В последнее время Саудовская Аравия демонстрирует растущую приверженность к трансформации своей экономической системы и переходу на новую устойчивую бизнес модель инновационного развития, построенную на альтернативных нефтегазовому сектору источниках финансирования. Эта приверженность четко проявляется на политическом уровне, особенно с середины 2019 года под воздействием ослабевающих цен на углеводороды и другие внешние факторы, включая атаку со стороны йеменских хоуситов на инфраструктуру ведущей нефтедобывающей компании страны Aramco. Внешние триггеры обнажили уязвимость экономической системы страны – эпизод с хоуситами стоил временной потери 50% всей национальной добычи нефти, а декабрьское решение стран в формате ОПЕК+ о дальнейшем сокращении квот по добычи в ответ на низкие цены торпедировал экономические успехи. Теперь, по всей вероятности, истекающее в марте коллективное cоглашение стран ОПЕК+  будет вновь продлено, что приведет к новым негативным последствиям для экономики королевства. По обновленному прогнозу Всемирного банка, реальный экономический рост в 2020 году составит не более 1%.

В то же время, несмотря на декларируемую приверженность саудовских властей целям устойчивой экономики в контексте достижения амбициозных Целей устойчивого развития, реальность пока совсем иная и прогресс в переходе национальной экономики на рельсы новой устойчивой климатической и энергетической повестки пока не существенный. Попытки трансформировать аграрный сектор и создать потенциал для местного производства пока также далеки от заявленных целей и на начальном этапе требуют колоссальных инвестиций, окупаемость которых в ближайшие годы также под большим сомнением.

Поэтому, согласно реалистичным оценкам международных экспертов и экономистов, в среднесрочной перспективе Саудовская Аравия будет и далее расширять производство природного газа и нефти для обеспечения необходимой доходности и драйвера экономического роста. Согласно прогнозу Всемирного банка, производство газа в стране в ближайшее десятилетие может удвоиться. Как только ситуация на мировых энергетических рынках станет благоприятнее, Саудовская Аравия предсказуемо возобновит наращивание производства, что позволит обеспечить рост ВВП в 2020-2024 гг на уровне 2-2.2%.

Справедливости ради, нужно отметить, что определенный прогресс в трансформации страны на рельсы устойчивого развития все-таки достигнут. В эти усилия Саудовская Аравия вкладывает масштабные государственные и частные инвестиции, но с учетом ее климатических особенностей и дефицита природных ресурсов, прогресс достигается крайне медленно и возврат инвестиций пока невысокий. Важно, что страна не останавливается на достигнутом и продолжает мобилизовать политическую волю и финансовые ресурсы, чтобы двигаться на пути устойчивости. Примечательно, что рассчитываемый для отдельных стран по международной методике так называемый «день экологического долга» (country overshoot day) должен наступить в Саудовской Аравии в апреле 2020 года. Это тот предел, после которого количество использованных населением Саудовской Аравии возобновляемых ресурсов начинает превышать тот объем, который планета способна произвести. В списке предсказуемой «лидируют» нефтедобывающие страны Персидского залива (для Катара этот день уже наступил в начале февраля с.г), а также США и Канада.

Резюмируя, усилия Саудовской Аравии, сфокусированные на треке устойчивого развития, принесли определенные результаты. В то же время, целый ряд амбициозных и финансово значимых проектов потерпели фиаско. Попробуем разобраться.

На треке развития альтернативной энергетики в октябре 2019 года Саудовская Аравия запустила масштабную программу по производству возобновляемой энергии с бюджетом 28 млрд долларов США. Суть программы —  предоставление льготных кредитов в формате B2B (business to business) на проекты развития чистой энергии и производства соответствующих технологических компонентов. Задача – снизить зависимость от углеводородов в обеспечении потребностей местной энергетики. C начала запуска проекта целый ряд крупных продовольственных ритейлеров и сельскохозяйственных производителей проявили интерес и вступили в переговоры. В то же время, запущенный в марте 2019 года крупнейший в истории страны проект по производству возобновляемой энергии с бюджетом 200 млрд долларов США на основе солнечных панелей протяжённостью в несколько тысяч километров откровенно провалился, и в конце осени прошлого года власти были вынуждены его свернуть.

Не менее перспективным с точки зрений инвестиций в развитие устойчивой и зеленой экономики представляется аграрный сектор Саудовской Аравии. Здесь, разумеется, ограничений и вызовов больше, чем в энергетике с учетом ограниченности природных ресурсов (пресная вода и плодородная почва) и сложных климатических условий. Соответственно, требуется гораздо больше инвестиций и финансовых вливаний на начальном этапе, а сроки возврата прибыли более растянутые. Власти страны сфокусированы на повышении производительности аграрного сектора страны, доля которого в ВВП страны составляет сегодня лишь 2-3% ВВП. Тем не менее, благодаря инвестированию, он устойчиво растет. В 2020-2024 гг. средний рост аграрного сектора страны составит, по прогнозам экспертов, 4.5%, а ценность аграрного рынка в стоимостном выражении вырастет на 22%. Благодаря внедрению современных технологий опреснения морской воды и сберегательных технологий по расходованию и распределению водных ресурсов, удалось нарастить площади и увеличить производство пшеницы, а также диверсифицировать производство овощей и фруктов. В начале 2020 года около 50% всей питьевой воды в Саудовской Аравии производится в результате опреснения морской воды, в том числе и в отдаленных от моря районах. Например в столицу Саудовской Аравии Эр-Рияд опресненная вода насосами прокачивается и поступает из Персидского залива по водопроводу протяженностью 400-500 километров. Причем вода для резидентов столицы поступает практически бесплатно. В то же время, впереди еще много вызовов и сложностей. В аграрном секторе доля используемых для орошения и ирригации возобновляемых водных ресурсов составляет лишь 14%. При этом только в последние годы Саудовская Аравия выделила на развитие своего аграрного сектора 17.9 млрд долларов только из фонда капитальных инвестиций.  Совокупные же расходы по развитию собственного устойчивого аграрного сектора в целях минимизации зависимости от внешнего экспорта превышают 300 миллиардов долларов.

Еще одним новым направлением для инвестирования в устойчивую экономику является создание умных городов. Одним из таких примеров является запущенный правительством проект по созданию на побережье Красного моря высокотехнологичного города Неом с бюджетом 500 млрд долларов США. Начало строительство проекта запланировано в 2020 году, хотя планы по его созданию были одобрены еще в конце 2017 года. Этот проект вписывается в глобальную концепцию созданию умных городов (100% базируется на возобновляемой энергии) и ожидаемым результатом должен стать его существенный вклад в производство не нефтяного ВВП. Ожидается, что первая фаза сооружения города Неом завершится в 2025 году. Но это лишь один из пилотных проектов – правительство Саудовской Аравии намерено развивать целую сеть аналогичных проектов и закреплять свое лидерство в перспективном секторе развития умных городов, фокусируясь на модернизации трех ключевых компонентов – энергетики, транспорта и водных ресурсов.

В этом же ключе Саудовская Аравия инвестирует в модернизацию и инновационное развитие всей инфраструктуры страны, включая расширение международного аэропорта в Джидде (7.2 млрд долларов) и развитии технопарков и промышленных зон. Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии анонсировал планы по инвестированию 141 млрд долларов до 2024 года на модернизацию общественного транспорта, включая автобусы, метро и железнодорожный транспорт.

В целом, перспективы развития альтернативной экономики и уменьшения зависимости внутреннего производства от углеводородов довольно радужные, и определенный прогресс к настоящему моменту безусловно достигнут. Причем диктуются эти усилия не столько обеспокоенностью руководства Саудовской Аравии относительно климатических последствий, сколько прагматическим интересом снизить потребление нефти и газа на внутренние нужды (эта энергия, например, затрачивается в больших количествах на опреснение воды в условиях ее острого дефицита и жаркого климата). Что в свою очередь позволит снизить затраты на расходы электроэнергии и получать более дешевую ветряную и солнечную энергию для внутренних нужд. Это также позволит увеличить объемы экспорта добываемых углеводородов за рубеж для максимизации прибыли. Кроме того, создание мощностей по производству возобновляемой энергии может дать Саудовской Аравии дополнительные возможности создавать новые рабочие места в этом секторе и снизить зависимость от нефтегазового сектора. По итогам последних лет, общая доля альтернативной энергетики Саудовской Аравии выросла втрое.

52.32MB | MySQL:106 | 0,742sec