Взгляды военно-политического руководства Ирана на роль вооруженных сил и ракетного оружия в обеспечении реализации национальных интересов

По мнению иранского руководства одним из основных направлений внешней и внутренней политики государства является превращение Исламской Республики Иран (ИРИ) в мощного лидера на Ближнем и Среднем Востоке и особенно в зоне Персидского залива. Китайские специалисты отмечают, что основные положения военной политики руководства страны конкретизированы в «Доктрине национальной безопасности» Ирана. Ее идеологическую основу составляет учение аятоллы Хомейни, которое предполагает проведение «экспорта» Исламской революции иранского образца в другие страны на основе использования трех основных методов:

— «мирного» (с широким использованием пропагандистских кампаний);

— «полувоенного» (с использованием подрывной и диверсионно-террористической деятельности);

— «военного» (развязывание конфликтов и проведение военных действий). На нынешнем этапе развития приоритет отдается «мирному» методу, что позволяет проводить последовательное наращивание военной мощи и развивать ряд перспективных видов вооружений, в частности, ракетное вооружение.

Для решения возникающих в процессе экспорта Исламской революции, глобальных политических и военных задач, согласно основным положениям учения Хомейни, необходимо было обеспечить создание национальных вооруженных сил, с перспективой их разворачивания при необходимости в «Исламскую армию 20 миллионов».

Известно, что Вооруженные Силы (ВС) ИРИ являются крупнейшими по численности на Ближнем и Среднем Востоке. Они обладают опытом ведения боевых действий, полученных в ходе ирано-иракской войны (1980-1988 г). В основе их строительства лежат военно-политические цели руководства Ирана, а также экономические возможности, национальные и религиозные особенности страны.

В соответствии с «Доктриной национальной безопасности» Исламской Республики Иран вооруженные силы предназначены для обеспечения государственного суверенитета и государственной целостности страны, защиты ее национальных интересов, хранения существующего строя, а также для оказания военной помощи исламским нациям с целью защиты их территорий и их самих от агрессора по просьбе вышеуказанных наций.

Строительство ВС Ирана ведется в соответствии с программой реорганизации и модернизации, предусматривающей совершенствование органов управления и организационно-штатной структуры войск, их вооружение современным оружием и военной техникой, улучшение подготовки кадров и развитие собственного военного производства. Военные расходы Ирана составляют около 9 млрд долл. в год (при государственном бюджете около 40 млрд долл. в год).

По данным СМИ КНР, программа модернизации ВС Ирана предусматривает достижение максимально возможного обеспечения потребностей ВС за счет расширения собственного военного производства. В настоящее время в этой сфере насчитывается более 200 крупных и мелких предприятий с численностью персонала более 40 тыс. человек.

Особенностью организационной структуры ВС Ирана является одновременное существование в их составе двух параллельных и независимых структур — Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в каждом из которых имеются собственные Сухопутные войска, ВВС и ВМС с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и в военное время. В последние годы наблюдается тенденция к постепенному сближению и дальнейшему слиянию структур Армии и КСИР в единый организм с общей системой подчиненности в рамках ВС.

По мнению американских экспертов, в связи с тем, что на проведение полноценной модернизации вооруженных сил у Ирана в течение последних двух десятилетий не хватает средств, существенный приоритет был отдан реализации ракетной программы, выполнение которой рассматривается как универсальное средство укрепления оборонной мощи, стратегических позиций страны в регионе и международного статуса страны.

Главной ударной силой Ирана, по мнению военно-политического руководства страны, являются Ракетные войска, входящие в состав ВВС КСИР. Как отмечают иранские эксперты, их значение для обороноспособности страны выходит за рамки задач, возлагаемых на данный вид вооруженных сил.

По заявлениям военно-политического руководства страны, Иран планирует создать достаточные по количественному составу ракетные войска с такой максимальной дальностью стрельбы, которая бы позволила их рассредоточить по территории страны с целью их вывода из под возможного контрудара.

Китайские специалисты считают, что среди политических целей, которые преследует военно-политическое руководство Ирана, делая упор на разработку ракетного вооружения, следует отметить следующие:

— желание обрести больший политический вес в между народных отношениях;

— стремление Ирана стать региональным лидером на Ближнем и Среднем Востоке, а также в зоне Персидского залива;

— возможность продолжения экспорта идей Исламской революции в другие страны с позиций мощного мусульманского государства;

— достижение баланса военной мощи по сравнению с союзниками США в регионе (Турции, КСА, ОАЭ, Израиля);

— возможность обеспечения в перспективе угрозы нанесения ударов непосредственно по территории США;

— обретение паритета в номенклатуре вооружений с государствами региона.

На вооружении сухопутных войск Армии и КСИР Ирана находятся тактические ракетные комплексы «Огаб», а также неуправляемые тактические ракеты серии «Назеат», «Шахин», «Фаджр» и «Мушак» (в составе артиллерийских бригад). Ракетное вооружение оперативно-тактического назначения структурно входит только в ВВС КСИР, которые являются самостоятельным видом ВС Ирана и по взглядам военно-политического руководства должны решать следующие задачи:  нанесение ракетных ударов по группировкам войск противника, его военным и экономическим объектам; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС.

Известно, что основной тактической единицей в Ракетных войсках ВС Ирана является ракетная бригада. В настоящее время вооруженные силы Ирана имеют в своем боевом составе 4 ракетные бригады (2 бригады оперативно-тактических ракет (ОТР) и 2 бригады тактических ракет (ТР), каждая из которых включает 4 ракетных дивизиона. На вооружении ракетного дивизиона находится 4 пусковые установки. В каждой ракетной бригаде насчитывается около 800 чел. личного состава. 2 ракетные бригады имеют на вооружении оперативно-тактические ракетные комплексы «Скад-В и Скад-С» (3 ракетных дивизиона «Скад-В» и 1 ракетный дивизион «Скад-С в каждой бригаде). Еще 2 ракетные бригады имеют на вооружении тактические ракетные комплексы (3 ракетных дивизиона ТР собственного производства и 1 ракетный дивизион «Луна-М» в каждой бригаде). В настоящее время на вооружение Ирана находится более 400 ракет класса «поверхность-поверхность».

Таким образом, военно-политическое руководство Ирана, реализуя национальные интересы, определило цели и задачи по созданию и собственного ракетно-ядерного оружия, которые, как представляется, пересмотру не подлежат. К этому объективно подталкивает проводимая США политика в регионе и складывающаяся здесь обстановка. Причисление Ирана к так называемой «оси зла» автоматически стало мощным импульсом для ракетно-ядерной программы Тегерана. Можно считать, что создание ракетно-ядерного щита в Иране идет, несмотря на все словесные заверения официальных представителей, форсированными темпами. Тегеран твердо намерен продолжить разработку своих программ вне зависимости от мнений Вашингтона. Обладание ракетно-ядерным оружием – сегодня единственный способ для Тегерана в значительной степени воспрепятствовать реализации американских планов на Ближнем Востоке и выстроить политику сдерживания в отношении потенциальных противников, обладающих несравненно большим военным потенциалом. Несомненно и то, что иранская ракетно-ядерная программа даст мощный толчок дальнейшему вооружению стран региона, поскольку объективно потребует создания и совершенствования национальной системы противоракетной обороны Израиля и стран Персидского залива.

52.19MB | MySQL:103 | 0,600sec