Израиль: о работе 13-ой международной ежегодной конференции INSS. Часть 11

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел ежегодную международную конференцию в Тель-Авивском университете 28-30 января 2020 года. Тема конференции этого года – «Стратегическая оценка Израиля: взгляд в следующее десятилетие». Действующие политики, лица, принимающие решения и формирующие общественное мнение, а также эксперты из Израиля и других стран обсуждали проблемы безопасности и открывающиеся в следующем десятилетии возможности по четырем основным направлениям: международная арена, Ближний Восток, вызовы внешней безопасности Израиля и внутренние социальные проблемы еврейского государства.

Модератор бригадный генерал (в отставке) Итай Брун провел панельную дискуссию в формате военной игры, в которой приняли участие: генерал (в отставке) Джозеф Л. Вотел, глава командования Вооруженных сил США на Ближнем Востоке; генерал (в отставке) Джон Р. Аллен, в 2014 году возглавил международную коалицию по борьбе с ИГ, президент Института Брукингса; подполковник (в отставке) Орна Мизрахи, старший научный сотрудник INSS; д-р Игорь Юргенс, президент Института современного развития; генерал-майор (запаса) Ницан Алон, начальник Оперативного управления Генштаба ЦАХАЛа; и г-жа Шимрит Меир[i].

Сценарий военных игр: эскалация на севере Израиля после атак ЦАХАЛа, направленных на срыв иранских попыток поставить оружие «Хизбалле» (7 иранских военных и бойцов «Хизбаллы» убиты). Иран отвечает запуском ракет с сирийской территории. «Хизбалла» запускает противотанковую управляемую ракету, в результате чего один израильский военный и двое гражданских лиц погибают. Израиль атакует 25 иранских позиций в Сирии (убиты 15 иранцев, 3 боевика «Хизбаллы» и 3 сирийца). ЦАХАЛ также атакует 3 объекта по производству высокоточных ракет в Ливане (10 оперативников «Хизбаллы» и двое гражданских лиц убиты). «Хизбалла» из Ливана запускает 30 ракет и снарядов (включая высокоточные) по Израилю, в результате чего 6 израильских граждан погибают. Бойцы «Хизбаллы» пытаются прорваться на израильскую территорию, но это им не удается. Проиранские группировки также запускают ракеты из Сирии по Израилю (без жертв). ЦАХАЛ атакует 80 объектов в Ливане и Сирии – десятки погибших. Сирийская армия переведена в режим боевой готовности. Иракские шиитские ополчения стреляют по Израилю (без жертв) и атакуют американские базы – 4 американских солдата и один офицер убит – в качестве мести за убийство К.Сулеймани.

По мнению Ш.Меир, для иранцев Сирия является удобной ареной, т.к. там, помимо прочего, нет такого общественного мнения как в Ираке или Ливане, к тому же там действуют русские, которые не допускают свержения режима Асада. Для Ирана после убийства К.Сулеймани лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла является наиболее действенным инструментом, который иранцы будут использовать против Израиля. Наконец, иранцы попытаются выдавить из региона американцев. Поэтому от Ирана следует ожидать действий в Сирии, с использование проиранских ополчений.

Подполковник (в отставке) Орна Мизрахи, представляющая в игре «Хизбаллу», заявила, что в описанном сценарии «Хизбалла» не может не отреагировать, она ответит нападением на военные объекты на севере, чтобы ослабить Израиль, хотя на данном этапе эта организация не заинтересована в войне. В случае начала боевых действий Х.Насралла постарается вести их сразу на нескольких фронтах (Сирия, Ливан или с помощью Ирана – обстреливать Израиль с других районов, включая территорию Ирана) с целью распыления сил ЦАХАЛа. В данном случае «Хизбалла» будет преследовать цель продемонстрировать свою мощь и возможности нанести ущерб Израилю.

Генерал (в отставке) Джон Аллен, в игре представляющий Сирию, заявил, что Башар Асад хотел бы сохранить некоторую легитимность и стать синонимом суверенитета Сирии. Поскольку его цель – выживание режима, ему необходимо как можно быстрее осуществить деэскалацию, а также сохранить коалицию с Россией, Ираном и «Хизбаллой». Россия является ключом к деэскалации этого конфликта. Иран должен взять под контроль силы «Аль-Кудс» и не позволить им атаковать Израиль.

Генерал-майор (запаса) Ницан Алон (выражал израильскую точку зрения) заявил, что Израиль может рискнуть напасть на Ливан и Сирию, благодаря поддержке США, экономическому давлению на Иран путем санкций и тому факту, что Б.Асад все еще борется за свое выживание. То, что сделали американцы с К.Сулеймани, говорит о том, что действия США сложно предсказуемы. Он утверждает, что иранцы не хотят войны на своей территории, а тем более войны с американцами. Поскольку Сирия до сих пор находится в состоянии войны, Израиль может воспользоваться ситуацией для продвижения своих интересов, пусть даже за счет эскалации некоторых местных конфликтов, обстрелов или проникновений на территорию Израиля.

По словам И.Юргенса, который говорил с позиции России, при таком сценарии президент В.Путин немедленно установит горячую линию с Израилем и откроет каналы связи с США, Хаменеи и Б.Асадом. Россия больше всех заинтересована в быстрой деэскалации конфликта. Россия, имеющая самые лучшие отношения с Израилем за всю историю, постарается их использовать для установления мира. Однако если израильские силы приблизятся к Дамаску, у Путина возникнет серьезная внутренняя проблема, и в этом случае Россия будет рассматривать вопрос о развертывании сухопутных войск, хотя для Путина этот вариант является крайней мерой.

Генерал (в отставке) Джозеф Вотел, представляющий позицию Соединенных Штатов, заявил, что, хотя войны можно избежать, и она не желательна, оперативный ответ США будет включать непосредственные действия против групп в Ираке, которые атаковали американские силы, поддержку Израиля и предотвращение дальнейших иранских атак. В процессе сдерживания Ирана от вступления в широкомасштабный конфликт, Соединенные Штаты использовали бы контакты с Россией, чтобы не переходить к прямой американо-иранской конфронтации.

В части подведения итогов, модератором которой выступил бригадный генерал (запаса) Уди Декель, принял участие генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, начальник Генштаба ЦАХАЛа (2015-2019), и генерал (в отставке) Дэвид Петреус, командующий Центральным командованием США (2008-2010), командующий Многонациональными силами в Ираке (2007-2008), командующий силами США и НАТО в Афганистане (2010-2011).

По словам Д.Петреуса, несмотря на высказанные ранее предположения, что убийство Касема Сулеймани приведет к региональной войне, ничего подобного не произошло. Стороны проявили сдержанность, т.к. сейчас не время проявлять агрессивность. Преемнику К.Сулеймани потребуется время, чтобы утвердиться в новой роли. Американский генерал также согласился с тем, что ответ «Хизбаллы» будет только символическим, поскольку эта организация не хочет вступать в войну с Израилем, как это было в 2006 году. Он также добавил, что Израилю удается сдерживать войну с помощью системы многоуровневой противоракетной системы «Праща Давида» и его оборонительных возможностей. Д.Петреус также согласился с оценкой Б.Асада, что, как и «Хизбалле», ему нужна помощь от сил «Аль-Кудс», но он не хочет рисковать войной с Израилем.

Генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот отметил, что способность Ирана причинить вред Израилю гораздо более ограничена, чем возможности Израиля в отношении «Хизбаллы» и Сирии. За последние шесть лет ситуация на северных рубежах  Израиля была относительно спокойной, и сдерживание сыграло ключевую роль. В течение этого времени Израиль прилагал усилия по предотвращению закрепления Ирана в Сирии, разрушал подземные тоннели, пытался помешать реализации проекта высокоточных ракет в Ливане и оказывал помощь в победе над ИГ. Такое окно возможностей для Израиля необходимо максимально расширить. По словам Г.Айзенкота, конфронтация с Ираном будет чрезвычайно сложной, но Израиль обладает значительными возможностями. Несмотря на спокойствие с 2006 года, желание «Хизбаллы»/Ирана угрожать Израилю не уменьшилось. Иран преследует три цели: сохранить режим, добиться региональной гегемонии (чем успешно занимался К.Сулеймани на протяжении 20 лет) и получить ядерное оружие.

По мнению Д.Петреуса, вполне возможно, что Соединенным Штатам необходимо будет отреагировать на нападение на Израиль, но это произойдет после более длительной серии промежуточных шагов. Тем временем В.Путин захочет принять участие и стать главным влиятельным лицом. Что касается Б.Асада, то, по словам Д.Петреуса, все стороны хотели бы, чтобы он ушел, но в этом случае совсем не обязательно на его место придет некая объединяющая страну сила, и при этом в реальности Сирия не является единой или суверенной. Поэтому, даже если Б.Асад будет свергнут, придет какая-то другая группа, которой вся Сирия присягнет на верность.

В заключение Г.Айзенкот сказал, что, хотя стратегическая ситуация Израиля улучшилась по сравнению с предыдущими годами и другими акторами в регионе, страна все еще сталкивается с серьезными угрозами, которые могут привести к эскалации и масштабной войне из-за тактического просчета. Главный урок здесь заключается в том, чтобы продолжать действовать в израильских интересах, сотрудничая, где это возможно, с региональными партнерами и США, а также делать все возможное, чтобы сохранить спокойствие, установившееся на протяжении последних лет.

[i] War Games in the North and a Surprising Display of Restraint // INSS — https://www.inss.org.il/war-games-in-the-north-and-a-surprising-display-of-restraint/?offset=undefined&posts=undefined&outher=undefined&from_date=undefined&to_date=undefined

52.29MB | MySQL:103 | 0,768sec