О перспективах турецко-израильского сближения для реализации газовой стратегии

Приоритеты Иерусалима в Восточном Средиземноморье кажутся вполне определенными, под чем подразумевается в узком смысле треугольник Израиль-Греция-Кипр, а в широком – Газовый форум региональных государств со штаб-квартирой в Каире, поддерживаемый Вашингтоном и Парижем. При этом Анкара по различным причинам, включая конфликт с Никосией, длительное время не рассматривалась как возможный партнер в будущем, чем отличалась даже от Ливана, подключение которого к Газовому форуму считается перспективным, но препятствует этому отсутствие прогресса в деле разграничения морской границы с Израилем. Свидетельства отхода от этих установок стали появляться в последнее время.

В турецком экспертном сообществе продолжает обсуждаться вероятность турецко-израильского потепления, толчком для которой должны стать именно взаимные интересы в газовой сфере. При этом, как сообщается, одним из главных преимуществ для Иерусалима должно стать то, что стоимость газа, транспортируемого в Европу через Турцию должна оказаться ниже не только «голубого топлива», которое в будущем должно поставляться через подводный газопровод EastMed, но и экспорта через Египет. Сама Анкара за счет этого будет продолжать выход из изоляции, в которую попала из-за отстраненности от проектов, реализуемых в Восточном Средиземноморье.

По словам адмирала ВМС Турции Дж.Яйджи: «есть очень важный шаг, который мы должны сделать сейчас. Мы должны как можно скорее подписать с Израилем соглашение, подобное тому, которое мы заключили с Ливией. Этот шаг определенно должен быть сделан». Причем, по мнению турецкого эксперта С.Углена из Центра экономических и внешнеполитических исследований EDAM (Стамбул), уже имеющаяся договоренность с Ливией, о которой он говорит, не будет помехой, поскольку, соглашение Р.Т.Эрдогана и Ф.Сарраджа имело целью лишь вывод Турции из изоляции под чем подразумевается названная выше система союзов, куда в том числе включен и Израиль. Примечательно здесь также и то, что израильская сторона довольно сдержанно реагировала на турецко-ливийскую сделку, выдвинув на первый план в борьбе с ней своих союзников – Грецию и Кипр. Уже этот факт был воспринят некоторым как сигнал, свидетельствующий о возможностях налаживания отношений.

Стоит сказать, что и в израильском экспертом сообществе также распространяется мысль о том, что контакты с Анкарой в многостороннем формате игнорируются зря. Так, руководитель израильского Mitvim, занимающегося изучением региональной политики страны, Н.Горен полагает, что Турция не менее важна, чем Ливан, однако для привлечения ее к взаимодействию необходимо будет разрешить противоречия, имеющиеся у страны с другими участниками Газового форума. Это кажется еще более сложной задачей, чем с тем же Ливаном, но в целом важен уже сам факт рассмотрения подобной перспективы, еще около года назад считавшейся невозможной. Отдельно стоит сказать, что Анкаре придется самой разрешать свои проблемы с государствами-участниками Газового форума, поскольку, как отмечается тем же Mitvim, Иерусалиму слишком невыгодно открыто в это вмешиваться.

Ранее израильская радиостанция Kan сообщила об интересе турецкой стороны к налаживанию контактов с Иерусалимом в энергетической сфере. Препятствием для дальнейшего прогресса считается политическая ситуация в Израиле, а потому, как утверждали СМИ со ссылкой на неназванного представителя турецких правительственных кругов, продолжение диалога будет возможно после формирования нового кабинета министров. Особая важность придается кандидатуре будущего главы энергетического ведомства. Важно, что сообщая об этом, турецкие источники не называют предпочтительные для себя политические силы, а потому, в целом готовы взаимодействовать с любым кабинетом министров в Израиле, рассчитывая на прагматизм властей страны.

Таким образом, факт продолжительных контактов между Анкарой и Иерусалимом, подорванных инцидентом с судном Mavi Marmara, позволяет сторонам сохранять потенциал для перезапуска сотрудничества, одной из перспективных сфер которого является энергетика. Каким бы ни было будущее израильское правительство, оно будет стремиться развивать экспортную составляющую газовой отрасли страны, для чего необходимы партнеры обладающие развитой инфраструктурой. Анкара этому критерию вполне соответствует. При этом стоит отметить, что большинство экспертов, говоря о потенциальной выгоде, учитывают лишь стоимость будущей транспортировки газа, влияющей на конечную цену для потребителей. В действительности есть еще факторы политической стабильности и риски террористической угрозы, руководствуясь которыми Турция может оказаться стратегически более стабильным партнером, нежели Египет.

Однако остается большое количество неразрешенных региональных проблем. В их числе палестинская, актуализировавшаяся в связи со «сделкой века», впрочем, она для турецко-израильского взаимодействия в энергетике, скорее, фоновая. Параллельно с этим эксперты отмечают, что Анкара и Иерусалим вполне могли бы найти общий язык по сирийской проблематике, а именно в том, что касается ограничения иранского влияния. Основным препятствием можно считать противоречия Турции с одной стороны, Греции и Кипра с другой. Причем если турецкие эксперты настаивают, что у Анкары нет планов ограничивать сотрудничество Иерусалима с Афинами и Никосией, поскольку Турции самой интересно влиться в региональные процессы, то Греция и Кипр, в свою очередь, наоборот видят в этом повышенную угрозу, опасаясь, что в конечном итоге Израиль начнет играть на турецкой стороне.

Дабы не подорвать уже существующий союз ради возможного Израиль на нынешнем этапе будет действовать сдержанно, избегая первым выдвигать инициативу, особенно в том, что касается привлечения Турции к работе Газового форума государств Восточного Средиземноморья. Здесь могли бы оказать содействие внешние игроки, но США пока о своем интересе в турецко-израильском потеплении не заявляют, а Франция поддерживает в конфликте Грецию.

62.84MB | MySQL:102 | 0,637sec